Может ли фонема существовать в одном варианте. Год Словесности в НГШ
Зачем ученые спорят? Разве нельзя раз и навсегда договориться о компромиссном решении любой научной проблемы, примирив оппонентов. Ну, какая разница,
Шекспир или Бекон создал «Гамлета»?!
с большой или маленькой буквы писать слово «Интернет»?
умер от болезни или был отравлен Александр Великий?
Для обычного обывателя – никакой. Пустой тратой времени назовет человек с улицы многолетние споры, дебаты и дискуссии ученых, в которых ломаются сотни интеллектуальных копий. Но для самих ученых (историков, филологов, физиков …) этот спор – смысл их профессиональной жизни, а борьба за занимаемую позицию – дело чести.
Вспомните опыт уроков, на которых вы сами чуть ли не с пеной у рта доказывали точку зрения, казавшуюся вам единственно верной. И не были готовы даже представить себе возможность собственного заблуждения.
Выдающийся ирландский мыслитель, писатель-сатирик Джонотан Свифт в своем «Путешествии Гулливера» блестяще спародировал такие научные споры, которые на государственном уровне могут стать причиной военных кампаний:
Поводом к войне послужили следующие обстоятельства. Всеми разделяется убеждение, что вареные яйца при употреблении их в пищу испокон веков разбивались с тупого конца; но дед нынешнего императора, будучи ребенком, порезал себе палец за завтраком, разбивая яйцо означенным древним способом. Тогда император, отец ребенка, обнародовал указ, предписывающий всем его подданным под страхом строгого наказания разбивать яйца с острого конца]. Этот закон до такой степени озлобил население, что, по словам наших летописей, был причиной шести восстаний, во время которых один император потерял жизнь, а другой - корону. Мятежи эти постоянно разжигались монархами Блефуску, а после их подавления изгнанники всегда находили приют в этой империи. Насчитывают до одиннадцати тысяч фанатиков, которые в течение этого времени пошли на казнь, лишь бы не разбивать яйца с острого конца. Были напечатаны сотни огромных томов, посвященных этой полемике, но книги Тупоконечников давно запрещены, и вся партия лишена законом права занимать государственные должности. В течение этих смут императоры Блефуску часто через своих посланников делали нам предостережения, обвиняя нас в церковном расколе путем нарушения основного догмата великого нашего пророка Люстрога, изложенного в пятьдесят четвертой главе Блундекраля (являющегося их Алькораном). Между тем это просто насильственное толкование текста, подлинные слова которого гласят: Все истинно верующие да разбивают яйца с того конца, с какого удобнее. Решение же вопроса: какой конец признать более удобным, по моему скромному суждению, должно быть предоставлено совести каждого или, в крайнем случае, власти верховного судьи империи.
Вот вам первый пример из филологии: казалось бы, что может быть проще и очевиднее, чем самый простой уровень языка – фонетика . О чем там спорить? Любой школьник знает, как правильно сделать фонетический разбор слова. Но одно дело – школьник, а другое – ученые-фонетисты, которые десятилетиями не могут договориться о количестве фонем в русском языке. Интересно? Тогда читайте…
МФШ, ЛФШ, или Сколько фонем в русском языке
Для начала откроем страшную тайну: на самом деле фонемы не существует. Этот термин придумали ученые, чтобы обозначить идеальный вариант для множества разнообразных звуков, которые разные люди произносят, например, на месте буквы О в слове волы – [ъ], [^], [о]. Зачем нужен этот идеальный вариант? Чтобы человек, сравнивая произносимые звуки с их эталонными образцами, хранящимися в нашей голове (набор таких образцов называется фонемным составом языка), мог в потоке речи различать отдельные слова – даже те, которые звучат одинаково, как, например, кот и код . Однако по одному лишь звучанию, без понимания содержания речи часто невозможно догадаться, что именно – кот или код – имеется в виду, и поэтому напрашивается вывод: фонема как-то связана с лексическим значением!
Различие во взглядах на соотношение фонемы со смыслом слова поделило российских лингвистов на два лагеря – Московскую фонологическую школу (МФШ) и Ленинградскую, или Петербургскую, фонологическую школу (ЛФШ).
«Москвичи» (в кавычках, потому что к МФШ относятся не только жители столицы) ограничивают самостоятельность фонемы, рассматривая ее в составе морфемы и «привязывая» таким образом к значению всего слова. Например, в слове кот чередуются звуки [о] и [?]: к[о]т – к[?]та . Какой из них является идеальным вариантом – фонемой? Представители МФШ утверждают: чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала выделить морфему, в которой возникают чередования. В нашем случае это корень – кот . Далее изменяем морфему, чтобы «сомнительный» звук оказался в сильной позиции: для согласных это позиция перед гласной, для гласных – под ударением. В сильной позиции (кот ) ясно слышится звук [о]. Ура, фонема <о> найдена! Прямая зависимость фонемного состава слова от морфемного приводит к тому, что один и тот же звук [ъ] в словах домовой [дъм?воj] и самовар [съм?вар] обозначает совершенно разные фонемы – <о> в первом случае и <а> – во втором, поскольку сильной позицией для первого [ъ] является [о] в слове дом , а для второго – [а] в слове сам .
Для «ленинградцев» фонема – автономная единица языка: это эталонный образец реального звука вне зависимости от того, к какой морфеме этот звук «привязан». Каждый из нас произносит редуцированный [ъ] в слове домовой [дъм?воj] по-своему: кто-то «проглатывает» первый гласный, так что от него остается только неопределенный призвук, кто-то «акает», а носители северных говоров вообще скажут [домовоj] без всякого редуцирования. Представители ЛФШ полагают, что за каждым из звуков стоит та фонема, на которую этот звук больше похож, т.е. для «акающих» москвичей за звуками [ъ] или [?] в слове [дъм?воj] скрывается фонема <а>, а «окающих» вятичей – фонема <о>.
Вследствие глобальных разногласий в трактовке фонемы Московская и Ленинградская фонологические школы никак не могут прийти к единому мнению о том, сколько фонем в русском языке. Представители МФШ уверены, что их 39, а сторонники ЛФШ настаивают на 43. «Москвичи» отказывают в фонемном статусе [ы], считая этот звук вариантом фонемы <и>, и мягким заднеязычным [г’], [к’] и [х’] (фонемами признаются их твердые разновидности). Фонетистов МФШ можно понять: мягкие заднеязычные никогда не встречаются в сильной позиции по твердости-мягкости, т.е. в конце слова. «Ущербность» [г’], [к’], [х’] проявляется еще и в том, что в исконно русских словах они произносятся только перед гласными переднего ряда [и] и [э], перед которыми твердые согласные не употребляются. С [и] и [ы] ситуация еще интереснее: они никогда не встречаются в одной и той же позиции: [и] произносится после мягких согласных и гласных, а [ы] – только после твердых. Почему же тогда фонемой признается <и>, а не <ы>? Раскроем секрет: в некоторых словах сильной позицией для звука и буквы [ы] является [и]: разыграть – игра, предыстория – история , а вот обратных случаев не бывает.
В школьной и вузовской практике принято сочетать подходы МФШ и ЛФШ. Принимая за базовое «московское» понимание фонемы, большинство лингвистов, тем не менее, полагает, что в русском языке все-таки 43 фонемы или, в крайнем случае, 42 – фонема <жж’> практически вышла из употребления в русском литературном языке и встречается лишь в словах вожжи, дрожжи и некоторых других. Мягкие заднеязычные [г’], [к’] и [х’] признаются самостоятельными фонемами, поскольку в некоторых случаях они помогают различать слова: например, в паре кури – Кюри . <Ы> сегодня тоже считается самостоятельной фонемой, т.к., во-первых, звуки [и] и [ы] совершенно свободно произносятся и отдельно от слов, а во-вторых, существуют два слова, которые различаются ТОЛЬКО этими фонемами.
Вопрос напоследок для самых любознательных:
какие это слова?
План:
Фонема как основное понятие функциональной фонетики.
Фонологические школы: Московская фонологическая школа (МФШ) и Санкт-петербургская фонологическая школа.
Фонема как основное понятие функциональной фонетики.
Изучением звуков человеческой речи с функциональной точки зрения занимается функциональная фонетики, или фонология. Функциональный аспект фонетики был обоснован в 70-ых годах XIX в. Иваном Александровичем Бодуэном де Куртенэ. Бодуэн де Куртенэ ввел основное понятие фонологии - понятие фонемы, которую он противопоставлял звуку.
Чтобы понять, что представляет собой фонема, вспомним сначала, что такое звук. Звук - это наименьшая сегментная единица, не обладающая значением.
Сколько звуков в языке? Разнообразие звуков очень велико. Чем это обусловлено?
Это обусловлено:
речевой ситуацией , в которой оказывается говорящий. Например, спонтанная речь или заранее подготовленное выступление (конкурс чтецов).
особенностями артикуляции , свойственными каждому человеку. Даже один и тот же человек может по-разному произнести одно и то же слово - медленнее или быстрее, тише или громче, хрипло или звонко. Еще больше может быть разница между звуками, произносимыми разными людьми - женщинами и мужчинами, взрослыми и детьми. Однако мы, как правило, не замечаем различий между звуками речи, а слышим (если обращаем на это внимание) лишь разницу между голосами.
позицией, которую занимает звук . Например, в русском языке ударный гласный произносится длительнее, чем безударный; согласные п, т, к , находящиеся в абсолютном конце слова, произносятся с очень сильным придыханием, которого нет, если эти согласные находятся перед гласным: ср. суп и пушка , рот и толк , крик и капля .
Подробнее остановимся на этом тезисе.
Обратите внимание на слова, напечатанные ниже. Какие звуки, вы произносите на месте пропуска? Послушайте себя.
по[…]морозить | |
по[…]делать |
в[…]дяной |
по[…]поясать | |
по[…]тянуть | |
по[…]садить | |
по[…]зуживать | |
по[…]жарить | |
по[…]учит |
Во всех случаях мы произносим разные звуки, где-то лучше улавливаем различия, где-то хуже.
по[д ]морозить |
в[ʌ ]да |
по[д’ ]делать |
в[ъ ]дяной |
по[т ]поясать |
в[ó ]ды |
по[т’ ]тянуть | |
по[ц ]садить | |
по[д͡ з ]зуживать | |
по[д͡ ж ]жарить | |
по[д° ]учит |
Чем обусловлено появление разных звуков?
Появление того или иного звука в данном случае обусловлено фонетической позицией , в которую звук попадает: находится ли звук на конце слова или в середине, перед каким-либо звуком или после, под ударением или без ударения и т.д.
Меняется позиция - меняется звук. Это похоже на состояние воды в природе: температура ниже 0 °С - перед нами лед; температура поднялась - позиция изменилась - лед превратился в жидкость; температура стала выше 100 °С - снова изменилась позиция - появился пар.
Позиционные изменения не знают исключений: попал звук в определенную позицию и должен обязательно замениться другим звуком.
Замена одного звука другим под влиянием фонетической позиции называется фонетическим позиционным чередованием .
При этом чередование захватывает все без исключения случаи, где есть условия для его проявления.
Всегда ли мы воспринимаем звуки, подверженные позиционным изменениям, как разные?
По-разному: где-то слышим отличия, где-то нет. В некоторых случаях мы даже удивляемся, если нам говорят, что здесь другой звук.
Почему мы не всегда замечаем разницу между позиционно чередующимися звуками?
Это связано с тем, что разница между позиционно чередующимися звуками незначима для нас, эта разница проявляется только в определенной позиции.
Проведем небольшой эксперимент со словом в[ó]ды: сохраним позиционные условия (положение согласного перед гласным ударным [ó]), но кое-что изменим.
[м óды]
[г óды]
[к óды]
[р óды]
Посмотрите, мы сохранили позиционные условия для первого согласного звука.
Но замечает ли говорящий и слушающий, что в этих словах согласные звуки разные? Конечно, замечает. Замечает, несмотря на то, что позиционные условия остались неизменными.
Почему? Потому что разница между этими звуками самостоятельная, она существует независимо от позиции, поэтому и значима для нас.
И последний вопрос. Почему же «разные» позиционно чередующиеся звуки, незначимые для нас, мы воспринимаем как нечто единое?
Позиционно чередующиеся звуки, изменения звуков незначимы: как бы ни произносилась приставка или корень, мы всегда воспринимаем приставку как «под-», а корень - -вод- |
Позиция одна и та же, изменения звуков значимы: все слова мы воспринимаем как отдельные слова, которые обладают индивидуальным лексическим значением |
|
по[д ]морозить |
в[ʌ ]да | |
по[д’ ]делать |
в[ъ ]дяной |
[м óды] |
по[т ]поясать |
в[ó ]ды |
[г óды] |
по[т’ ]тянуть |
[к óды] |
|
по[ц ]садить |
[р óды] |
|
по[д͡ з ]зуживать | ||
по[д͡ ж ]жарить | ||
по[д° ]учит |
«Разные» позиционно чередующиеся звуки, незначимые для нас, мы воспринимаем как нечто единое, потому что эти звуки в нашем сознании являются представителями одного и того же, некоей общности. Эта общность - фонема.
Фонема - это минимальная абстрактная единица языка, линейно нечленимая, представленная в речи позиционно чередующимися звуками.
Видоизменения фонемы в зависимости от ее положения в слове называют ее аллофонами (от греческ. allos «другой», phone «звук») или вариантами фонемы.
Отношение между фонемой и звуком (аллофоном)·- это отношение между общим (фонемой) и частным (аллофоном). Все реально произносимые звуки - это аллофоны. Аллофоны объединяются в относительно небольшое число фонем. Таким образом, фонема - это общее, существующее во множестве частных проявлений - аллофонов.
Фонема, таким образом, всегда представлена одним из своих аллофонов и в этом смысле не является сама каким-то определенным звуком. Каждый из обязательных аллофонов - «равноправный» представитель фонемы, даже если он и не является основным. Это обстоятельство часто упускается из виду в связи с тем, что фонему обычно называют «именем» ее основного аллофона. Например, мы говорим «фонема <а> », произнося при этом один конкретный аллофон, но подразумевая все возможные.
Саму фонему нельзя ни произнести, ни услышать: она существует только в нашем сознании. Фонема существует только «воплотившись» в тот или иной звук, а какой именно зависит от позиции. В наших примерах это фонемы <д> и <о>.
Фонема - это «идеальный портрет звука».
!!! Смысл теории фонемы (функциональной фонетики) заключается в том, что она объясняет, почему одни звуковые различия оцениваются как очень существенные и замечаются говорящим, а другие - объективно не менее значимые - привлекают внимание лишь при особых условиях и, как правило «пропускаются мимо ушей».
Фонологические школы: Московская фонологическая школа (МФШ) и Санкт-Петербургская фонологическая школа.
В подходе к определению фонемы и фонемного состава языка в отечественном языкознании сложилось два направления - Петербургская (Ленинградская) фонологическая школа (СП(Л)ФШ) и Московская фонологическая школа (МФШ).
Практическое занятие № 4. ФОНЕМА.
Понятия фонемы и звука речи не совпадают. Так, в слове дом три звука и три фонемы, а в английском fiy – четыре звука, но три фонемы, так как дифтонг ai в англ. яз. – это одна фонема. Фонема в речи может быть реализована нулем звука: честный: чест – 4 фонемы, 3 звука.
Разграничение фонемы и звука – это проявление более общего разграничения языка и речи. Язык – это система средств общения (коммуникации). Достаточно четкая модель языка отражена в его грамматике и словарях. Языковым единицам свойственна обобщенность, психичность (они хранятся в нашем мозгу в виде типовых представлений).
Речь – это использование (реализация) языковой потенции в определенной коммуникативной ситуации.
Явления речи реальны, материальны (артикулируются, воспринимаются слухом, зрением), вариативны, изменчивы.
Сравните:
1. Фонема – единица языка
2. психологический эквивалент звука
(образ, представление)
1.Звук – единица речи.
2. реальная артикуляция и акустические результаты
3. звуковой тип (обобщение, идеал)
3. вариант ф. в опр. позиции
для складывания и различения значимых членятся слова
единиц языка – морфем и слов. Ф –
компонент морфемы, миним. значимой
единицы языка.
5. фонематический состав (транскрипция). 5 . фонетический (звуковой) состав
Фонема обладает перцептивной функцией – функцией узнавания (доведения до восприятия) и сигнификативной (смыслоразличительной). Например, Б и В – разные по акустическим и артикуляционным свойствам фонемы. Слова БАЛ и ВАЛ различаются этими фонемами.
В некоторых условиях (например, разговор по телефону), перцептивная функция может отсутствовать: мы не различаем звуки, путаем их – и, соответственно, не выполняется и сигнификативная функция.
Звуков в любом языке значительно больше, чем фонем. Количество фонем исчислимо (30-40, Акишина+Барановская: русский язык: 42 фонемы, в т.ч. 5 гласных), звуков – вряд ли. Мы слышим не все звуковые различия.
Русский: сеть – сетка. Т и Т’ – разные звуки, Э – один звук.
Французский: Э открытое и закрытое – разные звуки.
Для русского языка различие по твердости и мягкости важно фонологически. Мягкие и твердые звуки часто служат для различения слов: ТОК – ТЕК. ТУК – ТЮК. Для французского языка это позиционные варианты фонемы t, неважные для смыслоразличения. Зато для французского языка очень важно разграничение открытого и закрытого Э, а для русского языка оно лишено фонематической значимости.
Итак, ФОНЕМА – ЭТО ЕДИНИЦА ЗВУКОВОГО СТРОЯ ЯЗЫКА, КОТОРАЯ СЛУЖИТ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ (ОПОЗНАНИЯ) И РАЗЛИЧЕНИЯ СМЫСЛОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ЯЗЫКА (МОРФЕМ И СЛОВ).
Можно ли произнести фонему? Нет. Любые произношения – это уже звук, оттенок фонемы. Однако изолированно произнесенный звук воспринимается как основной оттенок фонемы и как бы представляет фонему.
Фонема как тип звука, как представление складывается на основе акустических и артикуляционных свойств тех звуков, в которых они реализуются.
Поэтому любая фонема характеризуется набором признаков, дифференциальных и интегральных. По дифференциальным признакам фонема противопоставлена группе фонем (другой фонеме), например:
мягкие - твёрдые, сонорные - шумные, переднего ряды - среднего - заднего, носовые - чистые, глухие - звонкие. Слова дом и том различаются фонемами д и т, а они – одним дифференциальным признаком: зв. – глухость.
Дифференциальные признаки являются основой группировки фонем в системную парадигму. Например, квадрат гласных - это парадигма гласных фонем. В каждом языке система фонем отличается не только количеством, но и набором дифференциальных признаков.
Интегральные признаки - это неразличительные признаки, наполняющие фонему. Щелевые, сонорные - всё это дифференциальные признаки, но, если они общие у группы фонем, то становятся интегральными. Например: д - т,шумные –это интегральный признак, звонкий – глухой - дифференциальные. Но для б, д, г и так далее звонкость - интегральный признак.
Для различения морфем и слов особенно важны дифференциальные признаки фонем. Фонема в речи может оказываться в сильной позиции, проявляя отчетливо все свои качества (единство перцептивной и сигнификативной функций). Для гласных сильная позиция - под ударением, для согласных - перед гласным.
В слабой позиции фонема может утрачивать какие-то свои признаки (безударн., в абс. конце слова, перед согл.). При этом она может не сливаться с другой фонемой, и сигнификативная функция выполнятеся. /горът/. Так возникают вариации фонем (по МФШ). Но фонема в слабой позиции может слиться с основными вариантами парной фонемы, что в ряде случаев ведет к утрате сигнификативной функции. Так возникают варианты фонем. Понятие позиции, вариантов и вариаций характерно для МФШ. Вариант – это звучание фонемы в слабой позиции: луг-лук, сома-сама. Вариация – оттенок фонемы, формирующийся в результате влияния на нее соседнего звука: ляг, сыграть – играть.
рок грусть
рог /рок/ груздь /грус’т’/
Определения фонемного состава слова в этом случае разные фонологические школы проводят по-разному. В современном языкознании существует две фонологические школы: МФШ и ЛФШ. МФШ: Сидоров, Реформатский, ЛФШ - Щерба, Бондарко, Зиндер, Матусевич.
рок - рок рог рок рог ср. рога
рок рок ср. рока
ЛФШ: фонема – это собственно фонетическая единица языка. Следовательно, можно сделать вывод об автономности фонемы. Ни одна фонема не смешивается с другими фонемами в слабой позиции. Тождественные звуки, выступающие в сильной и слабой позиции, отождествляются в качестве одной фонемы.
Языковедение) изучает человеческий язык. Некоторые разделы этой науки составляют теорию языка. Другие описывают язык в его связи с другими факторами: обществом, эволюцией, развитием мышления. Третьи делают упор на практику.
В этой статье пойдёт речь о звуковой стороне языка. Вы узнаете о науке фонологии, о понятии фонемы, о звуке и аллофоне. Это поможет будущим лингвистам и просто интересующимся людям разобраться в теории звукового строя языка и не запутаться в терминах.
Фонология - наука о фонемах
В лингвистике есть два раздела, которые изучают звуки: фонетика и фонология. Слово "фон" в переводе с древнегреческого означает "звук".
Фонетика - наука описательная. Она описывает не только звуковую сторону языка (звуки, интонации, ударения и пр.), но и работу Здесь и физика, и физиология, и психология.
А вот фонология - более узкая теоретическая наука. Она исследует функции звуков в языке.
Некоторые лингвисты считают фонологию подразделом фонетики. Другие утверждают, что фонология является всё же самостоятельной наукой.
Итак, фонетика изучает звук. Аллофон и фонема интересуют фонологию.
Понятие фонемы
Проблема звуков начала интересовать лингвистов в XIX веке. Учёные обнаружили, что в языке этих единиц много, и они разнообразны. Звук произносят разные люди не одинаково. И даже один и тот же человек воспроизводит какой-либо звук всегда по-разному. Необходимо было организовать это разнообразие в одну целостную систему. Иначе в языке существовал бы фонетический хаос. Для этого лингвисты ввели понятие, которое структурировало бы звуки. Они выделили наименьшую смыслоразличительную - фонему .
Одна такая единица объединяет звуки, которые в разных условиях произносятся по-разному, но при этом выполняют одну функцию. Например, образуют одну морфему: корень, суффикс и т. д.
Обо всём по порядку:
Почему фонема - наименьшая единица?
- Её нельзя разделить на более мелкие части. Изменения внутри фонемы ведут лишь к её переходу в другую. Например, если звонкость фонемы Д заменить на глухость, то получится фонема Т.
Почему фонема - смыслоразличительная единица?
- У фонемы есть особая смыслоразличительная (сигнификативная) функция. Она помогает различать как слова, так и морфемы. Например, слова "бак" и "бок" различаются одной фонемой в корне и несут разный смысл.
Чем отличается фонема от звука?
Запомните главное отличие:
- Звук - это материальное явление. Это то, что мы слышим и произносим.
- Фонема - это абстракция. Она условна и существует только в звуках речи.
Почему же звуки так многообразны? Есть несколько причин:
- Различия говорящих. Согласитесь, мужчина и женщина, взрослый человек и ребёнок, люди с низким и высоким голосами произнесут один и тот же звук по-разному.
- Состояние говорящего. Даже состояние, физическое или душевное, влияет на наше произношение единиц речи.
- Место в слове. Произношение зависит от "соседей" и от позиции в слове (перед ударением или после, в конце слова или в начале и т. д.).
Фонема объединяет всё это разнообразие в обобщенные единицы. Вот поэтому звуков много, а фонем всего 42 (в русском языке).
Аллофон - что это?
Прочитайте вслух цепочку "земляной - земля - зéмли". Вы заметили, что гласная Е в однокоренных словах звучит по-разному? Тем не менее везде одна и та же фонема - Е.
Получается, что у каждой такой абстрактной единицы могут быть разные варианты звучания. Называются эти варианты фонемы аллофонами.
Аллофон отличается от фонемы тем, что он, как и звук, материален. Аллофон - это конкретное воплощение абстрактной единицы в речи.
Основной вариант фонемы
Возникает вопрос, как узнавать фонему, если она имеет несколько вариантов. Учёные выделяют среди всех возможных вариаций фонемы один главный - основной аллофон. Её качества в нём проявляются в высшей степени.
Основной аллофон - это такой вариант, который мало зависит от места в слове. Такими аллофонами считают:
- Гласные с изолированным произнесением. Они показываются под ударением.
- Мягкие согласные перед гласным [И] и твёрдые - перед гласным [А].
Основные аллофоны проявляют себя в сильных позициях. Гласные сильны под ударением.
Слабая позиция - это то положение, при котором признаки фонемы "размываются". В русском и немецком языках согласные слабы в конце слова. Например, звонкие оглушаются в этом положении.
А вот в английском и французском языках, напротив, позиция в конце слова - сильная. Поэтому оглушать звонкие согласные нельзя: это грубая ошибка.
Комбинаторные и позиционные аллофоны
Аллофоны делятся на комбинаторные и позиционные.
Комбинаторные аллофоны - варианты фонем, которые реализуются под влиянием окружающих звуков. Примеры аллофонов:
- согласные, которые стоят перед [О] и [У] и огубляются (губы вытягиваются "в трубочку"): там - том, тик - тук;
- гласные [а], [о], [у], которые находятся после мягких согласных: сядь, тёрка, тюбик;
- аффрикаты [дз] и [д"ж"], которые выступают вместо [ч], [ц] перед звонкими шумными согласными: не прочь бы, плацдарм.
Позиционные аллофоны - варианты фонем, которые реализуются в зависимости от фонетической позиции в слове.
Фонетическая позиция отражает:
- то, насколько фонема близка к началу слова;
- то, насколько фонема близка к концу слова;
- то, насколько фонема близка к ударению.
В транскрипции можно увидеть знаки [ъ] и . Это аллофоны гласных [а] и [о].
- Аллофон - это помощник в поиске В русском языке в большинстве случаев два аллофона гласных встречаются только между морфемами (заехать, поохать). А если гласные стоят рядом, то слова заимствованы (аул, Лиана).
- Безударные аллофоны гласных слабее, чем ударные: они больше зависят от "соседей".
- Как согласные могут менять гласные, так и наоборот. Звуки, стоящие перед аллофоном гласной, сильнее влияют на него, чем остальные. А согласную может поменять, например, губная гласная.
Свойств звуков, так что фонема может представляться как пучок РП –
дифференциальных, формирующих оппозиции, в которые вступает
данная фонема, и интегральных, не образующих оппозиций данной
фонемы с другими.
Фонема как абстрактная единица противополагается звуку как
конкретной единице, в которой фонема материально реализуется в речи.
Одной фонеме могут соответствовать несколько различных реализаций,
называемых аллофонами, каждый из которых соотносится с
определенной позицией.
Аллофоны одной фонемы образуют область ее реализаций, которая
может быть упорядочена в виде ряда позиционно чередующихся звуков.
Фонема – инвариант, поэтому нельзя "произнести" фонему –
любой из произносимых звуков – лишь один из вариантов
соответствующей фонемы. Так, звуки могут представлять
собой варианты фонемы