Качество образования: проблемы формирования и управления. Доклад "что такое качество образования" Различия между образовательными результатами и качеством образования
На сегодняшний день многие страны мира (Россия не исключение) сформировали основные направления политики по поводу оценки образования. Они приступили к созданию определенных стандартов, которые целесообразно применять в процессе разработки образовательных программ. Таким образом, эти нормы послужили основным инструментом для определения целевых направлений образования и формирования образовательного пространства.
Понятие качества
В данной статье полноценно рассматривается понятие качества образования, его сущность и основополагающие особенности. Для начала необходимо определить, что же означает понятие качества в общем смысле этого слова. Качество образования - это что такое?
Наиболее яркой трактовкой данного термина является определение качества как совокупности ряда свойств, характеристик, признаков продукции, определенных категорий товаров, услуг, материалов или же работ, которые в полной мере служат обусловливающим фактором в отношении их способности к удовлетворению потребностей и запросов общества и соответствия собственному назначению, а также предъявляемым требованиям. Рассмотренная мера соответствия формируется на основе конкретных стандартов, контрактов или же договоров. Важно отметить, что создание этой меры может происходить и в тесной взаимосвязи с запросами населения или же конкретных его сегментов. Каким же образом соотнести данное понятие с образовательной категорией?
Качество образования
Качество образования - это важнейшая составляющая социальной сферы, которая абсолютно точно определяет состояние, а также результативность образовательного процесса в обществе, степень его соответствия потребностям и даже ожиданиям социума (и различных его групп, в частности) в плане развития и создания как гражданских, так и профессиональных компетенций человека как личности. Важно отметить, что рассматриваемый показатель в процессе подробного анализа распадается на более мелкие, каждый из которых в силе полноценным образом охарактеризовать один из аспектов учебной деятельности того или иного учреждения образования. Среди таковых основными являются следующие:
- Содержание образовательного процесса.
- Методика, разработанная в отношении норм обучения.
- Формы обучения.
- Материально-техническая база.
- Состав кадровой структуры.
Абсолютное и относительное понятие качества
Важно отметить, что понятию качества (качество образования - это очень важный показатель ) нередко приписывают разнообразные, как правило, противоречивые значения. Дело том, что анализ может проводиться как в абсолютном, так и в относительном порядке. Таким образом, абсолютное понятие подразумевает демонстрацию превосходства и определенного статуса, что, естественно, благотворно влияет на имидж того или иного учебного заведения.
Относительное понятие не воспринимает качество как атрибут образовательной услуги и может рассматриваться в двух аспектах: как соответствие определенному государственному стандарту или же как соответствие предпочтениям потребителей услуги. Следует дополнить, что первый аспект отображает точку зрения производителя, а второй - взаимоувязан с потребительскими взглядами. Однако зачастую мнение производителя не равнозначно мнению потребителя, поэтому принято рассмотрение вопроса качества образования тем или иным образовательным учреждением с двух сторон.
Комплексный показатель
Мониторинг качества образования говорит о том, что анализируемый показатель наделен комплексным характером. В соответствии с данным фактом целесообразным будет перечистить основные его аспекты:
- Взаимосвязь цели обучения и результата.
- Обеспечение абсолютного удовлетворения общества теми или иными образовательными услугами.
- Достойный уровень знаний и навыков; благотворное развитие личности - умственное, нравственное и, конечно же, физическое.
- Обеспечение всех условий для здоровой самооценки личности, ее самоуправления, а также самоаттестации.
- Формирование разнообразных сред культурного характера для образования в плане политкультуры, духовного обогащения и, конечно же, готовности человека полноценно жить в современном обществе и так далее.
Понятие мониторинга
В соответствии с вышеприведенными аспектами можно определить как систему беспрерывного сбора информации по поводу наиболее значимых его свойств, последующую ее качественную обработку, анализ и, конечно же, интерпретацию, которая необходима для обеспечения области образования и общества в целом достоверными, полными и прошедшими классификацию по уровням применения сведениями о соответствии процессов, а также результатов образовательной деятельности определенным нормативам, об актуальных изменениях и соответствующих прогнозах. Главной целью формирования системы мониторинга является повышение качества образовательных услуг.
Управление качеством образования через мониторинг имеет ряд преимуществ и недостатков, но в целях устранения вторых необходимо лишь обеспечить все условия эффективного проведения данного мероприятия. Основными среди них являются следующие:
- Применение системного подхода.
- Сбор количественных и качественных методов в одну совокупность.
- Грамотная интерпретация информации, полученной в результате проведения мониторинга.
- Использование исключительно качественных инструментов.
- Помощь со стороны управленческих органов в методическом и, конечно же, материальном плане.
Мониторинг как основное условие качества образования и его виды
Важно отметить, что в основу классификации мониторинга могут быть положены различные факторы: цели его проведения, ключевые функции, сфера использования информации и другие. Наиболее популярным является разделение видов мониторинга в соответствии с выполняемыми им функциями. Таким образом, качество образования (это важнейшая составляющая социальной сферы) регулируется посредством мониторинга следующих видов:
- Информационный мониторинг.
- Диагностический мониторинг.
- Сравнительный мониторинг.
- Прогностический мониторинг.
Важно отметить, что предполагает использование представленных видов мониторинга в чистом виде достаточно редко. Таким образом, сегодня популярным стало такое мероприятие, как проведение комплексного мониторинга, который грамотно сочетает все перечисленные выше элементы.
Управление качеством образования
Рассмотренное выше понятие мониторинга напрямую связано с управлением качеством образования, под которым следует понимать некую систему как стратегических, так и оперативных решений (а затем - действий), осуществление которой происходит планомерным образом. Она направлена на полноценное обеспечение, существенное улучшение, строгий контроль, а также грамотную оценку качества образовательных процессов или услуг.
Важно отметить, что практически в каждой стране (Россия не исключение) беспрерывно функционирует , обеспечивающий и контролирующий выполнение вышеприведенных операций. Данный субъект образовательного процесса занимается и дополнительными вопросами, среди которых, например, планирование учебного процесса и сопутствующая этому оценка факторов, снижающих качество образования. Среди таких факторов можно выделить некоторые дефекты внутреннего или внешнего характера.
Качество образования и школа
На сегодняшний день качество образования в школе определяется следующими факторами:
- Математизация образовательных процессов.
- Создание исторического самосознания.
- Беспрерывное обучение родному языку и истории государства.
- Воспитание личности как патриота своей страны (в соответствии с национальной культурой и языком).
- Формирование настоящего защитника Отечества (для парней).
- Воспитание абсолютного уважения к труду, ведь непосредственно труд является основным условием роста личности в творческом плане.
- Установка на гармоничное развитие человека в отношении творчества.
- Улучшение качества профессионального образования.
Качество образования и вуз
В системе современного высшего образования основными показателями безупречного его качества являются:
- Абсолютное соответствие структуры учебных программ требованиям заказчиков, которыми могут выступать, к примеру, государство, бизнес или личность, а также укорененным стандартам образования.
- Высокая степень удовлетворенности заинтересованных сторон (к примеру, работодателей или учащихся) качеством образования.
- Высокая степень удовлетворенности своей деятельностью сотрудников того или иного высшего учебного заведения.
- Благотворное влияние на общество, повышение уровня культуры в общем смысле этого слова.
Пути повышения качества образования
Сегодня - важнейшая задача, ведь именно от продуктивности ее выполнения зависит благополучие той или иной страны. Таким образом, наиболее значимыми условиями ее достижения служат следующие пункты:
- Активизация образовательных стандартов государства, а также базисного плана процесса обучения.
- Оптимизация различных типов нагрузки учащихся (психологической, физической и, конечно же, учебной).
- В случае необходимости обеспечение обучения по индивидуальной программе.
- Развитие дистанционной системы образования.
- Поддержка школ для одаренных личностей со стороны государства.
- Формирование государственной системы в отношении оценки качества образовательного процесса.
- Значительное усиление роли дисциплин, которые могут обеспечить социализацию обучающихся и так далее.
На сегодняшний день многие страны мира (Россия не исключение) сформировали основные направления политики по поводу оценки образования. Они приступили к созданию определенных стандартов, которые целесообразно применять в процессе разработки образовательных программ. Таким образом, эти нормы послужили основным инструментом для определения целевых направлений образования и формирования образовательного пространства.
Понятие качества
В данной статье полноценно рассматривается понятие качества образования, его сущность и основополагающие особенности. Для начала необходимо определить, что же означает понятие качества в общем смысле этого слова. Качество образования - это что такое?
Наиболее яркой трактовкой данного термина является определение качества как совокупности ряда свойств, характеристик, признаков продукции, определенных категорий товаров, услуг, материалов или же работ, которые в полной мере служат обусловливающим фактором в отношении их способности к удовлетворению потребностей и запросов общества и соответствия собственному назначению, а также предъявляемым требованиям. Рассмотренная мера соответствия формируется на основе конкретных стандартов, контрактов или же договоров. Важно отметить, что создание этой меры может происходить и в тесной взаимосвязи с запросами населения или же конкретных его сегментов. Каким же образом соотнести данное понятие с образовательной категорией?
Качество образования
Качество образования - это важнейшая составляющая социальной сферы, которая абсолютно точно определяет состояние, а также результативность образовательного процесса в обществе, степень его соответствия потребностям и даже ожиданиям социума (и различных его групп, в частности) в плане развития и создания как гражданских, так и профессиональных компетенций человека как личности. Важно отметить, что рассматриваемый показатель в процессе подробного анализа распадается на более мелкие, каждый из которых в силе полноценным образом охарактеризовать один из аспектов учебной деятельности того или иного учреждения образования. Среди таковых основными являются следующие:
- Содержание образовательного процесса.
- Методика, разработанная в отношении норм обучения.
- Формы обучения.
- Материально-техническая база.
- Состав кадровой структуры.
Абсолютное и относительное понятие качества
Важно отметить, что понятию качества (качество образования - это очень важный показатель ) нередко приписывают разнообразные, как правило, противоречивые значения. Дело том, что анализ может проводиться как в абсолютном, так и в относительном порядке. Таким образом, абсолютное понятие подразумевает демонстрацию превосходства и определенного статуса, что, естественно, благотворно влияет на имидж того или иного учебного заведения.
Относительное понятие не воспринимает качество как атрибут образовательной услуги и может рассматриваться в двух аспектах: как соответствие определенному государственному стандарту или же как соответствие предпочтениям потребителей услуги. Следует дополнить, что первый аспект отображает точку зрения производителя, а второй - взаимоувязан с потребительскими взглядами. Однако зачастую мнение производителя не равнозначно мнению потребителя, поэтому принято рассмотрение вопроса качества образования тем или иным образовательным учреждением с двух сторон.
Комплексный показатель
Мониторинг качества образования говорит о том, что анализируемый показатель наделен комплексным характером. В соответствии с данным фактом целесообразным будет перечистить основные его аспекты:
- Взаимосвязь цели обучения и результата.
- Обеспечение абсолютного удовлетворения общества теми или иными образовательными услугами.
- Достойный уровень знаний и навыков; благотворное развитие личности - умственное, нравственное и, конечно же, физическое.
- Обеспечение всех условий для здоровой самооценки личности, ее самоуправления, а также самоаттестации.
- Формирование разнообразных сред культурного характера для образования в плане политкультуры, духовного обогащения и, конечно же, готовности человека полноценно жить в современном обществе и так далее.
Понятие мониторинга
В соответствии с вышеприведенными аспектами можно определить как систему беспрерывного сбора информации по поводу наиболее значимых его свойств, последующую ее качественную обработку, анализ и, конечно же, интерпретацию, которая необходима для обеспечения области образования и общества в целом достоверными, полными и прошедшими классификацию по уровням применения сведениями о соответствии процессов, а также результатов образовательной деятельности определенным нормативам, об актуальных изменениях и соответствующих прогнозах. Главной целью формирования системы мониторинга является повышение качества образовательных услуг.
Управление качеством образования через мониторинг имеет ряд преимуществ и недостатков, но в целях устранения вторых необходимо лишь обеспечить все условия эффективного проведения данного мероприятия. Основными среди них являются следующие:
- Применение системного подхода.
- Сбор количественных и качественных методов в одну совокупность.
- Грамотная интерпретация информации, полученной в результате проведения мониторинга.
- Использование исключительно качественных инструментов.
- Помощь со стороны управленческих органов в методическом и, конечно же, материальном плане.
Мониторинг как основное условие качества образования и его виды
Важно отметить, что в основу классификации мониторинга могут быть положены различные факторы: цели его проведения, ключевые функции, сфера использования информации и другие. Наиболее популярным является разделение видов мониторинга в соответствии с выполняемыми им функциями. Таким образом, качество образования (это важнейшая составляющая социальной сферы) регулируется посредством мониторинга следующих видов:
- Информационный мониторинг.
- Диагностический мониторинг.
- Сравнительный мониторинг.
- Прогностический мониторинг.
Важно отметить, что предполагает использование представленных видов мониторинга в чистом виде достаточно редко. Таким образом, сегодня популярным стало такое мероприятие, как проведение комплексного мониторинга, который грамотно сочетает все перечисленные выше элементы.
Управление качеством образования
Рассмотренное выше понятие мониторинга напрямую связано с управлением качеством образования, под которым следует понимать некую систему как стратегических, так и оперативных решений (а затем - действий), осуществление которой происходит планомерным образом. Она направлена на полноценное обеспечение, существенное улучшение, строгий контроль, а также грамотную оценку качества образовательных процессов или услуг.
Важно отметить, что практически в каждой стране (Россия не исключение) беспрерывно функционирует , обеспечивающий и контролирующий выполнение вышеприведенных операций. Данный субъект образовательного процесса занимается и дополнительными вопросами, среди которых, например, планирование учебного процесса и сопутствующая этому оценка факторов, снижающих качество образования. Среди таких факторов можно выделить некоторые дефекты внутреннего или внешнего характера.
Качество образования и школа
На сегодняшний день качество образования в школе определяется следующими факторами:
- Математизация образовательных процессов.
- Создание исторического самосознания.
- Беспрерывное обучение родному языку и истории государства.
- Воспитание личности как патриота своей страны (в соответствии с национальной культурой и языком).
- Формирование настоящего защитника Отечества (для парней).
- Воспитание абсолютного уважения к труду, ведь непосредственно труд является основным условием роста личности в творческом плане.
- Установка на гармоничное развитие человека в отношении творчества.
- Улучшение качества профессионального образования.
Качество образования и вуз
В системе современного высшего образования основными показателями безупречного его качества являются:
- Абсолютное соответствие структуры учебных программ требованиям заказчиков, которыми могут выступать, к примеру, государство, бизнес или личность, а также укорененным стандартам образования.
- Высокая степень удовлетворенности заинтересованных сторон (к примеру, работодателей или учащихся) качеством образования.
- Высокая степень удовлетворенности своей деятельностью сотрудников того или иного высшего учебного заведения.
- Благотворное влияние на общество, повышение уровня культуры в общем смысле этого слова.
Пути повышения качества образования
Сегодня - важнейшая задача, ведь именно от продуктивности ее выполнения зависит благополучие той или иной страны. Таким образом, наиболее значимыми условиями ее достижения служат следующие пункты:
- Активизация образовательных стандартов государства, а также базисного плана процесса обучения.
- Оптимизация различных типов нагрузки учащихся (психологической, физической и, конечно же, учебной).
- В случае необходимости обеспечение обучения по индивидуальной программе.
- Развитие дистанционной системы образования.
- Поддержка школ для одаренных личностей со стороны государства.
- Формирование государственной системы в отношении оценки качества образовательного процесса.
- Значительное усиление роли дисциплин, которые могут обеспечить социализацию обучающихся и так далее.
качество образование менеджмент управление
Международной организацией по стандартизации ИСО принято следующее определение качества: «Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности».
Достижение характеристик качества зависит от управления, которое обеспечивает их величины, комплекс и сочетание.
Качество рассматривается не только как результат деятельности, но и как возможности его достижения в виде внутреннего потенциала и внешних условий, а также как процесс формирования характеристик.
Образование, как и любой процесс или результат деятельности человека, обладает определенным качеством. Наиболее точным в концептуальном отношении является следующее определение качества образования.
Качество образования - это комплекс характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное и практически эффективное формирование компетентности и профессионального сознания. Здесь можно выделить три группы характеристик: качество потенциала достижения цели образования, качество процесса формирования профессионализма и качество результата образования.
Качество потенциала выражается в таких характеристиках, как качество цели образования, качество образовательного стандарта, качество образовательной программы, качество материально-технической базы образовательного процесса, качество профессорско-преподавательского состава, качество абитуриентов, качество информационно-методической базы.
Качество процесса формирования профессионализма - это качество технологии образования, контроля образовательного процесса, качество мотивации преподавательского состава на творчество и эффективность педагогической работы, качество отношения студентов к образованию, интенсивность образовательного процесса, управление образованием, методы презентации знаний.
Качество результата образования - осознание профессионализма, распознавание и реализация индивидуальных способностей и особенностей, трудоустройство, карьера и зарплата, овладение методологией самообразования, знания, практические навыки.
Каждая из этих характеристик требует отдельного анализа и изучения возможности ее измерения и оценки, учета в практике организации учебного процесса.
Понятие профессионального образования отлично от понятия профессиональной подготовки. Это не только знания и навыки это профессиональное сознание, которое характеризует многие стороны социального поведения личности - от целей и ценностей до осознания результатов деятельности по критериям реальности и будущего. Это положение имеет решающее значение в понимании качества образования.
Качество образования в обобщенном определении и итоговом своем представлении - это комплекс характеристик компетенций и профессионального сознания, отражающих способность специалиста осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями современного этапа развития экономики, на определенном уровне эффективности и профессионального успеха, с пониманием социальной ответственности за результаты профессиональной деятельности.
Понимание качества образования включает не только наличие профессиональных знаний, но характер и уровень образования в целом, организационную культуру, ролевую и функциональную готовность к управленческой деятельности, способность к распознаванию и пониманию проблем и творческому поиску их рационального решения, навыки самообразования. Результат образования - это, в конечном итоге, осознание профессии и социальной ответственности.
Качество образования характеризует не только результат образовательной деятельности - свойства специалиста - выпускника высшего учебного заведения, но и факторы формирования этого результата, которое зависит от цели образования содержания и методологии, организации и технологии. Все это характеристики, на формирование которых необходимо сознательно влиять, а следованно, которыми необходимо управлять. Образование нуждается в системе управления качеством, которую должен иметь каждый вуз. Такая система невозможна без современной, комплексной системы оценки как качества образования в целом, так и всех его составляющих в отдельности.
Чем точнее построена оценка и полнее учитываются характеристики, тем более успешным может быть управление качеством образования. В свою очередь, управление зависит от его методологии и организации, которые характеризуют цели и методы их достижения, функции, полномочия и ответственность за качество образования.
Существует международный опыт управления качеством, который представлен системой тотального (всеобщего) управления качеством ТQМ. Использование этой системы возможно, но только с учетом особенностей образовательных процессов и условий российского менеджмента.
Система управления качеством может иметь формальную и неформальную основу. Первая определяет комплекс обязательных регламентов и нормативов, вторая - социально-психологическое отношение персонала к проблемам качества, атмосферу творчества и инициативы. Качество необходимо не только требовать и контролировать, но и мотивировать.
Систему управления качеством образования нельзя ввести одномоментно. Она формируется последовательно, поэтапно, в соответствии с программой ее становления и развития. Для понимания качества образования очень важно учитывать существование трех уровней познания. Управление качеством может быть ориентировано на один из этих уровней, и оценка качества, в этом случае, должна учитывать это обстоятельство.
Можно освоить тот или иной предмет на уровне общего понимания основных его положений. В подготовке любого специалиста могут быть такие дисциплины, которые необходимо знать на уровне общего понимания. И эти дисциплины должны быть известны, и занимать определенное место в учебном плане. Не следует их считать второстепенными или необязательными. Они играют свою роль в профессиональном становлении специалиста. Но их объем и методика преподавания должны учитывать именно эту их роль - профессиональный кругозор, основа для лучшего освоения других дисциплин, системность знаний.
Второй уровень познания - это глубокое освоение предмета, способность трансформации знаний на различные области познания и практической деятельности. Это уровень системологии знаний, позволяющей объяснять и предвидеть события и явления, позволяющей понимать причины и последствия событий. В профессиональной подготовке предметами второго уровня познания являются фундаментальные дисциплины, но не только фундаментальные дисциплины общепрофессиональной подготовки, но и фундаментальные дисциплины других циклов, в частности и цикла гуманитарной подготовки (для специальностей экономических, менеджмент - образования) или естественно - научной подготовки для технических специальностей.
Уровни подготовки определяются не только составом дисциплин, но технологией образования, методикой их преподавания, использованием информации и многим другим.
Но в обеспечении определенного уровня подготовки надо видеть роль отдельных дисциплин и учитывать это при формировании учебного плана. Третий уровень профессиональной подготовки отражает формирование устойчивого профессионального сознания, которое отражает способности созидательной деятельности, опирающейся на освоенные знания в их комплексе и глубине. Это способности к эффективной профессиональной деятельности - проектирование, эффективная эксплуатация, использование ресурсов, учет объективных факторов и пр.
Этот уровень профессиональной подготовки характеризуется системой профессиональных ценностей, которая определяет общественное существование человека, все параметры его деятельности. Он формируется под воздействием всех факторов образовательного процесса. Это не только уровень, как может показаться, специальной подготовки. Это заключительное качество образовательного процесса в целом, которое определяется не только составом дисциплин, но и всей концепцией образования.
Уровень профессиональной подготовки характеризует высокое качество образования. Чем выше уровень познания, тем выше качество образования. Но зависимость это не прямолинейная, а спиралеобразная. При общей тенденции повышения уровня образования возможно снижение качества образования и наоборот повышение качества образования на определенных этапах его развития не соответствует повышению уровня образования. В целом этапы изменения уровня познания и качества образования можно выделить как движение от элементарного знания к креативному, т. е. знанию, способному создавать новое знание в процессе профессиональной практической деятельности. Креативное образование - это образовательный эффект практической профессиональной деятельности человека, это преодоление критической массы знаний и превращение их в творчество. Именно такой должна быть тенденция изменения качества образования, так должна проявляться зависимость уровня познания от качества знаний и в целом от качества образования.
Качество образования может отражать современные потребности, но может быть нацелено на будущее. Обеспечивать качество необходимо с учетом тенденций развития образования, в которых наиболее ярко проявляются как современные особенности и потребности образования, так и будущее образования.
Состав и система факторов, влияющих на формирование качества образования. Основные параметры качества образования отражают совокупность факторов, которые влияют на формирование качества, а также меру и особенности действия этих факторов, взаимодействие их между собой.
Главными факторами качества образования являются цель и потенциал образования. Первый отражает общественное представление о том, какой вариант образования можно считать идеальным, удовлетворяющим не только сегодняшние образовательные потребности, но и возможные завтрашние. Цель отражает тенденцию развития образовательных потребностей и пронизывает всю образовательную систему, проявляется не только в государственной политике, но и в поведении каждого участника образовательного процесса.
Второй фактор - потенциал образования - характеризует возможности достижения цели с точки зрения ресурсов и объективных условий.
Эти факторы являются одновременно и внешними, и внутренними относительно отдельной образовательной организации. И цель, и потенциал существуют как вообще для образования в целом, так и для каждой организации в отдельности.
А вот другие факторы формирования качества образования можно условно разделить на две группы - внешние и внутренние.
К первым относятся: государственное управление образованием (деятельность Министерства образования и науки), организационно-правовое обеспечение образования (Закон об образовании, Государственные образовательные стандарты и пр.), система финансирования образования, проявление образовательных потребностей и общественное представление о качестве образования.
Вторая группа факторов - внутренние - включает состав преподавателей и студентов, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, информационно-методическое обеспечение, технология образования и воспитательная работа. Особая роль принадлежит специализированной системе управления качеством (если она существует) и образовательной программе.
В конечном итоге эти факторы и определяют качество образования и как системы, и как процесса его получения и предоставления, а также качество результата образования. При этом все факторы обладают своими свойствами, можно сказать в отдельности о качестве каждого из них.
Управление качеством образования - это не только достижение его определенного уровня, но и обеспечение позитивной динамики его изменения.
Во всех современных разработках по качеству образования главный акцент делается на достижение определенного его уровня. Но в процессе общественного развития меняются потребности и условия образования и вслед за ними должны изменяться как требования к качеству, так и критерии его оценки.
Динамика качества образования может быть различной. Она может характеризоваться либо стабильностью, которая бывает устойчивой или неустойчивой, либо снижением резким или постепенным, либо возрастанием или разнообразными видами флуктуации качества. Эти тенденции отличаются и направленностью, и темпами, и ритмами изменений.
Качество образования должно повышаться. Но понимание этого недостаточно. По каким тенденциям возможно и желательно повышение качества образования, каких следует избегать:
Тенденция поэтапной флуктуации возрастания качества образования. Она представляет собой две логистические кривые, следующие друг за другом. В этой тенденции наблюдается перелом на этапе, который можно назвать скачком качества. Он определяется значительными изменениями внешней среды и управления качеством: введением новой системы и механизма управления, достижение научно-технического прогресса, успешное реформирование образования, накопление критической массы в использовании всех факторов повышения качества.
Но тип флуктуации может быть иным. Этап заметного повышения качества сменяется этапом его снижения и далее некоторой стабилизацией. Эта тенденция характеризует возможные неудачи реформирования образования или негативное изменение внешней среды (недостаточное финансирование, недооценка роли образования в общественном развитии и пр.) Снижение качества может быть значительным или незначительным, устойчивым или эпизодическим. По-видимому, современное реформирование образования характеризуется этой тенденцией.
Существует тенденция и устойчивого снижения качества образования. Это тенденция катастрофических изменений в системе образования. Ее надо избегать. Она, как правило, характеризует грубые ошибки в его управлении и реформировании.
Качество образования может быть на установившемся уровне продолжительный период времени. Этот уровень поддерживается, но не повышается. В этом случае система образования хорошо функционирует, но совершенно не развивается, ибо развитие - это всегда приобретение нового качества. Но так как общественные потребности в качестве образования повышаются, иного и не может быть, эта тенденция переходит в тенденцию снижения качества образования.
Существует тенденция последовательного и неуклонного возрастания качества образования с изменением темпов такого возрастания. Эта тенденция характеризуется логистической кривой достаточно продолжительного периода.
В управлении качеством образования всегда должна быть полная определенность, на какую тенденцию ориентировано управление, должен быть контроль динамики качества образования.
Для того чтобы обеспечивать позитивную динамику качества образования, необходимо знать, какие факторы определяют динамику, какие факторы влияют на изменения, происходящие в образовании.
1. Здесь главным фактором являются закономерности развития образования.
Учет закономерностей в процессах управления образованием позволяет определить и реализовывать позитивную тенденцию. Это главный фактор, который определяет и другие, очень важные для понимания динамики качества образования.
Цель и стратегия развития образования отражают возможности и реальность использования закономерностей. Нечеткое представление цели и неопределенность, а иногда и отсутствие, стратегии порождают блуждание в потемках и не позволяют устойчиво и последовательно повышать качество образования, ведут к потере времени.
Цель и стратегия нуждаются в концепции качества образования и влияют на нее в определенной мере. Концепция качества содержит парадигму образования (главную идею), критерии его оценки и требования к обеспечению.
Трудно представить себе динамику качества образования без его содержательной компоненты. Содержание образования должно быть ориентировано на динамику качества. Это проявляется в составе дисциплин, методике преподавания (давать не знания в законченном виде, а знания в развитии), в технологии образования, педагогических приемах.
5. Организация образования также характеризует динамику качества. Например, ступени образования должны отражать не только уровень знаний, но и приращение качества образования, как в содержательных, так и в организационных параметрах. Организация образования - это регламенты, нормативы, требования, ограничения, документальное оформление и пр.
Управление качеством в своих параметрах системы, механизма и технологии управления тоже может отражать или статику, или динамику качества. Управление, обеспечивающее прирост качества, - важное требование современности.
Динамика качества, возможность его возрастания определяются и социально-экономическими условиями образовательных процессов.
К социальным условиям относятся: господствующие в обществе ценности образования, масштаб спроса на образованных людей вообще и профессионалов в частности, статус образования, отношение к нему в обществе.
К экономическим условиям - доступность (сегодня это экономическое условие), финансовое обеспечение, экономическое мотивирование. Возрастание качества определяется и самими характеристиками образования, такими, как получение социального, профессионального и индивидуализированного образования, развитием базового, дополнительного образования и навыками самообразования (они приобретаются в образовательном процессе).
С другой стороны, возрастание качества зависит от структуры и устойчивости знаний, сочетания творческого мышления и практических навыков, готовности к профессиональным видам деятельности и аккумулирования опыта.
Все эти факторы находятся в теснейшей связи, взаимно дополняют друг друга. Только системное их использование позволяет обеспечить позитивную динамику качества, которая зависит от управления образованием.
1Статья посвящена анализу толкований понятия «качество образования», обобщению его структуры. Рассмотрена структура и взаимосвязь компонентов качества образования. Предложены критерии и показатели качества образовательного процесса, которые могут быть применены в оценивании качества в образовательном учреждении. Основной вопрос, рассматриваемый в данной статье, – это определение той роли качества, которая оказывает существенное влияние при обеспечении качества образования. Поэтому, прежде всего, вызывает исследовательский интерес уточнение содержания данного понятия в контексте понятий «образование», «качество», характеристика составляющих его компонентов.
образование
качество
компоненты качества
образовательный процесс
результат образования
критерии и показатели качества образовательного процесса
1. Бахмутский А.Е. Оценка качества школьного образования: дис. … д-ра пед. наук. – СПб., 2004. – 343 с.
2. Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 359 с.
3. Гегель. Сочинения. Т.14. – М., 1958. – 440 с.
4. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. – М., 1989. – 157 с.
5. Госстандарт России – М.: ИПК Изд-во стандартов, 2001. (http//www.iso.ch).
6. Давыдова Л.Н. Различные подходы к определению качества образования // Качество. Инновации. Образование. – М., 2005. – № 2. – С. 5–8.
7. Закон Кыргызской Республики об образовании. – Бишкек, 2003.
8. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. – М.: Наука, 2002. – 456 с.
9. Зверева В.И. Самоаттестация школы. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 160 с.
10. Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 304 с.
11. Лаптев В.В. Научный подход к построению программ исследования качества образования // Модернизация общего образования на рубеже веков (сборник научных трудов). – СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2001. – С. 3–10.
12. Лернер И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? – М., 1978. – 208 с.
13. Панасюк В.П. Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса: дис. ... д-ра пед. наук. – СПб., 1998. – 190 с.
14. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-пресс, 2000. – 512 с.
15. Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: А.М. Прохоров (пред). – М.: Советская Энциклопедия, 1981. – 1600 с.
16. Субетто А.И. Исследование проблемы качества сложной продукции: дис. ... д-ра экон. наук. – Л., 1987. – 722 с.
17. Управление качеством образования. Практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 448 с.
18. Хохлова С.В. Мониторинг школьного образования: дис. … канд. пед. наук. – М., РГБ, 2003.
19. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1990. – 576 с.
20. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. – СПб., Питер, 2001. – 544 с.
21. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. – М.: РПА, 1998. – 352 с.
Качество становится одной из главных целей развития образования. Любое реформирование образования ставит своей целью повышение качества образования. Оно является одним из основных вопросов современной педагогики и общества в целом. В связи с этим в современной педагогической литературе широко интерпретируется понятие «качество образования». Оно рассматривается в контексте многих понятий. Данное понятие становится предметом обсуждения многих ученых и методистов, в том числе и педагогов. Несмотря на интенсивный поиск по выявлению сущности понятия «качество образования», часто появляются и другие вопросы, касающиеся тех или иных сторон данного понятия. Основной вопрос, рассматриваемый в данной статье, - это определение той роли качества, которая оказывает существенное влияние при обеспечении качества образования. Поэтому, прежде всего, вызывает исследовательский интерес уточнение содержания данного понятия в контексте понятий «образование», «качество», характеристика составляющих его компонентов.
Образование как система
В зависимости от обстоятельств в понятие «образование» может вкладываться различный смысл. Образование может означать: социальный феномен, процесс, результат, систему, товар (услугу).
Работники системы образования: педагоги, преподаватели, учителя - рассматривают образование как процесс и результат этого процесса. Данная точка зрения подтверждается в учебнике педагогики: «Под образованием следует понимать овладение обучающимися научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственно-познавательных и творческих способностей, а также мировоззрения и нравственно-эстетической культуры, вследствие чего они приобретают определенный личностный облик (образ) и индивидуальное своеобразие» .
В современной педагогической науке образование рассматривается как система, где происходит образовательный процесс. Образование как система характеризуется целостностью, внутренней взаимосвязанностью, организованностью, открытостью и динамичностью. Образование - это самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированных на овладение определенными знаниями (прежде всего, научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения .
Образование как система находит свое отражение в Законе Кыргызской Республики «Об образовании», где оно определяется в совокупности взаимосвязанных между собой структур :
● государственных образовательных стандартов разных уровней и направлений и образовательных программ;
● образовательных учреждений, реализующих эти стандарты и программы;
● управляющих органов и подведомственных им учреждений.
Исходя из данных, можно было бы определить понятие «качество образования» как структуру, состоящую из следующих элементов: «качество знаний, умений, навыков», «качество умственно-познавательных и творческих способностей», «качество мировоззрения обучаемых», «качество нравственно-эстетической культуры» и т.д.
Однако такой подход неуместен, так как любое качество является существенной определенностью, зависящей от закономерных связей множества составляющих компонентов и выражающей суть объекта именно в этих связях. Поэтому перед тем как рассматривать понятие «качество образования», следует рассмотреть категорию «качество».
Анализ понятия «качество»
Аристотель понимал качество как устойчивое и преходящее свойство. Демокрит, затем Галилей качества делили на субъективные (в зависимости от понимания человека) и на объективные (имеющие отношение к вещи). Английский философ Дж. Локк называл объективные качества первичными, субъективные - вторичными. Кант развил понятие категории «качество» с помощью понятий «вещь в себе» и «вещь для нас».
Развитие категории «качество» во взаимосвязи с категорией «количество» изучено Гегелем, который утверждает примат качества перед количеством . Именно он сформулировал закон перехода количества в качество, используя понятие меры, где мера предстает как граница между одним качеством и другим в количественном отношении. Качество, по Гегелю, - это определенность, с потерей которой вещь перестает быть тем, что есть, когда теряет качество, то есть отождествляется с бытием. Качество не нормировано, существует предел перехода в другое качество.
В современной педагогической науке исследователи также пытаются определить понятие «качество». Так И.Я. Лернер определяет «качество» как свойство объекта, которое составляет его устойчивость, постоянство и выявляет его сущностную характеристику.
С.Е. Шишов и В.А. Кальней рассматривают два вида качества: абсолютное и относительное. Абсолютное качество - это наивысший стандарт, которым обладает предмет и его невозможно улучшить. Относительное качество - это, во-первых, соответствие нормам, которые могут быть определены изготовителем или в соответствии с требованиями к конкретному объекту, и, во-вторых, соответствие запросам потребителя, то есть удовлетворение реальных потребностей.
Л.Н. Давыдова определяет «качество» как совокупность определенных свойств, характеризующих сущность объекта и отличие его от других.
В связи с требованиями современной методологии, категория «качество» требует своего развития и дополнения. На сегодняшний день международная организация по стандартизации ИСО дает следующее определение: «Качество - это соответствие присущих характеристик требованиям» .
Анализ понятия «качество образования»
Исходя из понятий «образование» и «качество», можно понять, что качество образования рассматривается как социальная, экономическая, педагогическая категория. К определению «качество образования» в методологическом аспекте следует подходить как к характеристике образовательного процесса и результата, имеющей значение не только в системе образования, но и в развитии общества в целом. В этой связи понятие «качество образования» можно определить как сложное образование с учетом всех объективных и субъективных характеристик.
Совокупность показателей образовательного учреждения (содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническая база и т.п.), обеспечивающих развитие компетенции обучаемых, определяется как качество образования у С.Е. Шишова и В.А. Кальнея .
А.С. Запесоцкий в своей работе рассматривает качество образования как:
1) результат, где качество образования - система знаний, умений и навыков специалиста, которые востребованы в профессиональной среде и в обществе целом;
2) процесс, в котором качество образования - совокупность свойств и характеристик образовательного процесса, обеспечивающих его способность удовлетворять потребности не только граждан, но и организации, общества и государства .
М.М. Поташник качество образования определяет как соотношение цели и результата, как меру достижения целей, которые заданы операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития обучаемого .
Г.А. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицын определяют качество образования как свойство, способное удовлетворить запросы потребителей разных уровней.
Обобщение подходов к определению качества образования рассматривает Л.Н. Давыдова , которая предлагает качество образования рассматривать как совокупность характеристик образовательного процесса, включающих в себя реализацию его целей, современные технологии, условия, необходимые для достижения положительных результатов.
А.И. Субетто формирует принцип изоморфности качества человека и качества образования, так как качество образования переходит в качество человека, что является довольно актуальным, так как цели образования ставятся в документах на основе требований к личности.
Следовательно, понятие «качество образования» можно рассматривать, как совокупность множества составляющих, из которых наиболее значимыми являются свойства, определяющие уровень знаний, навыков, умений, компетенций обучаемых, уровень развития их личностных свойств, психологическая комфортность обучения. На государственном уровне качество образования - это соответствие принятой образовательной доктрины социальным требованиям и нормам (стандартам).
В связи с этим возникает необходимость изучения этих компонентов качества образования, которое представляет собой совокупность множества элементов.
В.П. Панасюк в качестве образования выделяет следующие составляющие:
1) процессуальный (административно-организационная структура образовательного учреждения, методическая и психолого-педагогическая подготовка преподавателей, образовательная программа, учебные планы и программа, материально-техническая база и т.п.);
2) результирующий (образованность, состоящая из следующих блоков: информационного, культурологического, ценностно-мотивационного, ресурсного).
Эта точка зрения характеризуется тем, что процессуальное составляющее качество образования содержит в себе качество условий и качество процесса, что указывает на их более тесные взаимосвязи.
А.Е. Бахмутский в качество образования включает:
● уровень учебных достижений учащихся;
● уровень развития мышления учащихся;
● мотивацию к обучению;
● психологическую комфортность образовательного процесса;
● качество содержания используемых образовательных программ;
● качество реализации образовательных программ.
При этом подчеркивается, что понятие «качество образования» непрерывно обновляется во взаимосвязи с социальными изменениями.
М.М. Поташник и др. для оценки качества образования рассматривают в основном качество результатов, элементами которого являются:
● знания, умения, навыки;
● отрицательные последствия образования;
● изменение профессиональной компетентности учителя и его отношение к работе.
Компоненты качества образования
В.В. Лаптев в понятии «качество образования» все данные предлагает разбить на три взаимосвязанные части:
1) относящиеся к качеству структуры;
2) к качеству процесса;
3) к качеству результата.
С учетом этих трех составляющих и интегрируется понятие качества образования, хотя даются определения, частично охватывающие эти составляющие.
В исследовании С.В. Хохловой качество образования представлено как иерархическая система, состоящая из качества результатов, качества функционирования, качества условий. Качество результата занимает вершину иерархии, так как оно обуславливается качеством процесса и качеством условий.
Если говорить о качестве образования, в вершине которого стоит качество результата, то качеству процесса и качеству условий отводится второстепенная роль. Также для определения качества образования многие исследователи изучают качество результатов, выбирая из его составляющих те, которые наиболее оптимальны для конкретных образовательных учреждений. Другие подходят к качеству образования в его широком понимании, включающем в себя: качество результатов, процесса и условий, хотя выделить компоненты этих трех составляющих значительно сложнее. Но основные компоненты, влияющие на качество образования в большей степени, можно выделить и изучить, несмотря на то, что динамичность компонентов затрудняет четкое отделение одного компонента от другого.
Динамичность качества образования обусловлена тем, что меняются требования общества, рынка труда, потребителей, цели образования, то есть меняются условия, в зависимости от этих условий перестраивается и сам процесс. В этой связи и из-за структурности и взаимосвязанности системы качества образования более приемлемо рассматривать ее по другой схеме.
Компоненты качества образования и их взаимосвязь
Мы рассматриваем качество образования как взаимосвязанную структуру из трех главных компонентов: качество результата, качество процесса, качество условий. Так как оценка качества результата обуславливает изменение качества условий и качества процесса, или же оценка качества процесса обуславливает развитие качества условий и влияет на качество результатов. Следовательно, качество одного компонента влияет на качество других компонентов. Таким образом, идет взаимообратный процесс (спиралеобразный процесс развития) в целях повышения качества всей системы образования.
К качеству условий можно отнести следующие элементы (свойства):
● уровень материально-технической базы;
● качество деятельности преподавателей;
● активность органов управления;
● личностные качества студентов;
● уровень учебно-методической обеспеченности;
● качество внутренней и внешней оценки.
Основными составляющими качества процесса являются:
● качество содержания образования образовательных программ;
● менеджмент образовательного процесса;
● качество учебно-методической и материально-технической обеспеченности;
● технология образовательного процесса;
● качественный состав преподавателей;
● качество обучающихся.
Качество результата можно рассматривать как систему, состоящую из следующих элементов:
● качество знаний студента;
● качество учебно-познавательной деятельности студента;
● развитие личности студента;
● уровень подготовленности выпускника;
● компетентность выпускника;
● конкурентоспособность и трудоустройство выпускников;
● достижения и динамика карьерного роста выпускников;
● развитие личности студента.
Данное разделение компонентов и элементов качества образования можно считать условным, так как все они взаимосвязаны и переплетены между собой.
Взаимосвязанность элементов обуславливается характером взаимосвязи самих компонентов качества образования. В то же время эти элементы взаимозависимы. Одни элементы, оказывая существенное влияние на другие, способствуют в определенном отношении формированию качества этих элементов.
Компоненты качества образования имеют своеобразную структуру, влияя на формирование последующих компонентов. Так, качество знаний, качество учебно-познавательной деятельности и развитие личности студента оказывают влияние на формирование качественного уровня подготовленности и компетентности выпускника, а компетентность и уровень подготовленности выпускника повышает конкурентоспособность и сказывается на трудоустройстве выпускников. Достижения и дальнейший карьерный рост выпускников показывают качество результата и вместе с тем качество образования.
Качество образовательного процесса
Методологическое положение о взаимосвязи и взаимозависимости компонентов и элементов качества образования позволяет выявить роль качества образовательного процесса. Вопрос об изучении одного из компонентов качества образования - качества образовательного процесса - является важным в структуре изучения понятия «качество образования». Образовательный процесс - сложный, в то же время многокомпонентный процесс. В нем осуществляется взаимодействие ученика с учителем, ученика с учеником, ученика с окружающим миром, различные виды деятельности (учебная, творческая, интеллектуальная и т.д.), условия организации процесса, обратная связь, различные факторы и т.д. Данное понятие шире, чем понятие «процесс обучения». Поэтому А.В. Хуторской определяет образовательный процесс как педагогически обоснованное, последовательное, непрерывное изменение состояния субъектов обучения в специально организуемой среде с целью достижения ими образовательных результатов . Субъекты обучения - это преподаватели и учащиеся, поэтому более правильным, на наш взгляд, можно считать следующее определение: образовательный процесс - это система учебно-воспитательной деятельности преподавателя в единстве с учебно-познавательной и самообразовательной деятельностью учащихся, направленная на достижение поставленных целей и задач.
Образовательный процесс составляет центральное звено педагогической системы, где и происходит процесс усвоения знаний, развитие и воспитание учащихся. Образовательный процесс имеет свои компоненты. А.В. Хуторской выделяет следующее:
● целевой компонент;
● деятельностный компонент;
● организационный компонент;
● технологический компонент;
● временной компонент .
Однако в характеристику качества образовательного процесса включаются другие составляющие, влияющие на эффективность протекания процесса. Они, параллельно с компонентами образовательного процесса, составляют компоненты качества образовательного процесса. Такими компонентами качества образовательного процесса могут стать:
3. Учебно-методическая и материально-техническая обеспеченность образовательного процесса.
4. Технология образовательного процесса.
5. Качественный состав преподавателей.
6. Качество учащихся.
Эти компоненты качества образовательного процесса могут стать объектами мониторинга. Однако эти объекты имеют свои уровни, критерии и показатели, по которым можно отслеживать состояние объекта и его изменение.
Каждый компонент качества образовательного процесса имеет различные проявления, поэтому в большинстве случаев не поддается непрерывному отслеживанию и оценке в его целостном виде, а только в виде конкретных показателей. Критерий - это признак, на основании которого производится оценка , который конкретизируется в показателях и индикаторах - совокупности характеристик, позволяющих отразить уровень достижения критерия.
Критерии и показатели качества образовательного процесса
Проблема отбора критериев, показателей является одной из существенных в подготовке и организации мониторинга качества образовательного процесса. В исследованиях по проблеме качества образования приводятся различные критерии и показатели мониторинга и оценки. В работе М.М. Поташника в качестве критериев и показателей качества образования приведены :
● знания, умения и навыки;
● показатели личностного развития;
● изменение профессиональной компетентности учителя и его отношения к работе;
● рост престижа школы в социуме.
В.И. Зверева разработала целую систему показателей качества образования, в которой нашли отражение качества результатов и качества процесса. Показателями качества образовательного процесса она предлагает считать :
● качество преподавания и уровень профессионального развития учителей;
● качество воспитательной работы и уровень профессионального: развития педагогов-воспитателей;
● уровень организации и эффективности педагогического и ученического труда в образовательном учреждении и др.
Кроме этого, нами проанализированы работы, связанные с отбором критериев и показателей качества образования . Анализ работ показывает, что в вопросе определения критериев и показателей качества образовательного процесса следует учитывать следующие моменты. Первый момент: показатели и критерии качества могут быть определены по образовательным результатам. В этом случае качество образовательного процесса отслеживается по качеству результатов. Второй момент: в определении качества образовательного процесса могут быть использованы критерии и показатели, характеризующие как результат, так и процесс, и условия функционирования образовательного процесса. Этот второй момент, по нашему мнению, может привести к точной и разносторонней оценке качества образовательного процесса.
С учетом этого нами были разработаны критерии и показатели качества образовательного процесса.
Компоненты, критерии и показатели качества образовательного процесса
Компоненты |
Критерии |
Показатели |
Нормативная база |
● Наличие документов вышестоящих управленческих структур ● Качество учебных планов ● Наличие и характер образовательных программ |
|
Цель образовательных программ |
● Умение ставить цель ● Умение планировать ● Умение отразить результаты в целях ● Достижимость цели |
|
Приоритетные направления |
● Наличие плана ● Приоритеты в образовательной программе ● Эффективность составленных планов |
|
Качество учебного плана |
● Наличие и качество базисных учебных планов ● Наличие и качество вариативных учебных планов |
|
Набор программ дополнительного образования |
● Количество программ дополнительного образования ● Механизмы реализации |
|
2. Менеджмент образовательного процесса |
Структура школы |
● Управленческий аппарат ● Службы, отделы, комиссии ● Классы, сменность |
Качество управленческого персонала |
● Умение разработать перспективный план ● Умение доводить план до сведения структур ● Умение реализовать и контролировать образовательный процесс |
|
Документация по руководству |
● Наличие функциональных обязанностей ● Наличие регламента деятельности ● Стиль руководства |
|
2. Менеджмент образовательного процесса |
Обратная связь |
● Наличие системы внутришкольного контроля ● Механизм и характер получаемой информации об образовательном процессе ● Наличие коррекционных действий |
3. Учебно-методическая и материально-техническая обеспеченность |
Описание учебно-методической базы |
● Наличие книг, пособий, измерительных инструментов, аудио- и видеоматериалов, программного обеспечения ● Интернет-ресурсы ● Эффективность |
Описание материально-технической базы |
● Наличие лабораторий, компьютерных классов, аудиторий и т.д. ● Эффективность их использования |
|
4. Технология образовательного процесса |
Качество плана-конспекта преподавателей |
● Характер поставленной цели ● Методические составляющие ● Система контроля ● Планирование методики обучения |
Современные методы обучения |
● Наличие используемых современных методов обучения ● Их эффективность |
|
Система оценивания |
● Контроль и диагностика в учебном процессе ● Наличие измерительных инструментов ● Механизм оценки знаний ● Механизм коррекции знаний учащихся |
|
Механизм анализа результатов и коррекция учебного процесса |
● Подведение итогов диагностирования ● Механизм коррекции учебного процесса ● Наличие планов дальнейших действий |
|
5. Качественный состав преподавателей |
Профессиональный уровень преподавателей |
● Образование, квалификация ● Степень овладения методикой обучения ● Степень овладения технологией обучения |
Мотивация преподавателей |
● Отношение к собственной деятельности ● Система поощрения |
|
Наличие системы повышения квалификации |
● Планы повышения квалификации ● Количество преподавателей, повысивших квалификацию |
|
Компетентность в инновационных методиках |
● Знание об инновационных методиках обучения ● Умение использовать инновационные методики в учебном процессе |
|
Укомплектованность штатами |
● Количество штата ● Качество |
|
6. Качество учащихся |
Достижение образовательного результата |
● Уровни знаний ● Достигнутые умения и навыки ● Участие в олимпиадах |
Ценностные ориентации |
● Соответствие общепринятым человеческим нормам ● Умение оценивать ситуации, высказать свою точку зрения ● Уровень взаимоотношений в классе и семье |
|
Воспитанность учащихся |
● Поведение и деятельность воспитуемых ● Воспитательное влияние школы, коллектива и окружающей среды |
Данные критерии и показатели не являются совершенными. Они могут быть дополнены новыми содержаниями и компонентами. Содержание некоторых критериев и показателей может быть изменено в соответствии с поставленными задачами и условиями.
Библиографическая ссылка
Калдыбаев С.К., Бейшеналиев А.Б. КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СТРУКТУРЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 7. – С. 90-97;URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35495 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Понятие «качество» пришло в образование из производственной сферы, где под качеством понимают совокупность свойств продукции, определяющих степень ее пригодности для использования по назначению. В производстве, таким образом, у продукции выделяют определенные свойства и рассматривают их ценность с позиции потребителя. Перечень качеств кладется в основу эталонов, стандартов. Качество не является конечным результатом, оно лишь средство, с помощью которого определяется соответствие продукта стандарту.
В образовании термин «качество» впервые был употреблен в 1975 г. в нормативных документах об образовании в отношении характеристики качества знаний учащихся, а затем в 1977 г. была создана лаборатория оценки качества знаний. Но до сих пор так и не создано однозначного определения качества образования.
Перенесение в сферу образования производственного понимания качества невозможно, так как потребителями образовательных услуг являются разные категории населения, при этом выделение качеств и их ценность определяется ими по-разному. Так, в понимании родителей качество - развитие и воспитание детей и подготовка их к следующей ступени образования, в понимании учеников - создание комфортных условий обучения, в понимании учителей - обеспеченность учебного процесса программами, учебниками, соответствующим оборудованием, для работодателей - наличие у выпускников необходимых качеств и умений, для общества в целом - создание ценностных ориентаций у учащихся, выражающихся, например, в гражданской позиции.
- - качество образования - это качество обучения; такая трактовка принята в образовательных учреждениях, где итоги подводятся в цифровом формате с разделением учащихся по группам и подсчитываются в процентом соотношении успеваемость, то есть процент учеников, закончивших обучение за отчетный период без «2», и качество - процент учащихся, закончивших отчетный период обучения без «3», то есть на «4» и «5»;
- - качество образования - это совокупность качества обучения и воспитания;
- - качество образования - степень развития личности;
- - качество образования - процент выпускников школ, поступивших в вузы и количество победителей олимпиад разного уровня;
- - качество образования - готовность выпускника к жизни по 6 позициям: готовность к труду, защите Родины, семейной жизни, разумному проведению досуга, продолжению образования, заботе о своем здоровье.
В наиболее авторитетных изданиях, какими являются книги С. Ши- шова и В. Кальнея «Мониторинг качества образования в школе», словарь-справочник «Внутришкольное управление» (под редакцией А. Моисеева) и пособия «Управление качеством образования» (под редакцией М. Поташника) качество понимается как «социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав и т.п., которые обеспечивают развитие компетенций обучающейся молодежи» (Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. - М.,
1998. - С. 78.); «показатель успеха школы, важнейшая системообразующая задача и направление деятельности системы внутришкольного управления»; «совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование» (Внутришкольное управление: Словарь-справочник / под редакцией А. Моисеева. - М., 1998.); «соотношение цели и результата, мера достижения целей при том, что цели (результаты) заданы только операционно и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника» (Управление качеством образования / под редакцией М. М. Поташника. - М., 2000. - С. 33.).
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что качество образования - интегрированный показатель, включающий совокупность характеристик различных сторон и аспектов образовательной деятельности школы. Обеспечение качества, по В. Болотову, факторы, условия и ресурсы, позволяющие достигать цели по качеству: учебнометодическая среда, материальная база, способности персонала, подготовленность и мотивация учеников, финансовое обеспечение, информационное обслуживание. Таким образом, в структуру качества входит качество образовательных систем, учебного процесса, подготовленности обучающихся, научной и инновационной деятельности при обучении, качество управления.
К показателям качества учебных достижений учащихся по русскому языку относят индивидуальные и средние баллы по русскому языку, их отклонения от среднестатистических, рейтинги учащихся.
Для построения комплексной системы оценки качества необходимо, во-первых, сформировать эталон качества образования с учетом государственных образовательных стандартов, практики международных сравнительных исследований и др., создать инструментарий оценки качества образования, провести комплексное обследование, сравнить результаты с эталоном. При формировании эталона качества можно опираться на экспертные оценки, мнение всех заинтересованных лиц (проведение комплексного маркетингового исследования).
Оценка качества образования может осуществляться на внешнем и внутреннем уровнях. Инструментарий для оценки качества может состоять из нескольких контрольно-оценочных процедур: лицензирование образовательной деятельности, государственная аккредитация образовательного учреждения, государственная итоговая аттестация (9-классников и 11-классников), аттестация педагогических работников - внешнее оценивание; экспертиза инновационной деятельности, обследования, проводимые внутри образовательного учреждения (соответствие уровней усвоения материала школьниками показателям образовательного стандарта), мониторинг качества - внутреннее оценивание.
Основными характеристиками качества образования являются многоаспектность или многогранность качества (качества конечного результата образования и качество потенциала образовательных систем, обеспечивающих достижение этого качества; качество результатов воспитания и обучения; творческий и репродуктивный, знаниевый и деятельностный компоненты); многоуровневость конечных результатов качества (качества выпускников начальной, средней и старшей школы); многосубъектность качества образования (оценка качества образования осуществляется множеством субъектов; основные субъекты: сами учащиеся, их родители, работодатели, общество в целом и государственные органы, сама система образования); многокрите- риальность (качество образования оценивается набором критериев); полихронностъ (сочетание текущих, тактических и стратегических аспектов качества образования, которые в разное время одними и теми же субъектами воспринимаются по-разному: выпускники в течение жизни, трудовой деятельности со временем переоценивают качество своего образования, ценность отдельных дисциплин и преподавателей; общество и государство в зависимости от своего состояния пересматривают приоритеты в качестве и содержании образования и т.д.); неопределенность в оценках качества образования и образовательных систем из-за более высокого уровня субъективности оценки качества образования разными субъектами; инвариантность и вариативность (среди множества качеств образовательных систем, учебных заведений, их выпускников выделяются инвариантные, общие качества для всех выпускников каждого уровня образования, каждой специальности или направления подготовки выпускников вузов и специфические (именно для данного множества выпускников или образовательных систем)).
Еще одно понятие - менеджмент качества образования - это система мер по обеспечению гарантированного качества образовательных услуг. Менеджмент качества базируется на следующих принципах: лидерство руководства, процессный подход, принятие решений, основанных на фактах, ориентация на потребителя, ориентация на результат и достижение целей, вовлечение, участие и мотивация сотрудников, системный подход к менеджменту, постоянное улучшение. Исходя из этих принципов выделяют основные этапы построения менеджмента качества образования: анализ потребностей рынка образовательных услуг, рабочей силы и других заинтересованных сторон, формулировка миссии, видения, стратегии, политики и целей образовательного учреждения в области качества; обучение руководства и персонала, задействованного в процессе разработки системы качества; проецирование политики и стратегии на все уровни управления и структурные подразделения образовательного учреждения; формирование организационной структуры системы качества; самооценка образовательного учреждения; определение и описание рабочих процессов, упорядочивание существующей документации; разработка документации системы качества образовательного учреждения (документированные процедуры, Руководство по качеству); разработка системы измерения основных параметров; разработка системы корректирующих и предупреждающих действий; проведение внутренних аудитов и самооценки образовательного учреждения; непрерывное улучшение всех рабочих процессов.
Современная система менеджмента качества должна строиться с учетом стандартов ISO 9000, разработанная компанией International Standard Organization. Стандарты ИСО определяют требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей, они содержат рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность системы менеджмента качества, целью этих стандартов является улучшение деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон; в них также есть методические указания по аудиту (проверке) систем менеджмента качества, которые содействуют взаимопониманию в национальном и международном взаимодействии.