Чем отличается дополнение от обстоятельства. Дополнение и обстоятельство: виды этих членов предложения Как отличить дополнение от обстоятельства места
В предложении, кроме подлежащего и сказуемого, составляющих его грамматическую основу, могут быть использованы второстепенные члены, уточняющие, конкретизирующие или дополняющие содержание. К ним относятся дополнения, определения и обстоятельства. Каждая группа второстепенных членов предложения выполняет в речи свою конкретную синтаксическую функцию.
Что такое дополнение и обстоятельство
Дополнение
– связанный со сказуемым второстепенный член предложения, который называет предмет или лицо, выступающие объектом действия в конкретной речевой ситуации.
Обстоятельство
– второстепенный член предложения, указывающий на способ, образ или другой признак действия, выраженного сказуемым.
Сравнение дополнения и обстоятельства
В чем же разница между дополнением и обстоятельством?
Дополнение может быть выражено существительным, местоимением или субстантивированной частью речи, занимающими в структуре предложения позицию после распространяемого слова. Обычно это глагол, с которым дополнение связано способом управления. Такую связь определяют по вопросам косвенных падежей.
Переход (через что?) через перевал оказался сложным.
Цветы поставили (во что?) в вазу.
Дополнение указывает на объект действия или средство, при помощи которого оно совершается: вязать крючком; кормить завтраком; гонять голубей; читать книгу.
Обстоятельство выражается наречием, деепричастием или деепричастным оборотом, в некоторых случаях – существительным и словосочетанием с обстоятельственным значением. К обстоятельству можно поставить вопросы: как? каким образом? когда? с какой целью? в какой мере? где? почему?
(Когда?) Изредка срывался ветер и доносил (откуда?) со стороны моря невнятный шум.
Он жил (как?) просто, заботясь только о хлебе насущном.
Обстоятельство всегда связано со сказуемым, но структурно может быть отделено от него другими членами предложения.
Таким образом, дополнение и обстоятельство выполняют в предложении разные смысловые и синтаксические функции.
TheDifference.ru определил, что отличие дополнения от обстоятельства заключается в следующем:
Обстоятельство указывает на образ, способ или время действия, то есть обстоятельства, при которых оно протекает. Дополнение обозначает объект или средство действия.
Обстоятельство выражается наречием или близкими к нему по значению частями речи. Дополнение чаще всего выражено существительным или местоимением.
К дополнению можно поставить вопросы косвенных падежей. Вопросы, адресованные к обстоятельствам, зависят от способа выражения обстоятельственного значения.
В предложении, кроме подлежащего и сказуемого, составляющих его грамматическую основу, могут быть использованы второстепенные члены, уточняющие, конкретизирующие или дополняющие содержание. К ним относятся дополнения, определения и обстоятельства. Каждая группа второстепенных членов предложения выполняет в речи свою конкретную синтаксическую функцию.
Определение
Дополнение – связанный со сказуемым второстепенный член предложения, который называет предмет или лицо, выступающие объектом действия в конкретной речевой ситуации.
Обстоятельство – второстепенный член предложения, указывающий на способ, образ или другой признак действия, выраженного сказуемым.
Сравнение
Дополнение может быть выражено существительным, местоимением или субстантивированной частью речи, занимающими в структуре предложения позицию после распространяемого слова. Обычно это глагол, с которым дополнение связано способом управления. Такую связь определяют по вопросам косвенных падежей.
Переход (через что?) через перевал оказался сложным.
Цветы поставили (во что?) в вазу.
Дополнение указывает на объект действия или средство, при помощи которого оно совершается: вязать крючком; кормить завтраком; гонять голубей; читать книгу .
Обстоятельство выражается наречием, деепричастием или деепричастным оборотом, в некоторых случаях – существительным и словосочетанием с обстоятельственным значением. К обстоятельству можно поставить вопросы: как? каким образом? когда? с какой целью? в какой мере? где? почему?
(Когда?) Изредка срывался ветер и доносил (откуда?) со стороны моря невнятный шум.
Он жил (как?) просто, заботясь только о хлебе насущном.
Обстоятельство всегда связано со сказуемым, но структурно может быть отделено от него другими членами предложения.
Таким образом, дополнение и обстоятельство выполняют в предложении разные смысловые и синтаксические функции.
Выводы сайт
- Обстоятельство указывает на образ, способ или время действия, то есть обстоятельства , при которых оно протекает. Дополнение обозначает объект или средство действия.
- Обстоятельство выражается наречием или близкими к нему по значению частями речи. Дополнение чаще всего выражено существительным или местоимением.
- К дополнению можно поставить вопросы косвенных падежей. Вопросы, адресованные к обстоятельствам, зависят от способа выражения обстоятельственного значения.
Приложения рассматриваются обычно как разновид-ность определения.
Второстепенные члены непосредственно или опосредованно связаны с грамматической основой , то есть от грамматической основы можно задать вопрос к второстепенному члену, от этого второстепенного члена - к другому и т.д.
Испуганное лицо молодой девушки выглянуло из-за деревьев (Тургенев).
Грамматическая основа - лицо выглянуло . От подлежащего можно задать вопросы к двум словам: лицо (какое?) испуганное ; лицо (чьё?) девушки . От определения девушки можно задать вопрос к одному слову девушки (какой?) молодой . Сказуемое выглянуло связано с существительным с предлогом: выглянуло (откуда?) из-за деревьев .
Таким образом, в одно предложение входят все слова, которые так или иначе связаны с грамматической основой. Это особенно важно при расстановке знаков препинания в сложном предложении. Запятыми (реже другими знаками) части сложного предложения отделяются друг от друга. Поэтому для проверки знаков препинания надо четко представлять, где находятся эти границы.
Вечером пока мы молча ожидали Асю я убедился окончательно в необходимости разлуки (Тургенев).
Чтобы правильно расставить знаки препинания в этом предложении, надо:
а) выделить грамматические основы;
б) установить, какие слова связаны с этими основами.
В данном предложении две грамматические основы:
1 - я убедился ; 2 - мы ожидали .
Значит, предложение сложное.
С первой грамматической основой связаны слова: убедился (как?) окончательно ; убедился (в чём?) в необходимости ; убедился (когда?) вечером ; в необходимости (чего?) разлуки . Следовательно, первое предложение будет иметь вид: Вечером я убедился окончательно в необходимости разлуки.
Со второй грамматической основой связаны слова: ожидали (кого?) Асю ; ожидали (как?) молча . Пока является временным союзом в придаточном предложении. Следовательно, второе предложение будет иметь вид: пока мы молча ожидали Асю , причем оно находится внутри главного предложения.
Итак, знаки препинания в сложном предложении следует расставить следующим образом:
Вечером, пока мы молча ожидали Асю, я убедился окончательно в необходимости разлуки.
Но для правильной расстановки знаков препинания необходимо не только выявить все второстепенные члены предложения, но и определить их конкретный тип (определение, дополнение, обстоятельство), поскольку каждый из второстепенных членов имеет свои правила обособления. Следовательно, неправильный разбор второстепенных членов может привести к ошибкам в пунктуации.
Каждый из второстепенных членов имеет свою систему вопросов.
- Определение
отвечает на вопросы какой? чей?
Красное платье; весёлый мальчик.
- Дополнение
отвечает на вопросы косвенных падежей.
Увидел друга .
- Обстоятельства
отвечают на вопросы наречий: где? когда? как? почему?
и др.
Ожидали молча .
Обратите внимание!
К одному и тому же второстепенному члену иногда можно задать несколько разных вопросов. Особенно часто это происходит в том случае, если второстепенный член выражен именем существительным или местоимением-существительным. К ним всегда можно задать морфологический вопрос косвенного падежа. Но далеко не всегда существительное или местоимение будет дополнением. Синтаксический вопрос может быть иным.
Например, в сочетании лицо девушки к существительному в родительном падеже можно задать морфологический вопрос: лицо (кого?) девушки . Но существительное девушки в предложении будет являться определением, а не дополнением, потому что синтаксический вопрос будет иным: лицо (чьё?) девушки .
Конспект урока – практикума русского языка в 4-ом классе
по учебнику «Русский язык» по системе «Загадки членов предложения /особенности отличий дополнения и обстоятельства/»
МОУ «Гимназия №6» г.. Новочебоксарска
Форма урока: повторительно-обобщающая
Цель урока:
1. Разрушить стереотип, который закладывается у учеников младших классов, после изучения темы «Члены предложения», что определённым частям речи соответствуют определённые члены предложения.
2. Ввести понятие «разумный вопрос», который отличается от вопросов смысловых и вопроса косвенных падежей.
«Разумный вопрос – это тот вопрос, который наиболее полно отражает лексическое значение словосочетания».
1.Показать детям, что нет прямой взаимосвязи между членами предложения и частями речи.
План урока:
I Постановка цели урока.
II Минутка чистописания – первая проблема; какая часть речи может выступать в роли сказуемого.
III Словарная работа – вторая проблема; какая часть речи может выступать в роли подлежащего.
IV Сравнение дополнения и обстоятельства.
А) понятие «разумный вопрос»;
Б) групповая работа;
В) вывод – третья и четвёртая проблема; какая часть речи может выступать в роли дополнения, обстоятельства..
V. Давайте, порассуждаем. Опираясь на лексическое значение слова, определить, какое слово выступает в роли подлежащего.
VI Рефлексия.
VII Выводы. Домашнее задание.
Ход урока
I . Организационный момент. Постановка целей урока
Постановка общей цели урока – Постараться решить одну из загадок предложения на материале русских народных пословиц. Какие части речи могут стать сказуемым, подлежащим, дополнением, определением, обстоятельством. Есть ли прямая связь между частями речи и частями предложения.
Основная задача урока – рассмотреть, как можно отличить дополнение от обстоятельства.
1. Перед вами кроссворд. Он введёт ключевые, главные понятия нашего урока.
На какие группы можно разделить все слова кроссворда?
Части речи
Члены предложения.
Заполним таблицу связи частей речи и членов предложения, и к концу урока проследим, есть ли изменения в таблице.
Когда я говорю «подлежащее», то о какой части речи вы думаете? - Когда я говорю «сказуемое», то о какой части речи вы думаете?
Когда я говорю « дополнение», то о какой части речи вы думаете? - Когда я говорю «определение», то о какой части речи вы думаете? - Когда я говорю «обстоятельство», то о какой части речи вы думаете?
Чаще всего после ответа на вопросы заполняется таблица именно так.
Имя существительное
Имя прилагательное
Подлежащее
Сказуемое
Дополнение
Определение
Обстоятельство
Это наша таблица – стереотипов. Посмотрим, какие изменения произойдут с ней во время урока.
II Минутка чистописания.
Обратите внимание, какая буква появилась в кроссворде в пересечении слов, обозначающих члены предложения? Вот на минутке чистописания мы и запишем слоги и слияния букв с буквой е.
ые не де ле
Написание этих слогов и слияний закрепим, написав пословицу .
«Работа да руки – надёжные в людях поруки.»
В каких орфограммах встретилась буква е?
Объясните значение данной пословицы? (Если требуется, то необходимо объяснить значение всех слов)
Найдите основу этого предложения.
О чём говориться в предложении?
О работе да руках
Что говориться о подлежащем?
Работа и руки – это поруки
Вывод . В роли сказуемого выступает существительное.
III Словарная работа
Перед вами на доске словарные слова, такие же слова у вас на листочках. Вставьте пропущенные буквы
Б…седовать, г..реть, езд..ть, ж..лать, ж..лтеть, невол..ть, нег..довать, ненавид..ть, св..ркать, се..ть, ф..нтазировать, шествов..ть, п..чалить, ф..нишировать, к..мандовать, в..лшебник, сн..гирь.
Ученики, вставив буквы, проводят взаимопроверку с соседом по парте. Составьте предложения с данными словами.
Показать пример употребления в пословице словарного слова.
«Людей ненавидеть – душу печалить». Сделаем синтаксический разбор предложения./Выделим основу, второстепенные члены, дадим его характеристику./
Вывод . В роли подлежащего выступает глагол неопределённой формы.
/ВЕРНУТЬСЯ И ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ/
IV Сравнение дополнения и обстоятельства
А.1. Вспомнить классификацию членов предложения. Дать с детьми полные и точные определения членам предложения.
Члены предложения
Главные члены предложения
/ грамматическая основа предложения/
Второстепенные члены предложения
Подлежащее
Определение
Сказуемое
Дополнение
Обстоятельство
2. В чём сложность различия дополнения и обстоятельства.
/учащиеся должны отметить, что чаще всего к одному и тому же слову можно поставить два вопроса, смысловой и косвенный, не отличаются по частям речи/
Задание 1.
Выпишите словосочетания с выделенными словами и поставьте правильный вопрос.
Выберите нужный вопрос./ Работу комментируют учащиеся./
Материнская молитва со дна моря (откуда? с чего?) вынимает.
Вынимает (откуда?))со дна, («со дна » выступает в роли обстоятельства места)
Правда не стоит (где? на чём?) на миру , а по миру ходит.
Не стоит (где?) на миру, («на миру» выступает в качестве обстоятельства места)
Своя земля и в горстке (в чём? где?) мила.
Мила (в чём?) в горстке, (« в горстке» выступает в качестве дополнения)
Не всякий, кто читает, (в чём? где?) в чтении силу знает.
Силу знает (в чём?) в чтении, («в чём» выступает в качестве дополнения)
(в чём? где?) В бедах человек умудряется.
Умудряется (где?) в бедах.(«в бедах» выступает в качестве обстоятельства)
При разборе данных словосочетаний очень важно разобрать лексическое значение пословиц, уточнить значение данных слов, показать их обобщающий характер.
Вывод . Для правильной постановки вопроса надо знать
лексическое значение словосочетания в конкретной пословице, т. е. надо выбирать разумный вопрос.
3.Анализируем схему «разумный вопрос».
Разумный вопрос
Вопрос косвенных падежей
Смысловой вопрос
дополнение
обстоятельство
Б. Групповое задание
Отец поехал
Почему?
Куда?
С какой целью?
Зачем?
Что делать?
Он посоветовал
Что?
Что делать?
Задание в группах. Вам даны предложения, попробуйте поставить разумный вопрос к слову «учиться».(Можно посоветовать приём, применяемый в старших классах. Закройте слово «учиться» и тогда вопрос ставить легче)
Он посоветовал (что?) учиться (дополнение).
Отец поехал (с какой целью?) учиться (обстоятельство цели).
Вывод. В роли дополнения и обстоятельства может выступать глагол.
/ВЕРНУТЬСЯ И ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ/
Имя существительное
Имя прилагательное
Подлежащее
Сказуемое
Дополнение
Определение
Обстоятельство
В. Самостоятельная работа.
Задание 2.При работе с этим заданием очень важно выяснить значение пословиц.
Определите, каким членом предложения являются выделенные слова.
Жить – родине служить. (слово «жить» является подлежащим)
Молоденький умок – вешний ледок . (слово «ледок» является сказуемым)
Наукою люди кормятся. (слово «наукою» является обстоятельством)
Детей наказывай стыдом , а не грозою и бичом. (слово «стыдом» является дополнением)
Поехали гостевать , а приехали горевать. (слово «гостевать» является обстоятельством)
Вывод.
Очень важно ставить разумный вопрос, который позволяет правильно определять член предложения.
V Давайте, порассуждаем .
На доске записаны слова
Давайте подумаем, какую русскую народную пословицу мог из этих слов составить народ. Что бы он поставил на первое место «хотение» или «умение». Какое из этих слов является подлежащим.
Обращаясь к словарям – первоисточникам мы видим
первоначальную форму записи пословицы «Умение рождает хотение».
(В современной трактовке дети чаще всего эту пословицу читают «Хотение рождает умение», аналогичную работу можно провести по пословице «Честь ум рождает».)
VI Рефлексия.
А теперь давайте оценим свою работу на уроке, заполнив листочки самооценки.
Побудь учителем минутку, поставь оценку, но не в шутку.
Успешность
Словарная работа
Задание № 1.
Групповая работа
Задание №2
Самооценка
VII Вывод. Домашнее задание.
· Чтобы правильно отличать дополнение от обстоятельства, надо уметь ставить разумный вопрос, который передаёт лексическое значение словосочетания.
· Член предложения не связаны напрямую с частями речи.
Имя существительное
Имя прилагательное
Подлежащее
Сказуемое
Дополнение
Определение
Обстоятельство
· Таблица, заполняемая нами в ходе урока, показывает, что глагол может выступать в роли подлежащего, дополнения, обстоятельства.
2.Домашнее задание.
Попробуйте составить предложение, в котором слово «учиться » выступило бы в роли определения.