Учимся писать рассказы. Как написать рассказ
Для кого-то написать короткий рассказ – это однодневная работа, но для кого-то это может оказаться непостижимой задачей. Особенно, когда писатель ограничен объемом и должен суметь раскрыть идею истории всего в 250 словах. Такое сочинение требует тщательной подготовки и профессионального оформления. Этому мастерству можно поучиться у эксперта краткости – Антона Павловича Чехова. Его произведения – прекрасный пример, как создать гениальный рассказ.
ЧТО ТАКОЕ РАССКАЗ?
Рассказ – это литературный жанр, которому свойственны небольшой объем и огромная концентрация смысла. Всего в нескольких абзацах автор должен изложить самую суть истории – только самое главное, о чем хочет сказать автор. Как правило, это рассказ об одном событии или герое, сгруппированный вокруг определенного эпизода. Малый объем рассказа определяет и его стилистическое единство. Весь рассказ должен быть цельным. Не стоит забывать, что сюжет рассказа также строится на основе драматургии. У любого сочинения есть:
- Завязка , оно же введение – с чего все началось
- Конфликт – основной вопрос или проблема, которую должен решить герой
- Кульминация – самый острый момент в рассказе, через который решается проблема
- Развязка – к чему привело решение проблемы.
ИДЕЯ
Изначально, писатель должен определиться, о чем будет рассказ, кто или что будет центральным героем или объектом в рассказе. Поразмышляйте о том, какую идею или проблему вы хотите поднять в своем рассказе.
Сюжет рассказа
Не распыляйтесь на долгие и детальные описания. Каждое предложение должно добавлять к тексту что-то новое и «двигать» историю вперед.
КОНФЛИКТ
Сконцентрируйтесь на одном событии: придумайте центральный конфликт для своего персонажа
Кульминация
В хорошем коротком рассказе всегда есть захватывающий момент, в котором главный герой или герои события переполнены теми или иными эмоциями. Кульминация обычно происходит во второй половине рассказа или даже ближе к концу. Оригинальная кульминация заставляет читателя задуматься о прочитанном.
Придерживайтесь одного стиля
Стиль – это основной элемент речи. Помните, что история должна быть единой, как в сюжете, так и в языке. Если вы повествуете свой рассказ от первого лица – придерживайтесь одного ракурса.
Не знаете как правильно написать рассказ? Вопрос действительно интересный. Мою версию ответа на него вы узнаете из этого поста. С приходом Интернета в нашу жизнь количество желающих оставить след в истории растет на глазах. Раньше опусы молодых литераторов с трудом доходили до алчущего новых впечатлений читателя, но теперь в Сети каждый желающий автор может получить свою порцию славы от жителей виртуального пространства.
Как правило, творческий путь молодой автор начинает с рассказа. Прежде всего, работает простой принцип психологии: рассказ значительно меньше повести или тем более романа, а это значит, что и писать его легче. И создаются груды новых неказистых и дурно пахнущих творений на «радость» уставшему от ковыряния в этом всем читателю. В данной статье я расскажу, как написать рассказ и не причинить «пользу» читателю.
Герой
Герой должен быть лаконично описан, всего в двух-трех предложениях у читателя обязан открыться перед глазами образ главного движителя истории. Движитель должен быть незабываемым, с яркой чертой, за которую читатель сможет ухватиться. В рассказе все концентрировано — и сюжет и герой. Дайте герою возможность стать изюминкой вашего блюда под названием «рассказ». Совет: читайте Чехова, и ваши герои сами собой станут лучше.
Сюжет
Сюжет в рассказе четкий и продуманный. Вообще, правильно писать рассказ — это как проектировать дом. Все должно быть на своих местах и по делу, иначе это лишь потеря времени, денег и нервов. Относитесь серьезнее к созданию рассказа. Сразу определите поворотные моменты сюжета. Кто, когда и зачем появляется. Смело убирайте лишнее! Читатель вам не простит размазывания вашего творчества по его искушенному сознанию. Четко понимайте, где окажется ваш герой в конце рассказа и почему.
Сюжет в рассказе должен быть динамичным и захватывающим. Каждый поворот должен иметь «крючок». Он зацепляет либо сознание, либо чувства читателя, не оставляя ему шанса на то, чтобы оторваться от произведения. Динамичность достигается за счет чередования действия и чувств. Пусть ваш герой признается в любви на крыше падающего небоскреба, поймав в воздухе так давно желанную возлюбленную. Совет: концентрируйте мысли, чувства и действия в каждом эпизоде.
Финал
Финал рассказа должен бить читателя по голове и валить его с ног. Как хорошая дубина, финал должен быть мощным аргументом в руках, чтобы запечатлеть в памяти ваше творчество. Он обязан перевернуть ход всех событий с ног на голову. Изменится мир до узнаваемости — и вы покорите читателя. Пусть принц станет нищим. Бедный познает богатство. Близкий человек окажется пришельцем с другого конца света. Концовка рассказа — это ваш козырь. Будьте предельно к нему внимательны.
Помимо классического «перевертыша» хорошо воспринимаются читателем «трудные достижения». Когда непреодолимая сила давит на героя со всех сторон, но он находит в себе силы одержать над ней верх. Давайте вспомним рассказ Хемингуэя «Старик и море».
Еще одним хорошим финалом может стать «осознание». Этот вариант финала предполагает, что читатель получить какое-то важное в жизни осознание. Мир предстанет перед ним в каком-то новом свете, появятся новые грани и нотки. Совет: читайте эзотерические романы, Коэльо например, там бесценный кладезь для озарений, которых хватит не на один рассказ.
Финалов может быть огромное множество, поэтому не зацикливайтесь на этом. Ищите свой путь. Помните главное: изменение должно быть. Рассказ, в котором все осталось, как было в начале, лучше не стоит показывать миру. Будьте к нему благосклонны, и он обязательно ответит вам тем же.
Стиль
Стиль должен не оставлять сомнения, что вы умеете писать. Иногда, он помогает автору вытащить безнадежное произведение на хороший уровень. Я не сторонник написания рассказов ради «болтания перед народом» мастерством стиля. Но он должен быть у каждого и помогать читателю яснее и заманчивее открывать идеи рассказа.
Не отчаивайтесь, если стиль у вас оставляет желать лучшего. Верными лекарствами от хромого стиля остаются два надежных средства: чтение и написание новых произведений. Больше пишите и читайте. Вскоре у вас появится свой неповторимый стиль, который вознесет вас и ваши произведения на вершину славы.
Какие бывают сложности
У начинающего автора рассказов сложностей может возникнуть множество. Но главной, я считаю, является отсутствие смысла произведения. Иногда читаешь, читаешь рассказ и не понимаешь, зачем все это. Бессмысленность произведения убивает его на корню. Не гонитесь за большинством, будьте оригинальны. Озарите произведение светом вашей идеи. Есть простой способ внести её в рассказ.
Прежде чем писать рассказ, запишите на бумаге одно предложение. Оно должно содержать главную ценность, которую приобретет в конце рассказа герой и читатель, а также причину создания этой ценности. Написав такое предложение, вы создадите позвоночник вашей истории. Это будет ваша путеводная нить, которая позволит мысли не расплываться по тексту, а четко приведет читателя в нужный пункт.
У вас появилось понимание важности героя, сюжета, финала и стиля в рассказе. Также мы узнали о такой проблеме современных писателей, как отсутствие смысла в истории и совет как его создать.
Прошу оставить ваши мысли о данной статье в комментариях и поделится её в социальных сетях. Давайте вместе обсудим важный вопрос написания рассказа.
Попробовать свои силы в работе над рассказом, вы можете приняв участие в . Торопитесь, количество победителей ограничено. Смотрите видео о литературном конкурсе ниже.
Не забудьте подписаться на обновления блога ниже.
(оценок: 8
, среднее: 4,50
из 5)
Заслуженные писатели признают, что жанр рассказа – один из самых трудных, поскольку процесс создания шедевра требует точности построения, безупречной отделки, многозначительности смысла и высокой напряженности сюжета. Но в этой статье мы все-таки разложим все по полкам и найдем ответ на волнующий вопрос: как написать рассказ?
Каждый день на ваших глазах происходят сотни интересных событий, а в голове кружится еще не одна сотня мыслей. Необходимо все то, что вы хотите сказать читателю, изложить в доступной и понятной форме. Те, кто первый раз берется за написание рассказа, как один думают, что рассказ – совсем не трудный жанр, поскольку пишется он гораздо быстрее, чем любой другой. Но это не так. Я бы даже сказал, что в этом кроется главная .
В романе, например, воссоздаются события подобно тому, как видел их очевидец, повесть – последовательное их изложение. А вот рассказ – самая любопытная и сложная форма, поскольку автору придется из множества событий выделить лишь те, которые нужно скомпоновать для лаконичного полотна рассказа.
Написание рассказа
Итак, работа над любым литературным произведением состоит из трех пунктов: узнать, сказать, быть услышанным. Расшифруем эти «три кита» написания рассказа.
Узнать – означает, познать саму жизнь, переоценить и осмыслить свой собственный жизненный опыт, научиться слышать и понимать окружающий мир, людей. В совокупности это дает творческий замысел.
Сказать – означает сотворить литературное произведение, то есть самое важное. А именно: найти материал, отобрать его, обработать, правильно организовать, и, естественно, написать наш рассказ — изложить все в художественной форме.
Быть услышанным – это не значит просто написать произведение и поставить его пылиться на книжную полку, а дать ему жизнь, показать его читателям, ведь литературное творение живет только тогда, когда его прочли, поняли и по достоинству оценили. Чтобы книга была оценена по достоинству, нужно знать несколько небольших писательских секретов, которые пригодятся начинающему писателю в процессе творения.
Первая стадия в создании рассказа – рождение замысла
Оный появляется в вашей голове благодаря банальной любознательности, размышлениям, и, конечно же, фантазиям. Поспособствовать появлению свежего и интересного замысла могут различные факторы. Например, на ваше сознание сильно подействуют впечатления от прочтенной книги или какое-либо информационное сообщение, будь то небольшой документ, маленькая заметка в прессе или даже хроника. После прочтения произведения другого автора иногда возникает желание немного переделать его работу. Парадокс – желание переделать чужое произведение, в корне изменив все; личные переживания или сильный стресс; приукрашивание и дополнение ситуаций, произошедших в реальной жизни; какие-то допущения, вариации событий; идеал – воплощения совершенного представления художника о чем-либо, например, о справедливости.
Следующий этап к написанию рассказа – отбор материала
Хорошее владение языком не делает любого человека настоящим писателем. Для того чтобы стать признанным художником слова, необходимо знать и понимать жизнь. Знания дают лишь изначальный, опорный материал, а понимание его дает возможность не скопировать текст, а вознести свое изложение в ранг художественного произведения.
Отобрать необходимый материал можно несколькими способами. Первый – описание увиденного или пережитого. Но такой вид предоставления материала скорее работа журналиста, чем писателя. Задачей же литературы является творение того, что позволит увидеть читателю то, чего ранее он не мог или не хотел видеть. Следующий метод – конструирование. Здесь писатель сам придумывает персонажей и сюжет, выуживая все из своего воображения и памяти. И материал необходим немногим для того, что бы детально описать действия, например, где живут главные герои, в какой эпохе, во что они одеты, чем занимаются, каково их окружение и тому подобное. В таких моментах самые надежные помощники – память и собственный опыт. Последний способ добычи информации – синтез. В основу произведения автор кладет реальные события, но с некоторыми изменениями и многими домыслами.
Когда материалов много, в них сложно разобраться. Можно использовать удобные , о которых я писал в другой статье.
Составляющие рассказа
Пожалуй, самой важной деталью в рассказе является композиция. Композиция – удачное расположение ранее отобранного материала. Последовательность эпизодов создает эмоциональное и ассоциативное восприятие рассказа читателем.
Существует множество вариантов композиции:
Прямоточная
– самый простой вид.
Кольцевая
– здесь рассказ имеет авторское обрамление в начале и в конце произведения.
Точечная
– когда имеется множество маленьких подробностей и деталей, которые в итоге привязываются к конкретному событию.
Плетеная
– когда присутствует пространственно-временная масштабность.
Остросюжетная, детективная, инверсионная – основывается на контрасте.
Шарнирная
– когда сюжет в конце рассказа неожиданно делает резкий поворот.
Револьверная
– события, происходящие в рассказе показаны с разных точек зрения.
Зачин – является началом рассказа. Именно первая фраза является самой главной во всем рассказе. По ней создается первое впечатление, что, как известно, является важнейшим.
Эффектно рассказ можно начать с экспозиции, то есть без промедления ввести читателя в курс дела, или пейзажа, или действия, описания прошлых событий, основной характеристики героя, портрета и прочих моментов.
Стиль рассказа у каждого писателя свой, именно благодаря ему автор может стать узнаваемым. Это его личный почерк, его индивидуальный способ орудования мыслью.
Критериями определения техники являются такие элементы, как слово, речевой оборот, фраза, сочетание двух слов, стыки периодов и прочее. Выделить конкретный стиль написания рассказа
невозможно, поскольку в одном рассказе всегда существует сочетание нескольких стилей.
Детали — то, без чего любой рассказ превратится в незнамо что. Именно детали и творят литературные произведения, о них нельзя забывать ни в коем случае. Деталями могут быть самые различные вещи – вкус, запах, цвет, осязание и прочее. В любом случае необходимо достойно описать каждую мелочь, дать ей жизнь.
Это все, что я хотел поведать вам сегодня. Теперь вы знаете, как написать рассказ. Выглядит сложно, верно, но сложно лишь начать. Пусть ваше вдохновение и талант принесут вам успех, а о том, и я поделюсь с вами в следующей статье.
Краткость – сестра таланта
(А.П.Чехов)
Написать длинно – не составляет труда. Написать кратко – требует необычайных усилий. В кратком произведении сразу видны все его достоинства и недостатки, оно, как генеральный срез с пласта вашего умения оперировать словом, вашего видения мира, вашей способности удержать читателя и донести до него свою идею, структурированную, логически обоснованную и… интересную не только вам одному. Даже если вы твердо решили стать писателем-романистом, попробовать себя в жанре рассказа необходимо. Малая форма коварна, капризна и требует он автора максимальной отдачи. Не секрет, что многие знаменитые авторы открыто признают, что создание хорошего, законченного по смыслу и содержанию рассказа порой отнимает у них больше сил, чем работа над большой книгой.
«Конечно, вы потратите на рассказ не так уж много времени, но не забывайте: он должен быть настолько продуман, завершен и оригинален по своей сути, чтобы его можно было сравнить с фарфоровой статуэткой-миниатюрой, а не с вырубленным из дерева, пусть и забавным, но необработанным чурбачком».
Существует целый ряд не писанных законов, которым должен следовать каждый автор, начинающий работу над рассказом. Остановлюсь только на нескольких, наиболее важных, т.к. каждый жанр имеет свои особенности и перечислять все нюансы, в данном случае, не имеет смысла. Рассмотрим основные пункты, на которые следует обратить внимание:
Сюжет.
Главное в рассказе – сюжет, или последовательность интересных событий. Примером сюжета в чистом виде может служить анекдот. Пусть он будет не смешным, но именно анекдот является «краткой поучительной историей, не отнимающая много времени».
С сюжета автор должен начать свою работу, и сюжетом же ее закончить. Именно сюжет определяет поворотные точки, воздвигает преграды на пути ГГ, определяет поворотные точки в его поведении и сознании. Именно он держит читателя в напряжении, и является катализатором всех событий.
Еще одной немаловажной деталью является так называемая «изюминка». Рассказ интересен тогда, когда он повествует не просто о цепи событий, а когда в нём есть превращение. Читатель ждет от вас чуда или, по крайней мере, чего-то необыкновенного. Поэтому хорошие писатели рассказывают о том, как преобразуется душа человека, как он из негодяя становится праведником, как происходит кардинальный поворот в его поведении или «перевороты» в душе. Автор – это, прежде всего, искатель сюжетов. Именно в сюжетах берут свое начало элементы чудесного превращения.
Сюжет и интрига
Хорошо писать бессюжетные рассказы а-ля «поток сознания» – редкое умение. А писать их плохо – популярная ошибка. Если вы не хотите наступать на те же грабли, с которыми тесно знакомились уже многие авторы, начните практическую работу над рассказом с подробной разработки сюжета. Определите основные этапы развития событий, найдите момент, который можно назвать кульминацией, придумайте достойное завершение.
Однако все перечисленные компоненты – всего лишь пол-дела. Настоящее авторское мастерство при работе над рассказом заключается в умении создать интригу. Без интриги, заставляющей сердце читателя замирать в ожидании и нетерпении узнать развязку, любой рассказ будет казаться пресным и безвкусным куриным супом без грамма курятины. Взявшийся же за его прочтение «несчастный», скорее всего, будет считать страницы до конца, а то и вовсе бросит малоинтересное чтиво.
Конфликт.
Каждый автор должен помнить главное правило: любой сюжет должен содержать в себе конфликт. Конфликт – это главное. Столкновение героя с противостоящими трудностями – вот обычно чего ждут читатели. Это не обязательно борьба антагонистов.
Существует несколько основных типологий конфликтов:
1. противостояние двух противников
2. герой против природы
3. герой против общества
4. герой против Бога
5. герой против самого себя
Шаги развития конфликта. Композиция
Существует классическая композиция драматического произведения, известная уже несколько веков. Она имеет большое значение для понимания не только композиции художественного произведения, но и как инструмент анализа.
ЭКСПОЗИЦИЯ Изображение времени, пространства, действующих лиц
ЗАВЯЗКА Начало конфликта, нарушения равновесия в отношениях между антагонистами
РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ Нарастание конфликта, интенсивности применяемых средств противостояния.
КУЛЬМИНАЦИЯ Наивысшая точка борьбы, вершина конфликта, когда становится ясен его исход.
РАЗВЯЗКА Новое состояние среды и героев после разрешения конфликта.
Хороший интересный рассказ в основе своей почти всегда имеет такую модель.
Характер должен быть живым
Три уровня изображаемой реальности
В рассказе присутствует три уровня реальности:
Внешний – это последовательность разворачивающихся видимых событий, материальный план бытия.
Внутренний – это мысли героев, их чувства, их диалоги, план душевный.
Духовный – это некоторые проявления сверхъестественных сил, без которых жизнь становится серой, приземлённой, скучной и бессмысленной. Мир идей, духов, таинственных непознанных сил.
Поясним. Присутствие высших сил – это не обязательно явление герою рассказа светлого ангела или какого-нибудь волшебника. Это достаточно грубый приём дешёвых авторов.
Но тонкий автор показывает такие ситуации, в которых герои оказываются на грани своих сил, возможностей, переживаний, когда в критическом положении они вынуждены совершать действия на грани своих физических, умственных и душевных возможностей. И тогда-то и происходят настоящие чудеса, приоткрывается завеса иной реальности, и мы видим преображённого человека и чувствуем дыхание иной, высшей реальности.
Стиль
Научить хорошему стилю сложно. Но в любом случае, есть один проверенный способ улучшить свой язык – читайте, но только заклинаю вас, читайте ХОРОШУЮ литературу! Обращайте внимание на то, как пишут известные авторы в выбранном вами жанре. Старайтесь переписать отрывки их рассказов своим языком, учитесь писать в их стиле, параллельно вырабатывая особенности своего собственного.
Рано или поздно практически у каждого в меру усердного автора вырабатывается вполне читабельный стиль, по которому его впоследствии, как правило, легко узнать.
Выбор аудитории
Зачастую выбор целевой аудитории рассказа или книги тесно связан с определением жанра художественного произведения. Более того, внутри аудитории, состоящей из поклонников любого жанра, встречаются самые разнообразные читатели с весьма неожиданными запросами. Понравиться всем невозможно, удовлетворить все вкусы – нереально. Выход один: ищите своего читателя.
Чтобы облегчить поиск «своего» читателя, попробуйте представить, кому бы мог быть интересен ваш рассказ. Нарисуйте мысленный портрет того человека, который придет в восторг от описанного вами действа, представьте свою аудиторию во вполне определенных и четких образах-персонификациях.
Полюбите своего будущего читателя, старайтесь писать так, чтобы он с нетерпением и жадностью читал написанные вами строчки, чтобы каждый абзац рассказа доставлял ему радость и удовольствие. Оценивайте то, что пишете, с точки зрения своей аудитории, и у вас появится гораздо больше возможностей посмотреть на свое творчество со стороны, что, как известно, лишним для писателя никогда не бывает.
Взято с Эксмо-форума
Добрый день, дорогие читатели!
Не сомневаюсь, что и до меня писались статьи на эту тему, но также надеюсь, что вы найдете ее пригодной для чтения. Предлагаю вашему вниманию несколько наблюдений, также советов, которые созрели в голове после прочтения разных пособий на тему «Как написать рассказ?»
Написание рассказов - кропотливый труд. Ведь нужно передать основную мысль всего в нескольких страницах и не вдаваться в подробности. Кому интересно, какого цвета была губная помада главной героини? Любой писатель должен стремиться стать тем, кто одним маленьким тезисом способен поведать что-то важное. То, что оставляет послевкусие.
Современные читатели предпочитают произведения небольших размеров. Средний объем 30-50 страниц, а может и меньше. Люди перестали просиживать часами над книгой. Хотя бывают и исключения. Это мы с вами, дорогие читатели и писатели. Не смею оскорблять наших классиков, ведь их произведения шедевральны, но времена меняются и запросы читателей тоже. Как говорит мой преподаватель литературы: «Человек, который несколько веков назад написал о том, что актуально по сей день, является гением».
Итак, вот несколько важных пунктов:
Краткость - сестра таланта.
Как я упомянула выше, не нужно зацикливаться на мелочах. Даже чувства героев должны описываться не детально, но и не скупо. Было бы правильно оставить что-то в секрете, чтобы читатель мог часами размышлять: «Каков этот герой? Что он скрывал? Почему он так поступил вопреки своему желанию и голосу рассудка?» Если читатель задумался и в отзывах задает вопросы такого рода, это не значит, что вы не справились со своей миссией и что читатель недопонял вас. Вы выполнили задание блестяще! Ведь нужно оставлять пространство, чтобы читатели смогли подумать и сделать для себя кое-какие выводы.
Герои.
Распинаться и в подробностях описывать героя в рассказах, вплоть до родинки на плече, не стоит. Думаю, достаточно вскользь упомянуть, что ваша героиня шатенка со светло-карими глазами, или же, как посоветовала мне бета Narcomaniac: «Характер лучше прописывать в диалогах и поступках, а не сразу куском». Читатель утомится, пока дочитает оду внешности размером на полстраницы текста. Предлагаю найти золотую середину. Признанным мастером этого дела является Антон Павлович Чехов. Он описывает героев в действии. Я приведу вам несколько блестящих примеров:
«Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось… он отвел от глаз бинокль, нагнулся и… апчхи!»
«Смерть чиновника».
«Дездемонов причесался, поправил жилет, кашлянул в кулак и пошел…
Войдя в кабинет, Дездемонов остановился у двери и дрожащей рукой провел себя по губам: ну, как начать?
Через минуту Дездемонов стоял среди швейцарской и, красный как рак, со слезами на глазах и просил у приятелей двадцать пять рублей взаймы».
«Депутат, или Повесть о том, как у Дездемонова 25 рублей пропало».
Как видите, писатель сумел передать и эмоции, и действия всего двумя-тремя предложениями. Иногда описание героев является завязкой, как в рассказе «Смерть чиновника». Все началось с чиха, как бы это смешно не звучало.
Неординарный герой.
Тут, я думаю, вы все поняли. Не бывает одинаковых людей. Предлагаю добавить краски в ваш рисунок, то есть интересного героя. В ситкомах присутствует тупой(ая) парень/девушка, прилипчивый и ужасно занудный ботан, барби, спортсмены, певцы и неформалы. Возможно, я забыла упомянуть что-то, но не в этом суть. Однако не стоит забывать, что все вместе - это определенно перебор. Хватит одного или двух неординарных личностей. Этот персонаж может быть веселым вихрастым рыжиком или угрюмым и скрытным мачо, который всегда ходит с каменным лицом. Невольно задаешься вопросом: что скрывается за этой веселостью/угрюмостью? Ведь у каждого есть свои секреты. Заинтригуйте читателя, чтобы он полюбил ваших героев.
Отдельный совет от беты: «Дорогие писатели, убедительно просим вас перестать использовать штампованных персонажей с однотипными и однобокими характерами» . И правда, уже надоели крутые несовершеннолетние мачо и девушки «снаружи стерва, а на самом деле ранимая душа». Понимаю, наверно трудно поставить себя на место другого человека, попробовать решить проблемы не так, как поступили бы вы. В итоге появляются однотипные персонажи, у которых даже принципы одни и те же. Дайте свободу своей фантазии. На худой конец, можете использовать уже готовые образы - друзей и знакомых.
Описание чувств.
«Он почувствовал внутри тупую боль» .
Нелепый пример. Такие предложения часто встречаются в небольших по объему рассказах. Тут, напротив, я бы посоветовала более развернуто описать чувства, переживания. Ведь недопустимо, чтобы рассказ состоял сплошь из диалогов и действий. Формула идеального рассказа: монолог + диалог + действия. Конечно, если вы пишете свои размышления о чем-то, то диалог может и отсутствовать, но это уже относится к особенностям жанров. Желательно использование метафор, эпитетов и других тропов. Вот вам пример:
«Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью».
Л. Н. Толстой. «После бала».
По моему мнению, это прекрасный пример описания. Дайте свободу своему воображению, и я уверена, что у вас все получится. Один совет: избегайте штампов!
Штампы могут быть речевыми и сюжетными. Например, описывать персонажа через зеркало - это сюжетный штамп. Нежелательно использование и речевых штампов. Вот несколько примеров: «их сердца стучат в унисон», «лазурь небес», «лес рук», «потоки слез», «гневный протест», «изумрудный луг», «неравнодушный и небезучастный человек». Можно их перечислять бесконечно, но думаю, суть вы уловили.
Описание пространства, интерьера или пейзажа.
Это очень важный пункт, потому что рассказ без описаний будет неполным. Это как рисунок ребенка, который нарисовал свою семью и оставил фон белым. Я советую вам нарисовать дом, горы, речку, деревья и солнце. Так рисунок будет намного выразительнее.
Я считаю, что многим писателям трудно даются описания. И я в этом списке. Вот один из отзывов, который написала прекрасная бета и опытный писатель:
«Знаете, у вас чертовски не хватает описаний. Читатель просто не может понять, где он находится на данный момент. Каков тронный зал, как выглядит вообще всё то пространство, в котором идёт повествование. По-видимому, это тайна, которую вы никогда и ни под каким предлогом нам, смертным, не раскроете. Внешность героев также остаётся нетронутой. Что ж вы так скупились на описания?»
Рейчел Эйверсли.
Если вам написали подобный отзыв, то совершенствуйтесь.
Композиция.
Очень важно правильно построить сюжет рассказа. Нельзя пропустить ни один элемент из алгоритма:
Завязка → Основная часть → Кульминация → Развязка.
Это основная формула, и без любой составляющей ваш рассказ получится неполноценным. После прочтения читатель будет чувствовать пробел, белые пятна в рассказе. Вы не можете начать с основной части, так как читатель придет в замешательство, не понимая, что к чему. Без кульминации рассказ получится пресным, словно новый год без фейерверка. В некоторых произведениях ощущается недосказанность, то есть отсутствует развязка. Писатель оправдывается одной фразой: «додумайте сами», но, полагаю, это нечестно по отношению к читателям.
И еще, если вы написали пролог
, то не забудьте про эпилог
. Это очень важно!
Особой проблемой для писателей является кульминация и завязка. Почему?
Завязка
- это самое начало, по ней, в основном, читатели судят, продолжать чтение или найти другой рассказ. Вот тут и всплывает вопрос: как заинтересовать? Листая сайты со статьями такой тематики, вы наткнетесь на одно волшебное, но не совсем понятное слово: ДИНАМИКА. Об этом мы поговорим позже.
А что насчет кульминации
, тут вы, дорогой писатель, будете гадать на кофейной гуще. Некоторые писатели до такой степени портят кульминационный момент, что у читателя пропадает желание дочитать произведение. Логичная, обоснованная кульминация приведет вас к успеху. Но и тут мы наталкиваемся на особенности жанров.
Приведу пример:
Вы пишете даркфик, где в последней главе главный герой принимает решение умереть. На протяжении всего рассказа он сомневается и борется с собой, но кульминационный момент наступает тогда, когда он твердо решает наложить на себя руки. Вот тут читатели начинают бунтовать: «Почему он это сделал?» Это даркфик, значит присутствует депрессия, самоубийство и насилие. Так что этим жанром вы предупреждаете о возможных исходах. Не изменяйте себе и пишите то, что планировали. Главное - обосновать действие, принятое решение. Ведь не может же главный герой даркфика в сочетании с ангстом в последней главе передумать и закончить свою историю фразой: «Моя жизнь прекрасна. Я глупец, который не понимал этого».
И еще одно: не стоит затягивать основную часть. Если станет очень скучно, читатель уснет перед компьютером. Да, вы пишете для себя, но вместе с тем хотите быть услышанным.
Динамика действий.
Динамика - это стремительность развитии сюжета. Обычно в макси-произведениях динамика бывает плавной, то есть действие развивается медленно, от основной части мы маленькими шажками движемся к кульминации. Если объем рассказа небольшой, то динамика может быть с резкими переходами, которые можно смягчить с помощью связывающих предложений. Однако в некоторых жанрах она отсутствует. Например, в психологическом романе.
Сбор информации.
Не менее важная часть. У вас не получится написать хорошо о том, чего вы не знаете. Хотите поведать о подростках, которые живут в штате Огайо? Отлично! Вот только сначала найдите его на карте штатов. Узнайте, какая там погода, какие достопримечательности, развлекательные центры и образ жизни людей. Чтобы все было реалистично, нужно раствориться в атмосфере рассказа, вы должны присутствовать в том городе, где живут персонажи, чувствовать то же, что и они.
Наблюдение.
Хотите, чтобы ваш рассказ был реалистичным? Хватит тратить часы, ломая голову над этой проблемой. Совет: просто понаблюдайте. Ваша цель - показать сложные отношения внутри пары? Наведайтесь в гости к друзьям или побудьте пятым колесом. Это все ради дела! Написать фэнтези? Да здравствуют интернет-игры и мультфильмы! Драма или трагедия? Сходите в театр, актеры все покажут на сцене. Вы получите массу новых впечатлений и сможете описать все действия реалистично. Ведь вы не должны рассказывать о действии, а должны передать его.
«Я ищу чего-то, о чем мог бы писать, жду какого-то события. Жду терпеливо, как охотник на диких уток, что укрылся в засаде; я жду, пока они не взовьются в воздух».
Джозеф Вамбо.
Будьте охотником! Ваша цель - идея + наблюдение .
Писать каждый день.
Во многих статьях советуют писать каждый день хотя бы небольшой абзац. Дельный совет, но подходит не всем. Вот я не могу так. Пишу в блокноте обрывки будущего рассказа, которые приходят в голову не вовремя: на парах, на улице, в кафе и даже в ванной. Мысли быстро улетят, если вы не поймаете их за хвост. Не теряйте ни секунды, запишите, иначе потом будете мучиться, пытаясь вспомнить гениальную фразу.
У многих элементарно не хватает времени для того, чтобы сидеть перед компьютером и строчить рассказ в тот же вечер, когда они полностью продумали сюжет. Но, конечно, предпочтительно сразу перечислить основные моменты, описать примерно главных героев и пояснить, как они связаны между собой.
Что-то новое.
Разве вы не желаете донести до читателя суть, ядро рассказа? Вы ведь хотите, чтобы вас поняли, услышали и научились чему-то? Рассказ должен менять сознание, человек должен задуматься и сказать: «А ведь он прав!» Постарайтесь внести что-нибудь новое, необычное. То, о чем еще никто не писал. Достаточно лишь подумать, какую тему не затрагивали другие писатели?
Редактирование.
Это очень важная часть. Вы не хотите ждать, а желаете быстрее выложить свое творение на фикбук, то хорошо, это ваше желание! Только мой совет: дайте почитать рассказ другу, который всегда честно выскажет свое мнение. Еще одна важная персона - бета. Бета и друг в одном лице - вообще идеально, так как она поможет вам с редактированием. Но это не значит, что вы можете бездумно настрочить десять страниц текста по-быстрому, с кучей ошибок, чтобы бета потом потратила часы на исправления. Думаю, нужно отправлять бете свое произведение только после внимательной вычитки и проверки орфографии.
Учиться, учиться и еще раз учиться.
«Тот, кто сказал, что писательству нельзя научиться от кого-то, но надо учиться писать самому, во многом был прав».
Найджел Воттс. «Как написать повесть».
Никто не научит вас писать, потому что иначе вы станете обычным подражателем. У каждого писателя есть свой стиль и свои читатели. Ваша задача - найти это. Совершенствуйтесь, спокойно воспринимайте критику и не сдавайтесь, пишите, что бы вам ни говорили. Сдаются лишь слабые, а сильные борются до конца и одерживают победу. Будь писательство вашим хобби или основной работой, главное, чтобы вам доставлял удовольствие сам процесс написания. Если вы чувствуете, что вдохновение пропало, не отчаивайтесь. Подождите, и, соскучившись, оно само явится без приглашения.
Пожалуй, это все, что я могу вам посоветовать. Повторюсь, таких статей много, однако надеюсь, что вам был полезен хотя бы один пункт. Написать рассказ намного труднее, чем повесть или роман, поэтому от вас требуется полная самоотдача. Вдохновения вам и удачи! Давайте совершенствоваться вместе!