Как писать характеристику предложения. Синтаксическая характеристика предложения
Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее определённой смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чем находит свое проявление единство языка и мышления.
Предложения различают по: цели высказывания, интонации, характеру грамматической основы, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения,
полноте или неполноте грамматического состава предложения,
наличию или отсутствию обособленных членов предложения,
количеству грамматических основ.
По цели высказывания различают предложения повествовательные, вопросительные и побудительные.
Повествовательными называются предложения, заключающие в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии и т.д. (утверждаемом или отрицаемом): Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал колокольчик Пугачева и толпою бежал за ним. Вопросительными называются предложения, имеющие своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего. Например: Зачем тебе в Петербург?
Грамматические средства оформления вопросительных предложений:
1) вопросительная интонация - повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса: Разве ты песнею зазывала счастье? (Ср.: Разве ты песнею зазывала счастье? - Разве ты песнею зазывала счастье? ); 2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос): Не град враждебный ли горит? 3) вопросительные слова - вопросительные частицы, наречия, местоимения, например: Не лучше ли тебе отстать от них самому? Зачем мы здесь стоим?
Побудительными называют предложения, выражающие волеизъявление говорящего.
Они могут выражать:
1) приказ, просьбу, мольбу: « Молчать! Поезжай, Петр!» - командовал студент;
2) совет, предложение, предостережение, протест, угрозу, например: Тираны мира! Трепещите! 3) согласие, разрешение: Как хочешь, так и поступай; Можешь идти куда глаза глядят;
4) призыв, приглашение к совместному действию: Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! 5) желание: Дать бы ему сажи голландской с ромом.
Грамматические средства оформления побудительных предложений
1) побудительная интонация; 2) сказуемое в форме повелительного наклонения; 3) специальные частицы, вносящие побудительный оттенок в предложение (давай, давайте, ну-ка, да, пусть );
4) междометия.
По интонации различаютпредложения восклицательные иневосклицательные.
Восклицательными называются эмоционально окрашенные предложения, что передается специальной восклицательной интонацией. Эмоциональную окраску могут иметь различные типы предложений: и повествовательные, и вопросительные, и побудительные. Например: повествовательно-восклицательное: Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу! ; вопросительно-восклицательное: Кто б Измаила смел спросить о том?! ; побудительно-восклицательное: О, пощади его!.. постой! - воскликнул он .
Грамматические средства оформления восклицательных предложений
1) интонация, передающая разнообразные чувства: радость, досаду, огорчение, гнев, удивление (восклицательные предложения произносятся более высоким тоном, с выделением слова, непосредственно выражающего эмоцию): Прощай, письмо любви, прощай! Постой, голубушка моя! 2) междометия, например: Ах, этот человек, всегда причиной мне ужасного расстройства! ; Ух! хорошо здесь подают! Ахти, хорошо! ; Тьфу, господи, прости! Пять тысяч раз твердит одно и то же! 3) восклицательные частицы междометного, местоименного и наречного происхождения, сообщающие высказываемому эмоциональную окраску: ну, о, ну и, куда как, как, какой, что за и : Ну что за шейка! Что за глазки! Ну вот вам и потеха!
Интонационное богатство русской речи (см. тема №4).
Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов.
Наиболее важное в сообщении слово в устной речи может быть выделено усилением голоса – логическим ударением, а также порядком слов. Умение правильно пользоваться логическим ударением и обратным порядком слов не только делает нашу речь более точной, создаёт условия для однозначного её понимания, но и способствует её звуковой выразительности.
В русском предложении порядок слов (точнее, порядок членов предложения) считается свободным . Это значит, что не существует строго закрепленного места в предложении за тем или иным его членом. Встречается как прямой, так и обратный порядок слов.
Прямой порядок слов в предложении
Таблица 36
Прямой порядок слов характерен для речи научной и публицистической, обратный - чаще встречается в речи разговорной и произведениях художественной литературы.
Расположение слов в предложении определяется целесообразностью и коммуникативными задачами, главная из которых - быть понятым.
С этим связано так называемое актуальное членение высказывания , которое предполагает:
1. движение от известного, знакомого к неизвестному, новому: первое заключено в начальной части предложения, второе - в его конце.
2. Другое условие правильного построения предложения - зависимые слова должны стоять перед главным или непосредственно после него. При большом количестве второстепенных членов они должны располагаться так, чтобы исключить неправильное понимание, как, например в предложении: Они продают одежду для врачей отечественного и импортного производства; Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому.
Намеренный отход от привычного порядка членов предложения осуществляется с целью выделения отдельных слов или частей предложения и называется инверсией:
Тучки небесные , вечные странники!
Степью лазурною , цепью жемчужною
Мчитесь вы , будто, как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную .
В этом четверостишии Лермонтова четыре случая инверсии: в трёх случаях согласованное одиночное определение стоит после главного слова, в четвёртом - сказуемое предшествует подлежащему. С перестановкой слов создаются добавочные смысловые и выразительные оттенки, меняется экспрессивная функция того или иного члена предложения. Инверсный характер члена предложения определяется местом слова в предложении - в наиболее выигрышном положении оказывается тот член предложения, который выносится в начало или, наоборот, отодвигается в конец предложения: Помочь мне может только судьба.Кончились
мои неприятности.
Всякий обратный порядок в тексте должен быть эстетически оправдан (стилистическое применение). Неоправданная инверсия, неудачный порядок слов являются источником стилистических ошибок, приводят к искажению смысла фразы или двусмысленности, например: Лучшая доярка Иванова на 28-й день после отела получила от коровы под кличкой Маруська 37 литров молока
. - слова «на 28-й день после отела
» следовало поставить после слова «Маруська
»).
Писатели используют обе разновидности порядка слов в предложении, часто чередуя их. Преобладание только одного вида предложений привело бы к однообразию речи. Умелое использование порядка слов в предложении является важным средством усиления выразительности речи.
Простое предложение - это такое предложение, которое состоит из одного или нескольких грамматически объединенных слов, которые выражают завершенную мысль. Это основная грамматическая единица синтаксиса. В простом предложении должна быть только лишь одна грамматическая основа (предикативный центр). Отец моет машину. Дети играют на лужайке. Сумерки. Бабушка отдыхает. Простое предложение - основной структурный тип предложений в русском языке, который служит для построения сложных предложений. Пришла весна + Растаял снег = Пришла весна, растаял снег.
Характеристики простого предложения.
1..По цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.
2..По восклицательности: восклицательные – невосклицательные.
3..По наличию второстепенных членов: распространенные – нераспространенные.
4..По наличию главных членов: двусоставные – односоставные (назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные).
5..По смыслу: полные – неполные.
6..Осложненные или ничем не осложненные (оборотами или однородными членами).
Нарушение грамматических (синтаксических) норм при построении простого предложения (нарушение координации между подлежащим и сказуемым; нарушение порядка слов в предложении; нарушение границы предложения; нарушение норм в употреблении однородных членов предложения; ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов).
1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Употребление некоторых предлогов требует особого внимания. Важно знать, что после следующих предлогов существительные могут стоять только в дательном падеже:
А эти предлоги сочетаются только с существительными в Родительном падеже:
2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Подлежащее и сказуемое должны согласовываться друг с другом в роде и числе
Сложные случаи
1) Согласование сказуемого со словами: ряд, большинство, меньшинство, множество, несколько, часть.
Сказуемое должно стоять в единственном числе:
· если при данных словах нет зависимых слов.
Например: Меньшинство проголосовало за правящую партию.
· при неодушевлённых подлежащих.
Например: Часть больниц закрыла свои двери для пациентов.
· Если не подчеркивается активность действующих лиц.
Например: Большинство слушателей отсутствовало.
Сказуемое должно стоять в множественном числе, если подчеркивается активность действующих лиц.
Например: Несколько старшеклассников не справились с заданием.
2) Подлежащее и сказуемое всегда стоят в единственном числе в следующих случаях:
· Если подлежащее имеет только единственное число (листва, молодёжь, человечество)
Например: Народ выбрал своего правителя.
· Если подлежащее имеет в своём составе слова много, мало, немного.
Например: Ночью на небе зажглось много звезд.
· Если подлежащим является местоимение кто и слова, образованные от него: никто, кое-кто и д.т.
Например: Кто постоянно опаздывает, не бережет время других.
3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Приложение – это определение, которое выражено именем существительным. Несогласованное приложение - это какое-то название, заключенное в кавычки.
Если перед несогласованным приложением есть нарицательное существительное, то изменяется только оно, а приложение остается в именительном падеже:
Например: О нем написали в газете «Ведомости».
Если перед несогласованным приложением нет нарицательного существительного, то изменяется само приложение:
Например: В «Ведомостях» написали заметку о нем.
4. Ошибка в построении предложения с однородными членами
Для определения этого нарушения стоит запомнить следующие правила:
1. Нельзя употреблять в качестве однородных членов одновременно и полное, и краткое прилагательное.
Пример с ошибкой: Закат был прекрасен и таинственный.
Пример без ошибки: Закат был прекрасный и таинственный. (или: Закат был прекрасен и таинственен.)
2. Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов:
Пример с ошибкой: В парке я увидел цветы, ромашки, васильки.
Пример без ошибки: В парке я увидел ромашки, васильки.
3. Недопустимо употребление в качестве однородных членов слов, логически
несовместимых (если это не средство для достижения комического эффекта).
Пример с ошибкой: Я надела маску равнодушия и пальто.
Пример без ошибки: Я надела маску равнодушия. (или: Я надела пальто.)
4. Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять только непосредственно перед однородными членом:
Пример с ошибкой: Ее как видели в парках, так и на оживленных улицах.
Пример без ошибки: Ее видели как в парках, так и на оживленных улицах.
5. Нельзя использовать один предлог для однородных членов, если какой-то из них имеет другой предлог:
Пример с ошибкой: Играть можно было повсюду: на поле, траве, лесу.
Пример без ошибки: Играть можно было повсюду: на поле, на траве, в лесу.
6. Однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово:
Пример с ошибкой: Мы обсуждали новые статьи о современных проблемах: культура, здоровье, политика.
Пример без ошибки: Мы обсуждали новые статьи о современных проблемах: о культуре, здоровье, политике.
7. Неверно, если однородные члены - существительное и инфинитив.
Пример с ошибкой: Она предпочитает здоровое питание и заниматься спортом.
Пример без ошибки: Она предпочитает здоровое питание и занятия спортом.
5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Вспомним, что деепричастие обозначает добавочное действие. Основное же действие в предложении выражено сказуемым.
В связи с этим, оба этих действия (действие, которое выражено деепричастным оборотом и действие, которое выражено сказуемым) должны относиться к подлежащему.
Например: Я, увидев ее, отвернулся.(я увидел и я отвернулся)
Если предложение односоставное определённо-личное, то подлежащее можно восстановить.
Например: Гуляем по пляжу, наслаждаясь морским воздухом. (мы гуляем и мы наслаждаемся)
Если предложение односоставное безличное, то в нем должен быть инфинитив и слова: можно, надо, нужно, необходимо, следует, хочется, рекомендуется, требуется, нельзя.
Например: Совершая звонок, необходимо представиться.
6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
1) Причастный оборот должен быть согласован с определяемся словом.
Пример с ошибкой: Студетам, желающие сдать экзамен досрочно, необходимо зайти в деканат.
Пример без ошибки: Студетам, желающим сдать экзамен досрочно, необходимо зайти в деканат.
Как проверить себя? Задайте вопрос от определеяемого слова к причастному обороту и узнаете правильное окончание.
Например: Студентам - каким?
- желающим
.
2) Определяемое слово может занимать всего две позиции относительно причастно оборота: либо до него, либо после.
Пример с ошибкой: Остановившаяся машина у тротуара сверкала фарами.
Пример без ошибки: Машина, остановившаяся у тротуара, сверкала фарами.
Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее определённой смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чем находит свое проявление единство языка и мышления.
Предложения различают по: цели высказывания, интонации, характеру грамматической основы, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения,
полноте или неполноте грамматического состава предложения,
наличию или отсутствию обособленных членов предложения,
количеству грамматических основ.
По цели высказывания различают предложения повествовательные, вопросительные и побудительные.
Повествовательными называются предложения, заключающие в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии и т.д. (утверждаемом или отрицаемом): Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал колокольчик Пугачева и толпою бежал за ним. Вопросительными называются предложения, имеющие своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего. Например: Зачем тебе в Петербург?
Грамматические средства оформления вопросительных предложений:
1) вопросительная интонация - повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса: Разве ты песнею зазывала счастье? (Ср.: Разве ты песнею зазывала счастье? - Разве ты песнею зазывала счастье? ); 2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос): Не град враждебный ли горит? 3) вопросительные слова - вопросительные частицы, наречия, местоимения, например: Не лучше ли тебе отстать от них самому? Зачем мы здесь стоим?
Побудительными называют предложения, выражающие волеизъявление говорящего.
Они могут выражать:
1) приказ, просьбу, мольбу: « Молчать! Поезжай, Петр!» - командовал студент;
2) совет, предложение, предостережение, протест, угрозу, например: Тираны мира! Трепещите! 3) согласие, разрешение: Как хочешь, так и поступай; Можешь идти куда глаза глядят;
4) призыв, приглашение к совместному действию: Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! 5) желание: Дать бы ему сажи голландской с ромом.
Грамматические средства оформления побудительных предложений
1) побудительная интонация; 2) сказуемое в форме повелительного наклонения; 3) специальные частицы, вносящие побудительный оттенок в предложение (давай, давайте, ну-ка, да, пусть );
4) междометия.
По интонации различаютпредложения восклицательные иневосклицательные.
Восклицательными называются эмоционально окрашенные предложения, что передается специальной восклицательной интонацией. Эмоциональную окраску могут иметь различные типы предложений: и повествовательные, и вопросительные, и побудительные. Например: повествовательно-восклицательное: Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу! ; вопросительно-восклицательное: Кто б Измаила смел спросить о том?! ; побудительно-восклицательное: О, пощади его!.. постой! - воскликнул он .
Грамматические средства оформления восклицательных предложений
1) интонация, передающая разнообразные чувства: радость, досаду, огорчение, гнев, удивление (восклицательные предложения произносятся более высоким тоном, с выделением слова, непосредственно выражающего эмоцию): Прощай, письмо любви, прощай! Постой, голубушка моя! 2) междометия, например: Ах, этот человек, всегда причиной мне ужасного расстройства! ; Ух! хорошо здесь подают! Ахти, хорошо! ; Тьфу, господи, прости! Пять тысяч раз твердит одно и то же! 3) восклицательные частицы междометного, местоименного и наречного происхождения, сообщающие высказываемому эмоциональную окраску: ну, о, ну и, куда как, как, какой, что за и : Ну что за шейка! Что за глазки! Ну вот вам и потеха!
Интонационное богатство русской речи (см. тема №4).
Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов.
Наиболее важное в сообщении слово в устной речи может быть выделено усилением голоса – логическим ударением, а также порядком слов. Умение правильно пользоваться логическим ударением и обратным порядком слов не только делает нашу речь более точной, создаёт условия для однозначного её понимания, но и способствует её звуковой выразительности.
В русском предложении порядок слов (точнее, порядок членов предложения) считается свободным . Это значит, что не существует строго закрепленного места в предложении за тем или иным его членом. Встречается как прямой, так и обратный порядок слов.
Прямой порядок слов в предложении
Таблица 36
Прямой порядок слов характерен для речи научной и публицистической, обратный - чаще встречается в речи разговорной и произведениях художественной литературы.
Расположение слов в предложении определяется целесообразностью и коммуникативными задачами, главная из которых - быть понятым.
С этим связано так называемое актуальное членение высказывания , которое предполагает:
1. движение от известного, знакомого к неизвестному, новому: первое заключено в начальной части предложения, второе - в его конце.
2. Другое условие правильного построения предложения - зависимые слова должны стоять перед главным или непосредственно после него. При большом количестве второстепенных членов они должны располагаться так, чтобы исключить неправильное понимание, как, например в предложении: Они продают одежду для врачей отечественного и импортного производства; Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому.
Намеренный отход от привычного порядка членов предложения осуществляется с целью выделения отдельных слов или частей предложения и называется инверсией:
Тучки небесные , вечные странники!
Степью лазурною , цепью жемчужною
Мчитесь вы , будто, как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную .
В этом четверостишии Лермонтова четыре случая инверсии: в трёх случаях согласованное одиночное определение стоит после главного слова, в четвёртом - сказуемое предшествует подлежащему. С перестановкой слов создаются добавочные смысловые и выразительные оттенки, меняется экспрессивная функция того или иного члена предложения. Инверсный характер члена предложения определяется местом слова в предложении - в наиболее выигрышном положении оказывается тот член предложения, который выносится в начало или, наоборот, отодвигается в конец предложения: Помочь мне может только судьба.Кончились
мои неприятности.
Всякий обратный порядок в тексте должен быть эстетически оправдан (стилистическое применение). Неоправданная инверсия, неудачный порядок слов являются источником стилистических ошибок, приводят к искажению смысла фразы или двусмысленности, например: Лучшая доярка Иванова на 28-й день после отела получила от коровы под кличкой Маруська 37 литров молока
. - слова «на 28-й день после отела
» следовало поставить после слова «Маруська
»).
Писатели используют обе разновидности порядка слов в предложении, часто чередуя их. Преобладание только одного вида предложений привело бы к однообразию речи. Умелое использование порядка слов в предложении является важным средством усиления выразительности речи.
Понятие о сложном предложении. Место сложного предложения в системе синтаксических единиц языка. Грамматическое значение сложного предложения. Отличие сложного предложения от простого по структуре и по семантике.
Отличие сложного предложения от полипредикативных единиц, не являющихся сложным предложением (от предложений, осложненных обособленными оборотами; от предложений, осложненных прямой речью; от предложений, осложненных сравнительными конструкциями, вводными и вставными конструкциями). Вопрос о предложениях с несколькими сказуемыми при одном подлежащем (о моносубъектных конструкциях) и об односоставных предложениях с сочинительной связью главных членов. Сложное предложение как структурно-семантическое объединение предикативных частей и как особая самостоятельная единица синтаксиса. Дифференциальные признаки сложного предложения.
Сочинение и подчинение как основные способы грамматической связи предикативных частей в составе сложного предложения.
Основные способы и средства выражения грамматического значения сложного предложения. Элементы структуры сложного предложения. Союзы в сложном предложении, их функции, структура, семантика; союзы семантические и синтаксические. Союзные слова (реляты): морфологический способ их выражения и синтаксические функции. Опорные слова как средства связи предикативных частей в сложном предложении. Указательные слова (корреляты): морфологический способ их выражения, синтаксические функции, семантика, степень обязательности, место в схеме в зависимости от значения. Соотношение видо-временных форм глаголов-сказуемых как средство выражения соответствующего грамматического значения, модального значения и степени связанности предикативных частей. Анафорические и катафорические элементы. Синтаксически специализированные слова (союзные аналоги/союзные сочетания). Типизированные лексические конкретизаторы (элементы). Порядок расположения предикативных частей. Общий член, параллелизм построения частей в сложном предложении.
Сложное предложение в функциональном аспекте: типы сложного предложения по цели высказывания; моно- и полифункциональные сложные предложения; сложное предложение с точки зрения эмоциональной окраски его структуры; специфика актуального членения структуры сложного предложения.
Структурно-семантическая модель сложного предложения как определенный набор элементов, необходимых для выражения его основного грамматического значения при реализации соответствующей синтаксической связи в нем.
Типология сложного предложения: союзные и бессоюзные сложные предложения; сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Понятие об открытой и закрытой структуре сложного предложения; о гибкой и негибкой его структуре; о структуре однородного и неоднородного состава. Свободные и несвободные (фразеологизированные) модели сложного предложения. Основные признаки фразеомоделей и их основные разновидности. Переходные конструкции в области синтаксиса сложного предложения.
Еще по теме Общая характеристика сложного предложения:
- 36. Общая характеристика сложноподчиненных предложений.
- Морфологическая категория залога глагола: общая характеристика и средства выражения.
- Морфологическая категория наклонения глагола: общая характеристика и средства выражения.
- Служебные слова: общая характеристика, разряды по формальной организации, по синтаксической позиции и функциям. Междометия.
- 38. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. СОСТАВ,ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. СРАВНЕНИЕ СЛУЖЕБНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ СО ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ.
- Система функциональных стилей современного русского языка. Общая характеристика стилей.
- Вопросы к экзамену по разделам «Синтаксис словосочетания Синтаксис простого предложения Синтаксис сложного предложения»
- Понятие о сложном предложении. Место сложного предложения в системе синтаксических единиц языка. Грамматическое значение сложного предложения как его основная выделяющая примета. Сложное предложение как структурно-семантическое объединение предикативных частей и как особая самостоятельная единица синтаксиса. Дифференциальные признаки сложного предложения.
Сложносочиненные
Сложноподчиненные:
- С придаточными определительными
- С придаточными изъяснительными
- С придаточными обстоятельственными: времени, места, образа действия, меры и степени, причины, цели, сравнительные, условия, уступки, следствия, присоединения
- Бессоюзные
Виды синтаксической связи между простыми предложениями в составе сложного.
Сочинительная связь | Подчинительная связь | Бессоюзная |
Слова или предложения равноправны, не зависят друг от друга (между ними нельзя поставить вопрос). Между простыми предложениями составе сложносочинённого: Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, и назовёт меня всяк сущий в ней язык... (Пушкин). | Слово или предложение подчинено другому слову или предложению, от одного из них (главного) можно поставить вопрос к другому (зависимому). Между простыми предлож. в составе сложноподчинённого. Для меня невозможно счастье (почему?), если я не могу разделить это счастье с другом. | Предложения соединены только при помощи интонации. Еще косою острою в лугах трава не скошена, еще не вся черемуха тебе в окошко брошена. |
Сложносочиненные предложения - это предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом с помощью интонации и сочинительных союзов.
Например: Конечно, он всегда оказывался и самым умным в конце концов но он из самых нижних этажей.
Сложноподчиненные предложения связываются интонацией, подчинительными союзами или союзными словами. Например: Сказки, в которых отразились мечты, чаяни я народа, порывы его к небу, к горным вершинам духа, навсегда остались в моей памяти.
Бессоюзные - это предложения, которые связываются только интонацией:
И в тех же сказках были указаны пути достижения целей: надо жить честно, справедливо, любить людей.
Сложные бессоюзные предложения.
Бессоюзное сложное предложение - это предложение, в котором простые предложения объединены между собой только по смыслу и интонационно.
Смысловые отношения между предложениями | Знаки препинания | Примеры |
Перечисление | Запятая | 1) Одето небо черной мглою, 2) в тумане месяц чуть блестит. (М. Лермонтов) |
Перечисление, но внутри частей сложного предложения есть другие знаки препинания | Точка с запятой | 1) Дорога вилась передо мной между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком; 2) я продвигался вперед с трудом. (И. Тургенев) |
Причина (вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой) | Двоеточие | 1) Я не мог заснуть: 2) передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами. (М. Лермонтов) |
Разъяснение смысла первой части | Двоеточие | 1) Об одном вас прошу: 2) стреляйте скорее. (М. Лермонтов) |
Пояснение сказуемого первой части | Двоеточие | 1) Я знаю: 2) в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А. Пушкин) Однажды все прояснилось: они приходили пожевать яблоки. Я услышал: яблоки похрустывали на чьих-то зубах. Я приподнялся и увидел: один лось захватывал яблоки... |
Время, условие | Тире | 1) Ехал сюда - 2) рожь начинала желтеть. (М.Пришвин) 1) Поработаешь до поту - 2) поешь в охоту. (Пословица) |
Причина (первая часть указывает на причину того, о чем говорится во второй части, а вторая часть указывает на следствие того, о чем говорится в первой) | Тире | 1) Распахнули окна - 2) запах сосен вступил на веранду. (В.Кочетов) |
Противопоставление | Тире | 1) Лето припасает - 2) зима поедает. (Пословица) |
Быстрая смена событий | Тире | 1) Сыр выпал - 2) с ним была плутовка такова. (И. Крылов) |
Сложноподчиненное предложение
С несколькими придаточными
- Последовательное подчинение
Гл. пред. - Прид. I ст - прид. II ст.
Он достиг последнего лестничного марша и увидел (что?), что кто-то сидит на ступеньках пониже площадки (какой) , на которую выходила его дверь.
- Параллельное подчинение
· Ели завтра увидите его, то попросите его, чтобы он ко мне заехал на минутку.
- Однородное подчинение
· Оленин знал, что в лесу опасно, что абреки всегда скрываются в этих местах.