Интересные предложения по русскому языку. Сложные предложения с примерами
Вам знакомо научное название, которое начинается словом сложные...
Слова, при образовании которых сложились два корня, называются сложными.
Например, носорог (два корня нос- и рог-, буква о - соединительная гласная), пылесос (корни пыл- и сос-, буква е - соединительная гласная).
Сложными бывают и предложения. В них, как и в словах, соединяется несколько частей.
Тема урока: «Простое и сложное предложения. Союзы».
Прочитайте предложения и подумайте, чем они отличаются друг от друга?
1) Прозвенел звонок.
2) Ребята зашли в класс.
3) Начался первый урок.
4) Прозвенел звонок, ребята зашли в класс, начался первый урок.
Найдём грамматические основы.
Предложение, в котором одна грамматическая основа, - простое предложение.
1, 2 и 3 предложения простые , так как в каждом из них по одной основе.
4 предложение сложное , состоит из трёх простых предложений. В каждой части сложного предложения есть свои главные члены, своя основа.
Предложение, в котором две и больше грамматических основ,- сложное предложение. Сложные предложения состоят из нескольких простых предложений. Сколько простых предложений, столько и частей в сложном предложении.
Части сложного предложения - это не просто соединённые вместе простые.
Объединившись, эти части продолжают, дополняют друг друга, превращают разные мысли в одну, более полную. В устной речи на границе частей сложного предложения нет интонации конца каждой мысли.
Помни: в письменной речи между частями сложного предложения чаще всего ставятся запятые.
Определим, сложное предложение или простое. Сначала найдём главные члены (основы) предложений и посчитаем, сколько основ в каждом.
1) На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса.
2) Распевают синицы, звонко отстукивает клювом дятел.
3) Скоро солнце получше пригреет землю, почернеют дороги, обнажатся на полях проталины, зажурчат ручейки, пожалуют грачи. (По Г. Скребицкому)
1) На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса .
2) Распевают синицы , звонко отстукивает клювом дятел .
Кто? синицы, что делают? распевают - первая основа.
Кто? дятел, что делает? отстукивает - вторая основа.
Это сложное предложение, состоит из двух частей.
3) Скоро солнце получше пригреет землю, почернеют дороги , обнажатся на полях проталины , зажурчат ручейки , пожалуют грачи .
Что? солнце, что сделает? пригреет - первая основа.
Дороги почернеют - вторая основа.
проталины обнажатся - третья основа.
Ручейки зажурчат - четвёртая основа.
Грачи пожалуют - пятая основа.
Это сложное предложение, состоит из пяти частей
Прочитайте сложные предложения. Понаблюдайте, с помощью чего соединяются части сложного предложения?
1) Зима приближается , холодное небо часто хмурится .
Части 1 сложного предложения соединяются при помощи интонации. Между частями предложения стоит запятая.
2) Днём пригревало солнце , а ночью морозы доходили до пяти градусов.
3) Ветер затих , и погода улучшилась .
4) Солнце только ещё поднималось , но его лучи уже освещали верхушки деревьев.
Части 2, 3, 4 предложений соединяются при помощи интонации и союзов а, и, но . Перед союзом стоит запятая.
Каждый из союзов выполняет свою работу. Союз и соединяет слова, а союзы а, но ещё и помогают что-то противопоставить.
При письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы (и, а, но), запятая ставится перед союзом.
Предложения нашего языка очень разнообразны. Иногда при одном подлежащем может быть несколько сказуемых или при одном сказуемом может быть несколько подлежащих. Такие члены предложения называются однородными. Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. В схеме каждый однородный член мы будем обводить в кружок.
Какой вывод можно сделать из сравнения этих схем?
В первой строке даны схемы сложных предложений, а во второй строке - схемы простых предложений с однородными сказуемыми (они показаны в кружке).
В простых предложениях с однородными членами и в сложных предложениях между их частями используются одни и те же союзы: и, а, но.
Помни!
1. Перед союзами а, но всегда ставится запятая.
2. Союз и требует особого внимания: соединяет однородные члены - запятая чаще всего не ставится; употреблён между частями сложного предложения - запятая обычно нужна.
Потренируемся. Поставим пропущенные запятые.
1) Ночью собака подкралась к даче и улеглась под террасой.
2) Люди спали и собака ревниво сторожила их. (По Л. Андрееву)
3) Пеликан бродил вокруг нас шипел кричал но в руки не давался. (По К. Паустовскому)
4) Весна сияет на небе но лес ещё по-зимнему засыпан снегом. (М. Пришвин)
1) Ночью собака подкралась к даче и улеглась под террасой.
Предложение простое, так как одна основа, одно подлежащее и два сказуемых - собака подкралась и улеглась. Союз и соединяет однородные сказуемые, поэтому запятая не ставится.
2) Люди спали , и собака ревниво сторожила их.
Предложение сложное, так как две основы - люди спали, собака сторожила. Союз и соединяет части сложного предложения, поэтому перед союзом нужна запятая.
3) Пеликан бродил вокруг нас, шипел , кричал , но в руки не давался .
Предложение простое, так как одна основа, одно подлежащее и 4 сказуемых - пеликан бродил, шипел, кричал, не давался. Перед союзом но всегда ставится запятая. Запятые ставим между однородными сказуемыми.
4) Весна сияет на небе, но лес ещё по-зимнему засыпан снегом.
Предложение сложное, так как две основы - весна сияет, лес засыпан. Перед союзом но всегда ставится запятая.
Рассмотрите схемы и решите, за какими схемами скрываются сложные предложения, а за какими - простые с однородными членами; в каких их них нужно поставить знаки препинания.
Первые три схемы отражают строение простого предложения с однородными главными членами. Они обведены в кружок. В 1 схеме запятая не нужна, так как однородные подлежащие соединяет союз и . Во 2 и 3 схемах должны быть поставлены запятые. 4 схема соответствует сложному предложению. В ней тоже должна быть поставлена запятая между частями сложного предложения.
Предложения, в которые входят слова что, чтобы, поэтому, потому что , - чаще всего сложные. С этих слов обычно начинается новая часть сложного предложения. В таких случаях перед ними всегда ставится запятая.
Приведём примеры.
Мы увидели , что волчица пролезла вместе с волчатами в нору.
что ставится запятая.
Всю ночь зима вязала кружевные узоры, чтобы принарядились деревья . (К. Паустовский)
Это сложное предложение, перед словом чтобы ставится запятая.
Птицы умеют сообщать обо всём голосом, поэтому они поют.
Это сложное предложение, перед словом поэтому ставится запятая.
Я люблю сказки, потому что в них добро всегда побеждает зло.
Это сложное предложение, перед словом потому что ставится запятая.
1. Как-то днём Винни - Пух прогуливался по лесу и ворчал себе под нос новую песенку.
2. Винни - Пух вставал рано, по утрам он старательно занимался гимнастикой.
3. Винни незаметно дошёл до песчаного откоса.
(Б. Заходер)
3.
1 предложению соответствует 3 схема, так как это простое предложение с одним подлежащим (Винни-Пух) и двумя сказуемыми (прогуливался и ворчал).
2 предложению соответствует схема 1, так как это сложное предложение имеет две основы (Винни-Пух вставал, он занимался). Запятая разделяет части предложения.
3 предложению соответствует 2 схема, так как это простое предложение с одной основой (Винни дошёл).
На уроке вы узнали, что предложение, в котором две и больше грамматических основ,- сложное предложение. Части сложных предложений соединяются при помощи интонации и союзов а, и, но . При письме части сложного предложения разделяются запятой.
- М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
- М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
- Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
- Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
- Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
- Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
- School-collection.edu.ru ().
- Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
- Zankov.ru ().
- Найди в предложениях главные члены. Какое предложение текста сложное - 1-е или 2-е? Как называется оставшееся предложение?
На вершине ольхи сидела птичка и разевала клюв. Перья на раздутом горлышке трепетали, а песни я не слышал.
(По В. Бианки)
- Вставь две пропущенные запятые в предложениях.
Зима пряталась в дремучем лесу. Выглянула она из укрытия а в траве миллионы маленьких солнышек прячутся. Разозлилась зима! Махнула она рукавом и запорошила снегом весёлые огоньки. Щеголяют теперь одуванчики в жёлтом платье а потом в белой шубке. (По И. Соколову-Микитову)
Найди предложение с союзом и . Что он соединяет - однородные члены или части сложного предложения? Нужные для ответа слова подчеркни.
- Впиши союзы и, а, но. Подчеркни основы, отметь однородные члены и поставь, где нужно, запятые.
Шарик в воду залезал _ дядя Фёдор его намыливал _ шерсть расчёсывал. Кот по берегу ходил _ грустил о разных океанах. (По Э. Успенскому)
Кот воровал рыбу мясо сметану _ хлеб. Однажды он разрыл жестяную банку с червями. Их он не съел _ на банку с червями сбежались куры _ склевали наш запас. (По К. Паустовскому)
Предложение - это главная синтаксическая единица русского языка , которая содержит информационный посыл, побуждение или вопрос. Все предложение имеют грамматическую основу. Грамматическая основа - это наличие главных членов в предложении (подлежащего или сказуемого, или их обоих).
Предложения классифицируются по строению, цели высказывания и эмоциональной окраске.
Типы предложений по строению.
Существует для типа предложений по строению: простые предложения и сложные предложения . Простые предложения - это предложения, имеющие только одну грамматическую основу. Сложные предложения - это предложения, которые имеют две и более грамматические основы.
Мама пришла домой поздно (простое).
Мама пришла домой поздно, но отец к тому времени ещё не вернулся (сложное).
Простые предложения также бывают нескольких типов по строению :
1) Двусоставное предложение
- это предложение, которое имеет оба главных члена - и подлежащее, и сказуемое: На улице пошёл
дождь
.
2) Односоставное предложение
- это предложение, которое имеет только один главный член предложения - либо подлежащее, либо сказуемое: На улице стемнело
.
3) Распространенное предложение
- это предложение, имеющее кроме главных, имеет второстепенные члены: Солнце взошло над спящим городом.
4) Нераспространенное предложение
- это предложение, которое имеет только главные члены: Солнце взошло
.
5) Неосложнённое предложение
- это предложение, в котором нет однородных членов, обращений, причастным или деепричастным оборотом, вводных слов или обособленных членов предложения: Бабушка любит сажать цветы во дворе.
6) Осложнённое предложение
- это предложение, имеющее в своем составе обособленные или однородные члены предложения , обращения, вводные слова, причастные и деепричастные обороты: Бабушка любит выращивать лютики, маргаритки, ноготки и другие цветы во дворе.
По цели высказывания различают следующие типы простых предложений:
- повествовательное предложение
служит для выражения информации о ком-либо или чём-либо: Я скоро вернусь.
- побудительное предложение
служит для выражения просьбы, приказа, совета или пожелания говорящего: Возвращайся поскорее!
- вопросительное предложение выражает вопрос говорящего: Ты скоро вернёшься?
Типы простого предложения по эмоциональной окраске :
- восклицательные предложения - предложения, сопровождающиеся повышенной эмоциональностью и произносящиеся с выразительной интонацией. На письме такие предложения завершаются не точкой, а восклицательным знаком: Я сказал, я не хочу никуда идти!
- невосклицательные предложения - обычные предложения, не имеющие яркой эмоциональной окраски и особой интонации: Я не хочу никуда идти.
План анализа простого предложения.
1) Простое или сложное предложение;
2) Повествовательное, побудительное или вопросительное предложение;
3) Восклицательное или невосклицательное;
4) Односоставное или двусоставное;
5) Распространённое или нераспространённое;
6) Полное или неполное;
7) Осложнённое или неосложнённое. Если осложнённое, что чем именно.
Пример разбора простого предложения.
Собачка, черная от грязи, мелко дрожала и поскуливала.
Простое предложение (подл. - собачка , сказ. - дрожала поскуливала ); повествовательное; невосклицательное; двусоставное; распространённое; полное; осложнено обособленным согласованным определением (чёрная от грязи ) и однородными сказуемыми (дрожала и поскуливала ).
Задание В6 проверяет твое умение анализировать и разбирать сложное предложение. В зависимости от варианта необходимо будет найти:
1) сложносочиненное предложение;
2) сложноподчиненное предложение;
3) сложноподчиненное предложение с определенным видом придаточного;
4) сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными с указанием видом присоединения придаточных к главному;
5) сложное бессоюзное предложение;
6) сложное предложение с разными видами связи.
Подсказка от сайт.
Чтобы вспомнить разные виды связи, перечитай задание А9.
Также тебе поможет следующая схема:
Сложноподчиненное предложение.
Сложноподчиненное предложение – это предложение, в состав которого входят две и более основ, где одна основа подчиняется другой.
Так как структура предложения, вопрос от главной основы к зависимой (придаточной) может быть разный, то и видов сложноподчиненного несколько:
Тип придаточного | Особенности придаточного | На какой вопрос отвечает | Средства связи | |
союзы | союзные слова | |||
определительное | содержит характеристику предмета, раскрывает его признак (относится к существительному в главной части) | какой?
какой именно? |
чтобы, как, словно, как будто | который, какой, что, чей, когда, куда, где и т.д. |
местоименно-определительное | относится к местоимению в главной части СПП (то, та, те, каждый, всякий, любой, весь, вся, все ) и конкретизирует значение местоимения | кто именно?
что именно? |
как, словно, как будто, что, чтобы | кто, что, какой, каков, чей, который и т.д. |
изъяснительное | придаточную часть требуют слова со значением мысли, чувства, речи (глагол, прилагательное, существительное) | вопросы косвенных падежей (что?
о чем? чего?) |
что, как, будто, как будто, как бы, словно, чтобы, пока | кто, что, который, какой, чей, где, куда, откуда, сколько, насколько, почему |
образа действия и степени | 1) раскрывает способ или качество действия, а также меру или степень проявления признака в главной части предложения;
2) имеют в главной части указательные слова (так, столько, таким образом, до того, настолько, до такой степени… ). |
как?
каким образом? в какой мере или степени? |
что, чтобы, как, словно, точно | |
места | 1) содержит указание на место или пространство, где совершается то, о чем говорится в главной части;
2) может распространять главную часть или раскрывать содержание наречий там, туда, оттуда, везде, всюду и др. |
где? | где, куда, откуда | |
времени | 1) указывает на время совершения действия или проявления признака, о которых говорится в главной части;
2) может распространять главную часть или уточнять обстоятельство времени в главной части |
когда?
как долго? с каких пор? до каких пор? |
когда, пока, как, в то время как, после того как, с тех пор как, едва, лишь | |
условия | 1) содержит указание на условие, от которого зависит осуществление того, о чем говорится в главной части;
2) условие может подчеркиваться в главной части сочетанием в том случае |
при каком условии? | если, как, как скоро, раз, когда, ли…ли | |
причины | содержит указание на причину или обоснование того, о чем говорится в главной части | почему?
по какой причине? |
потому что, оттого что, так как, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, из-за того что, поскольку и т.д. | |
цели | содержит указание нацель или назначение того, о чем говорится в главной части предложения | зачем?
с какой целью? для чего? |
чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы | |
уступки | содержит указание на условие, вопреки которому совершается то, о чем говорится в главной части | несмотря на что?
вопреки чему? |
хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пускай, пусть, даром что | |
сравнительное | сравнивает предметы или явления в главной части и придаточном | как?
(на что похоже?) |
как, подобно тому как, словно, будто, как будто, точно, как если бы | |
следствия | указывает на следствие, вытекающее из содержания главной части предложения | что из этого следует?
что стало следствием? |
так что | |
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
Сложное предложение с разными типами связи (примеры)
(1) Утро великолепное: в воздухе прохладно; солнце еще не высоко.
(2) И ерзает руль, и обшивка скрипит, и забраны в рифы полотна.
(3) Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.
(4) Для каждого есть слава, трудись – и она твоя.
(5) Горе забудется, чудо свершится, сбудется то, что покуда лишь снится.
(6) Я посмотрел на избу, и у меня сжалось сердце – так всегда бывает, когда увидишь то, о чем думал много лет.
(7) И все-таки ему было грустно, и он как-то особенно сухо сказал начальнику штаба, что у него убили адъютанта и надо найти нового.
Алгоритм действия.
1. Выделить основы.
2. Исключить все простые предложения.
3. Посмотреть, чем связаны основы: союзом, союзным словом, интонацией.
4. Определить границы основ.
5. Определить вид связи.
Разбор задания.
Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите его номер.
(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»
Выделяем основы:
(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец . (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький , толстенький , рано начал лысеть , и, хотя никогда не пил , нос у него почему-то всегда был свекольно -красного цвета , как у клоуна. (5)Дети , когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый , говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»
Простым является предложение №3. Исключаем его.
Определяем границы предложений и смотрим, чем связаны основы:
(1) [В детстве я ненавидела утренники], (потому что к нам в садик приходил отец) . (2) [Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию],а [наша воспитательница строго говорила ему]: «Валерий Петрович, повыше!» (4)[Он был маленький , толстенький , рано начал лысеть] , и , (хотя никогда не пил) , [нос у него почему-то всегдабыл свекольно -красного цвета , как у клоуна]. (5) [Дети , (когда хотели сказать про кого-то), (что он смешной и некрасивый) , говорили так]: «Он похож на Ксюшкиного папу!»
Первое предложение – сложноподчиненное с придаточным причины (я ненавидела утренники почему? потому что приходил отец).
Второе предложение – сложносочиненное с прямой речью.
Четвертое предложение – сложное с сочинительной связью (союз и) и подчинительной связью (придаточное хотя…).
Пятое предложение – сложноподчиненное с двумя придаточными и прямой речь. Первое придаточное – времени (дети говорили когда? когда хотели сказать про кого-то); второе придаточное – изъяснительное (хотели сказать про кого-то что? что он смешной и некрасивый).
Таким образом , правильный ответ – предложение №5.
Потренируйся.
1. Среди предложений 1 – 9 найдите сложное предложение, в котором есть придаточное условия. Напишите номер этого предложения.
(1) Нетрудно представить, что творилось в эту минуту в душе полководца: его, взвалившего на себя непосильную ношу позорного отступления, лишили славы победного сражения. (2) …Дорожная карета Барклая остановилась на одной из почтовых станций неподалеку от Владимира. (3) Он направился было к дому станционного смотрителя, но путь ему преградила огромная толпа. (4) Послышались оскорбительные выкрики, угрозы. (5) Пришлось адьютанту Барклая обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете. (6) Что же утешило старого солдата, на которого обрушился несправедливый гнев толпы? (7) Возможно, вера в правоту своего решения: именно эта вера дает человеку силы идти до конца, даже если приходится в одиночку. (8) И еще, может быть, Барклая утешила надежда. (9) Надежда на то, что когда-нибудь бесстрастное время всем воздаст по заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает старого воина, который угрюмо едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие слезы.
2. Среди предложений 1 – 10 найдите сложное предложение, в состав которого входит (-ят) придаточное (-ые) сравнения. Напишите номер (-а) этого предложения.
(1) Я, как ни силился, не мог представить, что здесь когда-то стояли дома, бегали шумные дети, росли яблони, женщины сушили белье…(2) Никакого знака былой жизни! (3) Ничего! (4) Только печальный ковыль скорбно качал стеблями и умирающая речушка едва шевелилась среди камышей…(5) Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной обнажилась земля и я оказался на краю бездонной пропасти. (6) Не может быть! (7) Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности? (8) Вечером я варил уху. (9) Мишка подбрасывал дрова в костер и лез своей циклопической ложкой в котелок – снимать пробу. (10) Рядом с нами робко шевелились тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни.
3. Среди предложений 1 – 11 найдите сложное предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
(1) На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. (2) Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потертые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3) Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстегнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4) Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5) О чем думал он? (6) До недавнего времени он еще знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.
Бывают разные виды синтаксических единиц в . Они могут разделяться на группы по разным признакам: по цели высказывания, по особенностям грамматической основы, по интонации, по структуре. В русском языке имеется целый раздел, который изучает данную конструкцию как единицу текста. Этот раздел называется « ». Рассмотрим, какие виды предложений в русском языке существуют.
Вконтакте
Разделение на группы
Разберем, какие бывают предложения по цели высказывания:
Повествовательные – это предложения, в конце которых ставится точка. Повествовательные предложения рассказывают о каком-то событии. Примеры можно привести из любого текста, описывающего те или иные события.
В конце восклицательного должен стоять восклицательный знак. Он используется для выражения гнева, удивления и других сильных чувств .
Вопросительное всегда оканчивается знаком вопроса. Оно используется в тех случаях, когда человек хочет о чем-то спросить, навести справки, уточнить информацию.
Внимание! В русском языке, в отличие от некоторых других европейских языков (например, от ), можно сделать из повествовательного высказывания вопросительное (и наоборот), не меняя порядок слов. Например: «Маша – ученица» и «Маша – ученица?». В первом случае это констатация факта, во втором случае – выражение неуверенности, желание уточнить достоверность информации.
Разделение на группы по эмоциональной окраске
По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и невосклицательные.
Восклицательное:
- Как тебе не стыдно!
- Позор двоечникам и лентяям!
- Посмотрите, какая тишина вокруг! Благодать!
Восклицательные предложения, как видно из примеров, выражают разные , от презрения до восхищения.
Невосклицательное:
- Моя мама – учительница.
- В моем родном городе много интересных мест.
- Когда я вырасту, я буду механиком.
Для того чтобы понять, что такое невосклицательные высказывания, любые их примеры можно прочитать вслух. Интонация при этом будет ровной, спокойной. Если же в конце письменного высказывания стоит восклицательный знак, интонация, напротив, будет неровной, восходящей.
По интонации предложения бывают разные. Это касается не только русского, но и всех других языков мира. В русском языке по интонации предложения бывают эмоционально окрашенные или эмоционально нейтральные.
Предложения в письменной речи, имеющие ярко выраженную эмоциональную окраску, имеют восклицательный знак на конце. Высказывания в устной речи, характеризующиеся эмоциями, произносятся с повышением голоса в конце фразы.
Внимание! Если в конце фразы стоит восклицательный знак, эту фразу нужно прочитать вслух очень выразительно. Это особенно касается чтения стихов. Если произносить такие фразы ровным, спокойным голосом, смысл высказывания и его выразительность зачастую теряются.
Классификация по особенностям грамматической основы
По наличию или отсутствию составляющих грамматической основы предложения бывают односоставные и двусоставные. У односоставного имеется только сказуемое или подлежащее. У двусоставного – и подлежащее, и сказуемое. Характеристика конструкций по особенностям грамматической основы занимает важное место в школьном курсе современного русского языка.
По полному или частичному наличию грамматической основы законченные мысли в письменной форме бывают односоставными и двусоставными. Вот примеры типичного неполного односоставного предложения:
- Светает.
- Холодает.
- Пришел, увидел, победил.
А вот примеры двусоставных полных:
- Вышивальщица закончила свое рукоделие.
- Дед Мороз пришел на елку в школу.
- Бабушка подоила корову и отправилась отдыхать.
Классификация предложений
Классификация по количеству грамматических основ
На какие группы делятся данные синтаксические единицы по количеству грамматических основ? На две – простые и сложные . Определить, к какому типу относится высказывание, можно по наличию одной или нескольких основ. Когда речь идет о простых и сложных предложениях, можно на простых примерах изучить важное правило пунктуации. Оно приводится ниже.
Простые предложения
Внимание! Все грамматические основы, входящие в состав , разделяются запятой. Между ними может находиться союз, но он может и отсутствовать. Например: «Солнце зашло, и животные в хлеву заснули» или «Моросил дождь, мальчик в галошах шлепал по лужам».
Простое предложение – это письменное высказывание, в котором имеется только одна грамматическая основа. Вот характерные примеры:
- Я уехал в дальние края.
- Мой дядя работает трактористом в колхозе.
- Кошка умеет прыгать и громко кричать.
Основные признаки сложного: наличие нескольких грамматических основ , использование союзов (хотя их может и не быть), разделение высказывания на логические части с помощью запятых. Примеры:
- Мой брат учил уроки, а я играл на пианино.
- Мама пела песню, и дети ей подпевали.
- Настало утро, бабушка повела внука в детский сад.
Виды сложных предложений
Сложное предложение может состоять из нескольких частей, соединенных между собой сочинительной или подчинительной связью. На какие группы могут делиться сложные конструкции? На сложноподчиненные и сложносочиненные . Вот типичные примеры:
- Я живу в доме, который находится под горой (подчинительная связь).
- Я уеду туда, где меня никто не знает (подчинительная связь).
- Снежинки кружатся, и наступает новый год (сочинительная союзная связь).
- Я сидел дома, мама спала (сочинительная бессоюзная связь).
Предложение, его грамматическая основа
Разные виды сложных предложений
Вывод
Характеристика предложения – один из самых сложных вопросов в современном русском языке. Эта проблема активно исследуется современными лингвистами, а также рассматривается в курсе русского языка для учащихся 5–9 классов средних общеобразовательных школ. По разным признакам в современном русском языке они делятся на разные группы. Развернутая характеристика этой синтаксической единицы помогает лучше понять суть высказывания, а также разобраться в правилах пунктуации.