Что такое значимая часть слова 4. Словообразование
Слово состоит из частей: приставки, корня, суффикса, окончания. Их также называют морфемами. Приставка, корень и суффикс составляют основу слова, они являются значимыми частями слова. Говоря иначе: слово состоит из основы и окончания. Раздел науки, который изучает строение слов и способы их образования, называет словообразованием . Следует разделять понятия морфемного и словообразовательного разбора.
Названия и обозначения
Каждая часть слова имеет название и визуальное обозначение (начертание). Обозначения - как бы «маркеры», которые пририсовывают к соответствующей части слова сверху, снизу или обводкой.
— приставка (или префикс)
— корень
— суффикс и постфикс
— окончание
— основа и соединительная гласная (или интерфикс)
Покажем обозначение морфем на примерах: аван гард н ый , абзац , без вы ход н ый
В тетрадных листах обычно слова пишут шариковой ручкой, а части слов выделяют карандашом или шариковой ручкой другого цвета. На школьных досках части слов выделяют мелком или маркером цветом, отличающимся от цвета слова. Наш сайт содержит краткий словарь морфемных разборов с наглядным обозначением морфем.
Группы морфем
Морфемы разделяются на три группы:
- корневая морфема - корень;
- словообразующие морфемы - приставка, словообразующий суффикс;
- формообразующие морфемы - окончание, формообразующий суффикс.
В основу слова входят корень и словообразующие морфемы.
Рис 1. Схематическое представление частей слова
Вне рамок школьной программы используется иная терминология для некорневых морфем - аффиксы. Существуют и другие морфемы и их комбинации, но они не входят в школьную программу, поэтому мы их подробно не рассматриваем.
Любая из морфем может отсутствовать в слове, в том числе корень. Однако некоторые учёные считают, что отсутствие корня в действительности является наличием нулевого корня.
Видоизменение морфем
Части слова могут подвергаться выпадению звука либо замене одного звука другим. Такие видоизменения могут возникнуть в однокоренных словах и в разных формах одного и того же слова:
. в приставках: от
резать - ото
рвать, раз
делить - рас
писать;
. в корнях: орос
ить - орош
ение, прос
ит - упраш
ивает, береч
ь - берег
у - береж
ный;
. в суффиксах: сучок
- сучк
а - сучочек
;
. в окончаниях: водой
- водою
, в лесу
- о лесе
.
Урок русского языка по теме: «Значимые части слова»
3 класс
Учитель: Петрова Светлана Эргашевна
Конспект урока русского языка в 3 классе
по теме: «Значимые части слова».
Формулировать определения: «корень», «основа», «приставка»,
«суффикс», «окончание»;
Обсудить с учащимися алгоритм разбора слова по составу;
Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова
по этим моделям.
Развивать умения выделять части слова, способствовать развитию орфографического навыка, работать с форзацем учебника «Словообразование».
Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом
Различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями,
Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Развивать сообразительность, мышление, память.
Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
Воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
Воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Оборудование урока:
Карточки индивидуального опроса;
Буквы для словарной работы;
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы : фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения : словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.
Методические приемы:
рассказ учителя,
проблемные вопросы,
работа над новыми понятиями,
творческие задания,
практические упражнения.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Добрый день.
Дети. Мы рады приветствовать вас в классе,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем же урок, не будем зря время терять.
– Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей хорошее, а будет ещё лучше. Итак, начнем наш урок. Откройте тетради, запишите число.
2. Актуализация знаний.
Чтобы собрать наше внимание, проведём «Разминку для ума».
Отвечаем хором, быстро.
Часть слова, которая служит для связи слов в предложении
называется…
Общая часть родственных слов называется …
- Как называется третий зимний месяц?
Во что превращается вода зимой….
Часть слова без окончания называется …
Назовите слово, противоположное слову враг .
Самый короткий месяц в году?
- Сколько гласных букв в русском алфавите?
3. Проверка домашнего задания
4. Минутка чистописания. Индивидуальные задания.
Карточка 1
Карточка 2
Карточка 3 (у доски) Выделить корень в однокоренных словах.
Классу: Что называется корнем? (Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов)
Составь пару.
Взять себя в руки Очень быстро В ежовых рукавицах Держать в строгости Не покладая рук Успокоиться Не успел глазом моргнуть Много работать
Карточка 4
Из букв на доске собрать слово, но несколько букв надо расшифровать (КОНСТРУКТОР)
Как вы понимаете смысл этого слова?
Что оно означает? КОНСТРУКТОР – тот, кто конструирует что-либо, создает конструкцию чего-либо; это набор частей, деталей, из которых строят разные сооружения.
Вам приходилось собирать что-нибудь из деталей конструктора?
Вот и я собрала из нашего слова цепочку букв. Рассмотрите её: кк рр … вам нужно её продолжить на две буквы
кк рр оо тт – Почему вы так считаете? Какая буква здесь лишняя? Почему?
Запишите на первой строчке: кк рр оо тт конструктор
На второй строчке нужно записать слова, составленные из букв слова КОНСТРУКТОР. С правилами этого задания мы знакомы, на работу вам две минуты.
Проверка . Покажите на руках, сколько слов написали.
5.Введение в тему через орфографический диктант.
С группой слов мы работаем пятый день, и сегодня мы их пишем под диктовку, выделяйте все опасные места (орфограммы).
Мороз, вьюга, прорубь, январь, снежинка, окрестность, река Иня
- На какие две группы можно разделить эти слова? (имена собственные и нарицательные)
Задание. В первом слове выделить корень, в третьем - приставку, в пятом – суффикс, в последнем - окончание (показываю карточки)
Вывод:
Приставка- значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов
Суффикс- значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов
Окончание- изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении
Проверим диктант.
Можно ли детали, изображённые на каточках, отнести к «словесному конструктору»? Докажите.
Назовите тему нашего урока?
6. Сообщение цели урока. Работа по теме.
Сегодня на уроке мы будем собирать слова из разных морфем и разбирать слова по составу.
Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа по алгоритму приготовит сообщение об одной морфеме слова. Вспомните, пожалуйста, правила работы в группе. Командир выбирает карточку. На работу вам 3 минуты. По окончании работы выступление и оценка с помощью карточек-цифр (3, 4, 5).
Алгоритм работы
Как называется;
Как обозначается;
Где расположена;
Для чего служит.
Молодцы!
Проверка работы по карточкам.
А как можно озаглавить текст? (Зимний лес). Какое слово главное в этом словосочетании?
Игра «Снежный ком». Составляем однокоренные слова с корнем ЛЕС (по рядам), А я придумала слова с корнем ЗИМа (зимы, зимой, зиме, зиму). – Почему неверно? (это формы слова)
Задание. «Зоркие глазки» Записать однокоренные слова, которые называли с корнем ЛЕС или ЗИМа, или с тем и другим.
С помощью каких морфем они образовались? (приставки, суффиксы)
Подберите подходящие по смыслу прилагательные к слову ЗИМА. Какая зима? (…)
А теперь посмотрим, сколько совпадений у вас получилось со мной: лютая, суровая, снежная, холодная.
Какие прилагательные очень близки по значению? Как называются такие слова? (синонимы)
Для чего они нужны в нашей речи?
Составьте с одним из слов предложение. Запишем его на доске и в тетрадях, выполним разбор по членам предложения. (Для сильных учеников – выписать словосочетания с вопросами)
- Работа с текстом. Чтение текста учителем. Задание – подчеркнуть однокоренные слова.
Сейчас вы послушаете разговор маленькой елочки, которую можно встретить в лесу. Положите перед собой текст. Возьмите карандаш, и когда я буду читать текст, вы не только внимательно слушайте, но и подчеркивайте однокоренные слова, встретившиеся в тексте. (Работа в паре)
Текст.
В густом зеленом ельнике жила маленькая Елочка. Как и все маленькие, она была очень любопытная и часто задавала взрослым вопросы.
- Почему, - спрашивала Елочка у мамы Елки, - на твоих ветвях растут шишки, а на моих – нет?
- Не огорчайся, - отвечала мама. - Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твердые шишки.
- Почему, - спрашивала Елочка у бабушки – старой Ели, - к тебе часто в гости прибегают рыжие белки, прилетают дятлы, клесты?
- И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Елочку бабушка.
Какие родственные слова вы подчеркнули в тексте? Выпишите в тетрадь и разберите их по составу.
Как образовались эти слова?
А теперь скажите, почему к бабушке Ели прилетали птицы, прибегали звери?
Верно, зима – очень голодное и холодное время года для зверей и птиц, и все они по-разному готовятся к зиме.
Угадайте, о каком запасе здесь говорится и кто его готовит?
Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть - нет головы. (Гриб)
Какими же грибами питается белка? “Собери и объясни!”
Работают группами, собирают слова из слогов. Составленные слова представители групп пишут на доске. На доске:
РОБОВИК (боровик) ОСПОДИВИКНО (подосиновик)
БНПОДРЕЗОВИК (подберезовик) ЖИРЫК (рыжик) ПОЕНОК (опенок)
Почему грибы так назвали?
Как образовались данные слова?
Что нового я узнал? За что я сказал бы себе «Молодец»?
8. Итог урока. Сделаем вывод:
Могут ли существовать приставки и суффиксы в речи самостоятельно,
отдельно от слова? (Нет). Мы собрали части и получили слово.
Действовали вместе и работали хорошо, получили за работу (оценки).
Сегодня на уроке: Мы составляли…
Мы учились…
А в заключении хочется показать вам небольшую сказку.
«Кто главнее и важнее»
Живут на свете удивительные морфемы. Имя у них тоже удивительное и загадочное – суффиксы. Иногда могут звенеть, как колокольчики: оньк, еньк, знь ; стучать каблучками: ек, ик, чик, ник; петь, как птички: чив, лив, чив, лив! Суффиксы и приставки поначалу очень дружили и никогда не ссорились. Они много времени проводили вместе. Но однажды они поспорили о том, кто из них лучше помогает корню выражать значение слова.
Приставки . Ну как вы не понимаете?! Возьмём слово выиграть , это совсем не то, что п роиграть ! А написать самой – это вам не списать у кого-нибудь. И всё это благодаря нам, приставкам! Ну что, нужны после этого ещё какие-нибудь слова?
Суффиксы . Конечно, нужны и очень много (выступают вперёд) Мы привели сюда целую семью слов: лесок, лесовик, лесник.
Смотрите, как могущественны в этих словах мы – суффиксы! Захотим - и лес превращается в лесок. А вот и человек, который охраняет лес. И все эти превращения совершили мы – суффиксы.
Прист . Зато, если захотят сказать что-то просто очень-преочень, то на помощь приходим мы, приставки. И тогда говорят прекрасный, прелестный, и вообще: не хорошенький, а прехорошенький, не огромный, а преогромный ! Так что да здравствуем мы, приставки!
Суф . Зато мы можем приласкать! И сказать не мама, а мамочка , не Оля, а Оленька !
Уч . Спорили приставки и суффиксы, спорили – чуть не подрались! Спасибо, вовремя корень вмешался – встал между ними.
Корень . Что вы тут расшумелись? Вы попробуйте хоть вместе, хоть порознь что-нибудь без меня, без корня, сказать!
Уч . Приставки и суффиксы пробовали- пробовали, старались-старались, и так и эдак – ничего у них не вышло. С тех пор корень как главный в слове решил так.
Корень. За то, что вы раздор учинили, никогда больше друг друга не увидите, друг до дружки не дотронетесь, а будете стоять от меня по разные стороны: вы, приставки, – слева, а вы, суффиксы, - справа. И станете вы во веки веков меня охранять и мне помогать. А за службу вашу верную я подарю вам дома-терема, и, чтобы вас никто не путал, крыши на них будут разные. У приставок вот такие: , а у суффиксов – совсем другие: . А себе я выберу крышу самую красивую, на месяц в небе похожую. Вот такую: .
Уч . Тут всем спорам конец пришёл. Да и некогда: слов на свете много, работы всем морфемам хватает.
К . В корне смысл, но не весь
Главный, но не полный.
Пр . Потому приставка есть-
Смысл она дополнит.
Суф . - Рад я в этом ей помочь.
После корня встать не прочь!
Ну и что ж, что после корня, -
Всё равно я всех проворней!
Уч. А о какой морфеме ни слова не было сказано в сказке?
Дети . –Об окончании.
Уч . –А вот спешит к нам уже и окончание.
Окон . И на род укажу,
И про время скажу,
И слова все свяжу, хоть и временно.
Ведь недаром всю жизнь
Беззаветно служу
Я родному морфемному племени!
Уч . –Вот и сказке конец, а кто слушал …
Дети . МОЛОДЕЦ
Тест “Состав слова”.
1. Подчеркните части слова, которые ты знаешь.
Союз, корень, знак, окончание, предлог, речь, приставка, слово, текст, суффикс, предмет.
2. Какая часть слова может изменяться? _______________
3.Устно разберите слова по составу. Впиши в нужный столбик слово по схеме.
Лесок, сады, дом, работник, ледяной, день, березка, городок, походы, смелый, поезда, конь, цветник, осенний, погода, дожди.
4. Какая часть слова служит для образования новых слов? _______________________________________________
5. Разбери однокоренные слова по составу.
Соль, подсолнечник, солить, солнце, пересолить.
В русском языке слова состоят из значимых частей - морфем.
Корень, префикс, суффикс, окончание - значимые части слова, или морфемы.
Морфемика
- это раздел грамматики, изучающий состав слова.
Обратите внимание!
Следует разграничивать понятия часть слова и значимая часть слова . Частью слова могут быть слог или несколько слогов, значением они не обладают.
Значимые части слова - это морфемы, они обязательно имеют значение.
В русском языке, как и в украинском, используются те же графические знаки для обозначения морфем:
КОРЕНЬ - это общая часть родственных слов, в которой заключено основное значение.
СУФФИКС - значимая часть слова, которая стоит после корня. Суффикс служит для образования новых слов: село - сельский, жить - житель.
ПРЕФИКС - значимая часть слова, которая стоит перед корнем. Префикс служит для образования слов: город - пригород
.
ОКОНЧАНИЕ- значимая часть слова, которая образует форму слова: улица - улицы, улицу, улицами.
На письме при переносе слова из одной строчки на другую нельзя отрывать одну букву от одной морфемы и присоединять её к другой морфеме. Например, надо переносить: под-вод-ный, разъ-езд, рас-ска-зать и др.
Одно и то же слово может иметь разные формы: город города, городу, городом; сельский, сельского, сельские, сельская; путешествую, путешествуешь, путешествуют. Такие слова называются изменяемыми. Все изменяемые слова состоят из основы и окончания.
ОСНОВА - это часть слова без окончания: городской (городск- - основа и -ой - окончание).
В состав основы обязательно входит корень. Основа может включать другие морфемы - префиксы, суффиксы.
ОКОНЧАНИЕ - значимая часть слова, которая изменяет формы слов. Окончание может состоять из одного или нескольких звуков (букв) или быть нулевым:дом, но к дом-у, дом-а; берёза - берёз-ой .
Неизменяемые слова не имеют окончаний и состоят, только из основы: говоря, весело, верхом.
Итак, еще раз повторим, из каких частей состоит слово в русском языке.
Корень – центральная часть слова, заключающая в себе основной элемент лексического значения, например: за-сух-а, лес-ной. Сложное слово имеет более одного корня: торфоразработки, слепоглухонемой.
Приставка (префикс) – часть слова, находящаяся перед корнем, например: вз-дрогнуть, при-соединить, по-при-от-крывать.
Суффикс – часть слова, находящаяся между корнем и окончанием, напр.: актив-ист-к-а, рез-к-а, устар-е-л-ость.
Окончание (флексия) – часть слова, которой слово чаще всего оканчивается и которая выражает значение рода, числа, падежа и лица, например: весн-а,красив-ый, греб-у. После окончания могут стоять возвратная частица -ся (-cь) и частица -те, например: пиш-ет-ся, катал-а-сь, ид-ём-те.
Слог – это звук или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. Любой слог обязательно включает в себя гласный звук. Слог может состоять только из гласного или из сочетания гласного с одним или несколькими согласными звуками: о-си-на, ид-ти, мо-ло-дец.
Урок русского языка
Тема: «Состав слова. Значимые части слова»
Тип урока: обобщение знаний, повторение.
Планируемые результаты:
Личностные - устойчивый познавательный интерес к русскому языку
Коммуникативные - слышать и слушать других учащихся, приходить к общему решению в совместной деятельности
Познавательные - проводить наблюдения над языковыми единицами
Предметные - распознавать морфемы, членить слово на морфемы, выполнять морфемный разбор
Метапредметные - владеть различными видами аудирования, осуществлять информационную переработку текста.
Задачи:
1. Закрепление понятия морфемы как значимой части слова.
2. Обучение правилам и навыку морфемного разбора слова.
3. Развитие орфографической зоркости
Ход урока:
Организационный момент. Запись числа в тетради.
2. Постановка темы, цели урока.
Посмотрите на доску, что за значки вы видите?
Расшифруйте значки: окончание, основа, корень, приставка, суффикс.
Назовем эти понятия одним словом - морфемы
- Что такое морфема? (морфема - это наименьшая значимая часть слова)
Как вы думаете, какой может быть тема нашего урока? (состав слова, значимые части слова)
3.Для работы предлагаю вам КАРТУ, в которой прописаны упражнения для работы. В ходе нашего урока вы так же сможете оценить свою деятельность и получить заслуженную отметку.
Отгадаем загадку:
Слово делится на части
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Собрать слово из частей.
МОРФЕМИКА - особый раздел науки о языке
Разберем слово по составу.
1 шаг.
Окончание (сообщение ученика) значимая часть слова, которая образует формы слова, а также служит для связи слов в словосочетании, предложении. Окончание может указать на часть речи.
Окончание слова определяется с помощью изменения формы слова.
Задание: выделить окончания в словах.
Зима, зимний, снежинка, заморозит. (макс. 4 балла)
Вопрос повышенной сложности : в каких частях речи можно обозначить окончание?
2 шаг
Основа (сообщение) - это часть слова без окончания. В основе заключено лексическое значение слова. В основе слова может быть одна морфема(корень), но может быть и больше.
Задание: выделить основы слов.
Перемена, пришкольный, звонок, учительница. (макс. 4 балла)
Вопрос повышенной сложности: какие морфемы входят в состав основы?
3 шаг
Корень (сообщение) - главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Для того чтобы выделить корень надо подобрать однокоренное слово.
Задание: Найти однокоренными слова, выделить корень.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
А.С. Пушкин.
Однокоренные слова: старик- старуха- старухой (стар-); пряла- пряжу (прял-/пряж-); тридцать- три (три-). (макс 3 бала)
Вопрос повышенной сложности:
4 шаг
Суффикс (сообщение) - суффикс значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Чтобы правильно выделить суффикс надо подобрать ряд родственных слов.
Задание: в словах выделить суффиксы.
Гармонист, летчик, ежик, домишко. (макс 4 балла)
Вопрос повышенной сложности: какие значения слова может указывать суффикс?
березонька - уменьшительно- ласкательное
тараканище - значение преувеличения
футболист - значение лица
5 шаг
Приставка (сообщение) - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Чтобы выделить приставку, нужно подобрать ряд однокоренных слов и с помощью сравнения выделить данную часть слова.
Задание: выделить приставки в словах
убежал, записать, распрекрасный, подберезовик. (макс 4 балла)
Вопрос повышенной сложности: какие значения может иметь приставка?
Особенно это заметно у глаголов. Давайте устно выполним упражнение и подумаем, какую именно информацию может иметь приставка.
Я буду называть вам слова, вы - выделять у них приставки и определять их значение:
Выходить (вы-; движение из чего-либо).
Объезжать (об-; движение вокруг чего-либо).
Перебегать (пере-; движение через что-либо)
Влетать (в-; движение внутрь чего-либо).
Отпрыгнуть (от-; движение на отдаление от чего-либо).
6 шаг
Выполните морфемный разбор слов
Придорожный, нарисует, книжка, пенал. (макс 4 балла)
Подведение промежуточных итогов
подсчитаем максимальную сумму баллов
23 баллов - «5»
20-22 балла - «4»
17-19 баллов - «3»
ФИЗМИНУТКА
Работа с текстом:
Прочитайте текст и выполните к нему задания.
_____________________________
Наступила настоящая зима. Белым ковром покрыл снег всю землю. Дети радуются зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Сережа и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу. Весело скользят коньки по гладкому льду.
Определите тему текста и озаглавьте его.
Найдите в тексте глаголы с приставками, выделите их.
Назовите однокоренные слова. Выделите корень.
Найдите имена существительные, состоящие из корня и окончания
Из последнего предложения выпишите слова с суффиксом - к-
Творческое задание
А теперь вы попробуете из указанных мною морфем собрать слова.
А) Возьмите тот же корень, что в слове «клонится».
Добавьте приставку, которая есть в слове «слезет».
Суффикс возьмите из слова «обращение».
Добавьте к слову окончание сущ. ср.рода, им.падежа (склонение)
Б) Возьмите корень из слова «полагать», приставку- из слова «приложение», суффиксы- из слова восклицательный, а окончание- из слова «числительное». Подсказка: получится слово- часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное)
В) Возьмите приставку из слова «подруга», корень- из слова «игрушка», суффиксы- из слова «читал», а окончание в этом слове будет такое же, как в слове «стул» (поиграл)
Г) Это будет слово, однокоренное со словом «летчик». Добавьте к корню такую же приставку, как в слове «перепрыгнул». Оба суффикса этого слова такие, как в глаголе «слышать» (перелетать)
Итог урока:
Учитель: Ребята, все вы сегодня работали очень хорошо. Но мне очень хотелось бы, чтобы вы сегодня оценили работу своих одноклассников. Предлагаю вам выразить свое восприятие урока при помощи изобразительных знаков (смайликов)
Сообщение и объяснение домашнего задания.
77. Прочитайте. Назовите сказку.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву:
Город новый, златоглавый,
Пристань
с крепкою заставой.
Пушки с пристани
палят,
Кораблю пристать велят.
(А. Пушкин)
- Найдите в тексте однокоренные слова. Что они обозначают? Являются ли однокоренными выделенные слова? Почему?
- Спишите. Выделите корень в однокоренных словах.
ко ра́бль
78. Прочитайте. Сгруппируйте однокоренные слова.
Ночь, грустить, пять, чистый, верх, свет, светленький, пятница, светлый, верхний, чистить, ночевать, пятак, пятнадцать, верхний, ночной, грустный, пятёрка, светить, ночь, грусть, чистота, верхушка, чистенький.
- Запишите однокоренные слова группами. Выделите в словах корень. Укажите над каждым словом, к какой части речи оно относится.
- Подчеркните изученные орфограммы в корне слов.
Значимые части слова
Часть слова |
Определение |
Пример |
Корень |
Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов |
сол
ь
|
Приставка |
Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов |
по
солить
|
Суффикс |
Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов |
солонк
а
|
Окончание |
Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении. Окончание образует форму слова |
соль - без соли
|
Основа |
Часть слова без окончания |
безсолев ой |
79. Прочитайте таблицу «Значимые части слова». Составьте по ней сообщение «Что я знаю о значимых частях слова».
80. Прочитайте. Скажите, все ли слова в каждой группе слов являются однокоренными. Объясните почему.
- Сырник, сырой, сыр, сырость, сыроватый.
- Липа, липкий, липучий, липовый, липнуть.
- Рис, рисунок, рисовать, рисовый, нарисовать.
- Запишите однокоренные слова группами. Выделите в них корень.
81. Прочитайте. Докажите, что слова каждой пары однокоренные. Спишите.
Горизонт - горизонтальный , журнал - журналист , октябрь - октябрьский , рисовать - нарисовать , костюм - костюмчик , город - пригород , звонить - перезвонить , свистеть - засвистеть , звезда - беззвёздный , осина - подосиновик .
- Обсудите, при помощи какой значимой части (или частей) слова образовалось каждое из выделенных слов.
- Подчеркните в словах изученные орфограммы. Подготовьтесь объяснить, в какой части слова вы подчеркнули каждую орфограмму.
ко стю́м
82. Прочитайте.
83. Прочитайте. Где пропущены запятые?
Ходит по лесу осень развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины убирает в золото осинки и берёзки. Первые палые листья запестрели на влажных дорогах на тихих потемневших водах речных заливов.
(Е. Носов)
- Спишите, вставляя пропущенные запятые. Проверьте себя.
- Какие слова употреблены в тексте в переносном значении?
- Подчеркните главные члены предложения. Выделите в словах первого предложения окончания.
84. Прочитайте. Что нужно сделать, чтобы из каждой пары слов составить словосочетание?
Яркий, солнце; дальний, поле; ненастный, погода; поздний, осень; серый, мышь; следы, заяц; лёгкий, облака; поля, пшеница; тетрадь, ученик.
- Запишите составленные словосочетания. Выделите в словах окончания.
- Укажите знаком х главное слово в каждом словосочетании.
85. Прочитайте. «Соберите» из слов две скороговорки.
Перепел, Тимошка, перепёлку, и, перепелят, Трошке, крошит, в, перелеске, прятал, в, окрошку, от, ребят, крошки.
- Запишите скороговорки. Прочитайте их. Выучите наизусть.
- В однокоренных словах выделите корень.
86. Прочитайте слова первой группы. В каких из них выделенная часть является приставкой? Запишите эти слова, обозначьте приставки.
- Со
сна, со
греть,
со весть.
По ездка, по ехали, по беда.
На града, на ушники, на лим. - Чеснок
, цветок
.
Майк а, лапк а.
Садик , веник
- Прочитайте слова второй группы. В каких из них выделенная часть является суффиксом? Запишите эти слова, обозначьте суффиксы.
- Докажите, что вы правильно выполнили задания.
87. Прочитайте.
На п..лянку вышла пёстрая курочка-тетёрка с целым выводком тетеревят. Тетеревята были рябен..кие и пуш..стые. Они разб..жались по п..ляне. Тетёрка нашла мурав..иную кучу, разрыла её лапами и заквохтала. Сб..жались тетеревята и стали клевать вкусные мурав..иные яйца. Тетёрка ст..яла в ст..ронке - поглядывала, не л..тит ли ястре.., не кр..дётся ли л..сица.
(Г. Скребицкий)
- Определите тему текста. Придумайте к нему заголовок.
- Сколько частей можно выделить в тексте? Определите тему каждой части.
- Запишите текст по частям, вставляя в слова пропущенные буквы. Перед текстом запишите заголовок.
- Выделите в глаголах приставки.
- Найдите в тексте по два слова, которые соответствуют данным схемам:
88. Подберите слова, которые соответствуют данным схемам:
- Запишите слова и выделите в них значимые части. Укажите, какой частью речи является каждое слово.