Нормальная анатомия ростгму. Кафедра нормальной анатомии
Целью данной работы является анализ интерактивных методов обучения, в частности, кейс-метода и его возможностей в аспекте применения в практике теоретических кафедр медицинского университета и интеграции его в систему преподавания дисциплины «анатомия». Кейс-метод в качестве основного интерактивного метода был использован при проведении предметной олимпиады по дисциплине «анатомия» года на базе Ростовского государственного медицинского университета. В результате полученного опыта были открыты дополнительные возможности для повышения мотивировки студентов на достижение более высоких результатов в учебе, повышение уровня знаний и практических навыков для их применения в будущей профессиональной деятельности, а также отмечено повышение творческой активности студентов, стремление их к самореализации.
интерактивное обучение
кейс-метод
анатомия
1. Васильева Е.Ю. Кейс как метод обучения алгоритму неотложной помощи в медицинском вузе/Е. Ю. Васильева, О. В. Самодова // Инновации в образовании. – № 11. – С.98–107.
2. Гуревич А. М. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах./ А.М.Гуревич. – СПб.: Речь, 2006. – 144с.
3. Михайлова, Е. И. Кейс и кейс- метод: общие понятия / Е.И.Михайлова // Маркетинг. – 1999. – № 1. – С. 107–111.
4. Попов А.И. Организация интерактивной творческой подготовки студентов заочной формы обучения / А.И. Попов, В.Г. Однолько, А.А. Букин // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2013. – № 12. – С.58–64.
5. Сидорова С.Н. Проблема оценивания компетенций у студентов в контексте введения ФГОС ВПО третьего поколения/С. Н. Сидорова // Инновации в образовании. – 2013. – № 9. –С.67-71.
6. Скуратовская Н.С. Кейс-метод в оценке персонала / Н.С. Скуратовская // Справочник кадровика. – 2007. – № 5. – С. 98–104.
7. Смолянинова О.Г. Информационные технологии и методика Case Study в профессиональном обучении студентов педагогического вуза/ О.Г. Смолянинова // Труды II Всероссийской научно-методической конференции «Образование XXI века: инновационные технологии диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации». – Красноярск, 2000.
8. Фурс М.В. Интерактивные формы обучения – средство повышения уровня профессиональной подготовки студентов: [представлен обзор современных методов обучения студентов; приведены примеры применения этих методов в российских и зарубежных вузах] / М.В. Фурс // Alma mater. – 2011. – № 10. – С. 29–33.
Одной из форм интерактивного обучения является кейс-метод или метод case-study, «метод казусов» (от английского case - случай, ситуация) - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов). Метод был использован в 20-х годах прошлого века в Гарвардской бизнес школе, а также был хорошо известен преподавателям экономических дисциплин в нашей стране. В СССР этот метод не применялся и получил свое развитие лишь в 70-е годы ХХ века в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова. В настоящее время курс на модернизацию образования высшей школы России приводит к поиску новых систем обучения. Сейчас кейс-метод применяется при изучении многих других наук, в том числе и медицины.
Актуальность внедрения кейс-метода в настоящее время обусловлена потребностью не столько в получении конкретных знаний в процессе обучения, сколько необходимостью в формировании профессионально компетентной личности с необходимым объемом навыков и умений и со способностью к постоянному обучению и применению полученных знаний в конкретных ситуациях.
Метод case-study заключается в создании проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Цель метода - анализ конкретной ситуации в результате совместной работы группы студентов, выработка ею наилучшего решения в контексте предложенной клинической задачи. Анализ конкретных учебных ситуаций (case study) предполагает получение навыков в работе с информацией, ее осмысление путем работы с предположениями и заключениями, умение принимать решения. Метод кейсов развивает умение работать в коллективе: распределять время, отстаивать свое мнение, делегировать полномочия, умение слушать и быть услышанным . Кейс-метод направлен на активизацию дискуссии в аудитории, анализ и обсуждение ситуации . Данная технология предлагает подавать учебный материал в виде микро-проблем, в процессе решения которых студенты приобретают знания путем активной творческой деятельности.
Одной из положительных сторон этого метода является то, что он не требует значительных материальных затрат и легко вписывается в существующую систему обучения, мотивирует студентов на овладение знаниями для их будущей профессиональной деятельности, создает уверенность в том, что они могут справиться с аналогичными задачами в реальной жизни. Кейс-метод может включать в себя различные методические приемы: построение модели ситуации; системное представление и анализ ситуации; мысленный эксперимент (осмысление ситуации); а также методы описания (создание описания ситуации); проблемный метод (представление проблемы, лежащей в основе ситуации); метод классификации (создание перечней свойств, характеристик, структур, составляющих ситуацию); «мозговой штурм» (генерирование идей относительно ситуации); дискуссия и т.д. .
В целом, понятие «занятие в интерактивной форме» можно трактовать очень широко: от десятиминутной проблемной дискуссии до выполнения сложного коллективного проекта . Н.С. Скуратовская кейсы классифицирует по задачам на кейс- предприятие и кейс- ситуацию. По объему и степени сложности выделяют комплексные кейсы и «мини» кейсы. Комплексные кейсы отличаются большим объемом (от 15 страниц), содержат много подробных сведений, иногда избыточных. Студент самостоятельно должен выделить необходимую информацию и произвести ее анализ. Мини-кейсы представляют собой практические ситуации в краткой форме - от одного абзаца или предложения до страницы текста . Также кейс может содержать приложения.
Организация работы с кейсом включает следующие этапы :
Первый этап - в начале занятия определяется основная проблема кейса, в соответствии с изучаемым материалом, определяется уровень знания слушателями материала кейса и заинтересованность в обсуждении, что настраивает студентов на совместную деятельность.
Второй этап - организация совместной деятельности по решению проблемы. Обсуждение может проходить в малых группах или индивидуально в течение определенного преподавателем времени. В малых группах (от трех до пяти человек) индивидуальные ответы сопоставляются и обдумываются, при этом вырабатывается единая позиция.
Для представления решения (возможно в виде презентации) и ответов на вопросы выбирается или назначается «спикер».
Преподаватель организует и направляет общее обсуждение либо в виде традиционной открытой дискуссии (Гарвардский метод), либо в виде группового или индивидуального опроса.
Третий (последний) этап - анализ результатов как совместной, так и индивидуальной работы. Преподаватель завершает дискуссию и подводит итоги.
При рассмотрении учебной ситуации преподаватель может занимать активную или пассивную позицию, иногда он «дирижирует» разбором, а иногда ограничивается подведением итогов дискуссии.
Представление результатов анализа кейса в виде презентации является очень важным аспектом метода сase-study. Презентация может быть устной и предполагает представление решений кейса в группе, она максимально вырабатывает навыки публичной деятельности и участия в дискуссии. Такая подача материала при анализе кейса может послужить началом дискуссии.
Письменная презентация менее эффектна, но обучающая роль ее весьма велика. Чаще всего она заключается в подготовке отчета по выполнению задания, при этом стимулируются такие качества, как умение подготовить текст, точно и аккуратно составить отчет, не допустить ошибки. Как письменная, так и устная презентация результатов анализа кейса может быть групповая и индивидуальная (в зависимости от сложности и объема задания). Индивидуальная презентация формирует ответственность, собранность, волю; групповая - аналитические способности, умение обобщать материал, системно видеть проект. Можно использовать промежуточную презентацию с анализом промежуточного результата, и конечную - с представлением готового решения. В последнее время кейсы используются как для обучения, так и для контроля знаний на экзаменах. В отличие от классической методики преподавания, интерактивный метод предполагает не столько оценку набора знаний, сколько умение студентов анализировать, принимать решения, логически мыслить. При этом необходимо учитывать содержательную активность студента при участии в дискуссии или презентации, подготовке письменной работы. Чтобы студент понимал обоснованность оценки, преподаватель предварительно должен разъяснить правила разбора кейса, систему оценивания. Открытость системы оценивания, ее справедливость и понятность для студента имеет большое воспитательное значение .
Традиционная пятибалльная система оценивания не отвечает требованиям кейс метода, так как не позволяет накапливать баллы за промежуточную работу, за активность и многократность выступлений. С этой точки зрения более приемлемой является система оценки знаний с большим количеством баллов (от 10 до 100).
Использование в высшей школе кейс-метода при формировании оценки знаний по всей дисциплине предполагает три варианта решения.
Первый вариант используется, если кейс включает в себя основные положения дисциплины, отражает ключевые моменты, предполагает использование всего комплекса знаний и умений, а также практических навыков. В этом случае полученная оценка по кейсу может выступать как его оценка по дисциплине.
Поскольку метод сase-study не является универсальным методом получения и оценки знаний студента, второй вариант предполагает наряду с кейс-методом использование устного или письменного экзамена, тестов и т.д. В этом случае оценке за анализ кейса выделяется определенная квота баллов.
В третьем варианте метод сase-study рассматривается как один из многих методов, применяемых при обучении данной дисциплине.
Что касается внедрения кейс-метода в практику обучения студентов на кафедре нормальной анатомии Ростовского государственного медицинского университета, то этот метод в качестве основного интерактивного метода был использован при проведении предметной олимпиады по дисциплине «Анатомия» 15 декабря 2014 года на базе Ростовского государственного медицинского университета. Олимпиада проходила в несколько туров. Состав участников определялся на первом этапе олимпиады - тестировании.
К теоретическому и практическому туру олимпиады по решению жюри допускались учащиеся, набравшие определенное количество баллов. Участникам олимпиады по анатомии предоставлялась возможность ознакомиться с результатами проверки своей работы, ее оценкой и замечаниями. Критерии оценки работы участников олимпиады устанавливались организационным комитетом и жюри олимпиады по анатомии.
Студенты, отобранные для участия в олимпиаде, были разделены на 6 групп по 5 человек в каждой.
Каждая группа выбрала своего «спикера» для презентации результатов обсуждения. Студентам были предложены задания различной степени сложности и направленности.
Каждое задание оценивалось по 10-балльной системе, оценки за все задания складывались в одну кумулятивную оценку, которая и определяла победившую группу.
Второй тур включал обсуждение анатомических характеристик нативных анатомических препаратов и использование практических навыков для презентации результатов обсуждения и демонстрации «спикером» анатомических структур на конкретных препаратах по всем разделам анатомии. После обсуждения группой вопросов «спикер» группы презентовал результаты обсуждения, демонстрировал анатомические структуры на конкретных препаратах.
В третьем туре задания касались знания лучевой анатомии, умения распознавать и расшифровывать основные анатомические структуры и образования на рентгенограммах, магнитно-резонансных томограммах, спиральных компьютерных томограммах, спиральных компьютерных ангиограммах и сопровождались мультимедийной презентацией лучевых исследований.
В четвертом туре студентам для обсуждения были предложены клинические ситуации и вопросы. Путем дискуссии при анализе данных кейса участники вырабатывали единую концепцию ответа и делегировали «спикера» для презентации ответа. Иногда студенты запрашивали дополнительные данные для уточнения клинической ситуации из приложений к задаче, что является характерным для кейс-метода.
В последнем - пятом туре кейс-метод был применен в индивидуальном соревновании «спикеров», каждый из них получал индивидуальное задание по решению клинической задачи, ответ был дан в виде письменного отчета. Жюри оценивало отчет и определяло победителей индивидуального тура олимпиады.
Следует отметить, что во время, отведенное на обсуждение кейсов в группах участников олимпиады, со зрителями также проходила интерактивная викторина на темы: «Искусство в анатомии», «Занимательная анатомия» с мультимедийной презентацией произведений художников, посвященные анатомической тематике. Студенты, которые быстрее и чаще других давали правильные ответы, были отмечены поощрительными призами.
Студенты, достигшие успехов в олимпиаде и занявшие призовые места, как в групповых, так и в индивидуальных состязаниях, получили определенные бонусы при сдаче экзамена по анатомии в виде зачета результатов тестирования и ответов по практическим навыкам.
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения актуализируют проблему качества подготовки специалистов и поднимают вопрос о необходимости поиска оптимальных методов обучения будущих врачей . Смещение акцента с содержания обучения на его результаты послужило основанием для определения в качестве результативности обучения выявление компетенций. Выработка компетенций связана не только с освоением теоретической части дисциплины, но в большей степени обусловлено сочетанием различных форм и технологий обучения .
Кафедра нормальной анатомии РостГМУ как и другие кафедры, работающие со студентами первого курса, с сентября 2011 года приступила к работе по новым учебным планам, составленным в соответствии с ФГОС-3. Метод case-study увеличивает роль компетентностного подхода к организации учебного процесса при изучении фундаментальных дисциплин.
Дисциплина «Анатомия» входит в базовую часть естественнонаучного учебного цикла основной образовательной программы (ООП) по специальностям Лечебное дело, Педиатрия, Медико-профилактическое дело и Стоматология, в которые включены 8 общекультурных и 32 профессиональных компетенций.
Особого внимания с точки зрения использования кейс-метода в преподавании «Анатомии» заслуживают следующие компетенции:
- «способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности....»;
- «способность и готовность владеть компьютерной технологией, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях...»;
- «способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования»;
- «способность и готовность анализировать закономерности отдельных органов и систем, использовать знание анатомо-физиологических основ... для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов»;
- «общекультурные компетенции».
Таким образом, использование кейс-метода при проведении олимпиады по анатомии человека способствует более эмоциональному восприятию студентами предмета, повышает мотивацию к обучению. Использование ситуационных задач способствует формированию клинического мышления студента, поощряет творческий спор, значительно стимулирует студентов в их подготовке к будущей профессиональной деятельности.
Рецензенты:
Харламов Е.В., д.м.н., профессор, зав. кафедрой физической культуры, ЛФК и спортивной медицины ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России, г. Ростов-на-Дону;
Хлопонин П.А., д.м.н., профессор, зав. кафедрой гистологии и эмбриологии ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России, г. Ростов-на-Дону.
Библиографическая ссылка
Чаплыгина Е.В., Каплунова О.А., Чистолинова Л.И., Корниенко Н.А., Вартанова О.Т. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ НОРМАЛЬНОЙ АНАТОМИИ РОСТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.;URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17443 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Одна из старейших в университете, кафедра нормальной анатомии под руководством профессора Н.Д. Бушмакина эвакуирована в 1915г. из Варшавы. В 1916-1917г. кафедру возглавлял профессор С.Н. Ящинский, с 1917г. по 1942г. – д.м.н., профессор К.З. Яцута. Именно в это время на кафедре сформировалась знаменитая ростовская анатомическая школа, воспитанники которой возглавили кафедры нормальной анатомии во многих республиках и городах СССР. С 1943 по 1947гг. кафедрой заведовал доцент С.А. Роджанян, с 1947 по 1975гг. – заслуженный деятель науки РСФСР, д.м.н., проф. П.А. Соколов, с 1975 по 2003гг. – заслуженный деятель науки России, д.м.н., проф. В.В. Соколов. С 2003г. по июнь 2009 г. кафедрой заведовал заслуженный работник высшей школы, д.м.н., проф. А.В. Кондрашев. С 2009г. кафедрой руководит доцент Е.В. Чаплыгина.
Много поколений врачей воспитали замечательные педагоги и ученые – профессора Ю.К. Падалкин, А.В. Кондрашев, доценты К.Г. Рождественский, Т.Ф. Рыжков, О.Ю. Роменский, А.А. Щербакова, М.М. Городок, Е.В. Харламов, ст. преподаватель Ю.Ф. Яценко, ассистенты А.М. Грошев, Н.С. Попов, А.П. Грунская и другие. Традиции, заложенные учителями, продолжают ученики. В настоящее время на кафедре работают опытные анатомы: заслуженный деятель науки РФ, профессор В.В. Соколов, профессор О.А. Каплунова, доценты А.В. Евтушенко, А.В. Маркевич, И.В. Санькова, А.А. Швырев, ассистенты, к.м.н. О.А. Аксенова, М.П. Варегин, О.Т. Вартанова, Л.В. Литвинова, Т.Е. Овсеенко, А.В. Смирнова. Ежегодно на кафедру приходит молодежь, сегодня это ассистенты Е.С. Елизарова, Д.П. Осипов, Е.Н. Сидорова и Т.М. Сикоренко, аспиранты С.И. Климова, Н.А. Корниенко и А.И. Шульгин.
Направления научно-исследовательской работы сотрудников кафедры – изучение анатомии сердечно-сосудистой системы в норме и при патологии, вопросы лучевой анатомии и анатомические аспекты интегративной биомедицинской антропологии. За 95 лет на кафедре защищены 17 докторских и 78 кандидатских диссертаций.
вопросы преподавания
100 ЛЕТ ФУНДАМЕНТАЛЬНОМУ АНАТОМИЧЕСКОМУ МУЗЕЮ -БАЗЕ УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ НОРМАЛЬНОЙ АНАТОМИИ РОСТГМУ
Чаплыгина Е.В., Каплунова О.А., Швырев А.А., Маркевич А.В., Муканян С.С.
Ростовский государственный медицинский университет Россия, 344022, Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, 29 [email protected]
Статья посвящена истории создания и инновационной деятельности фундаментального музея кафедры нормальной анатомии в современном медицинском образовании. Сегодня музей в соответствии с инновациями в медицинском образовании использует современные достижения науки и информационных технологий, пополняется изображениями, полученными с использованием современных методов прижизненной визуализации (компьютерная томография, спиральная компьютерная томография, магнитно-резонансная томография и др.).
Ключевые слова: анатомия человека, музей, образование.
100 YEARS OF THE FUNDAMENTAL NORMAL ANATOMY MUSEUM OF THE DEPARTMENT OF ROSTOV STATE MEDICAL UNIVERSITY -THE MAIN BASE OF EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC ACTIVITIES
Chaplygina E.V., Kaplunova O.A., Shvyrev A.A., Markevich V.A., Makanjan S.S.
Rostov state medical University 29 Nakhichevansky St., Rostov-on-Don, 344022, Russia [email protected]
The article is devoted to the history and the fundamental innovation of the museum department of normal anatomy in modern medical education. Today the museum in accordance with the innovations in medical education using modern advances in science and information technology, updated images obtained with the use of modern methods of intravital imaging (computed tomography, spiral computed tomography, magnetic resonance imaging, and others.).
Keywords: human anatomy, a museum, education.
Невозможно переоценить роль фундаментального музея для работы кафедры морфологического профиля, тем более кафедры анатомии. Посещение музея рождает у обучающихся вопросы, пробуждает интерес к анатомии и медицине. Именно здесь студент, аспирант, молодой преподаватель имеет возможность увидеть вариабельность строения тела человека, варианты и аномалии анатомического строения различных органов и систем, которые оказались, быть может, случайной находкой при препарировании.
Проведение практических занятий в анатомическом музее кафедры необходимо не только для углубленного изучения предмета, но и для повышения культурного уровня студентов, их нравственного и патриотического воспитания .
Музей - это место, где проводятся заседания научного студенческого анатомического общества, где заслушиваются научные доклады, например, «Развитие и аномалии позвоночного столба», «Прошлое, настоящее и будущее человека по черепу», «Методы бальзамирования» и др. .
Журнал фундаментальной медицины и биологии
вопросы преподавания
Основателем музея при кафедре нормальной анатомии был профессор Константин Захарьевич Яцута - воспитанник Санкт-Петербургской Военно-медицинской академии, который в 1917 году переехал в город Ростов-на-Дону заведовать кафедрой нормальной анатомии . Основой для создания первоначально краниологического отдела музея послужила коллекция черепов, собранная им для научных исследований ещё в Санкт-Петербурге . В последующем коллекция пополнилась черепами, где были представлены сравнительно анатомические, возрастные, половые, патологические и индивидуальные особенности строения черепа, а также аномалии, уродства и атавистические варианты. При чтении лекции на тему «Морфофункци-ональные особенности черепа» лекторы обязательно демонстрируют музейные препараты, наглядно объясняя происхождение тех или иных анатомических особенностей. В 1918-1920 гг. музей особенно интенсивно стал пополняться препаратами, когда в штат кафедры были приняты на должность препараторов студенты Данилов С.С., Грунская А.П., Одноралов Н.И., Кравцова К.Ф., Попов В.С., Соколов П.А., Роджанян С.А., ставшие в будущем профессорами, доцентами, ассистентами.
К.З. Яцута возглавил работу студентов по изготовлению высококачественных музейных препаратов . Используя методы препарирования, коррозии, просветления, ими были изготовлены
ряд уникальных препаратов, сохранившихся до настоящего времени. На этих препаратах студенты изучают топографию нервных стволов, кровеносных сосудов; варианты их отхождения, аномалии их развития. В 1925-1930 гг. музей пополнился такими препаратами как правосторонняя и двойная дуга аорты. Обогатился раздел тератологии. Были выставлены препараты - однопалость, мно-гопалость, отсутствие головного мозга, отсутствие передней брюшной стенки, полное отсутствие и недоразвитость конечностей, удвоение нижней полой вены. Посредством метода диоптрографии (препарирование с последующей послойной зарисовкой органа) были изготовлены объемные диаскопические схемы, по которым студенты изучали топографию (голотопию, скелетотопию и сипто-пию) внутренних органов.
Во время Великой Отечественной войны работникам кафедры удалось спасти наиболее ценные препараты музея, спрятав их в подвальные и чердачные помещения, но многие препараты были уничтожены. После окончания войны, в 1947 году, когда из Омска приехал заведовать кафедрой ученик К.З. Яцуты, воспитанник Ростовского медицинского института Петр Андреевич Соколов, возобновилась активная работа по пополнению анатомического музея препаратами, участие в которой принимали и студенты, и преподаватели кафедры. Вскоре музей был полностью восстановлен (рис.1).
Рисунок 1. Общий вид фундаментального музея кафедры нормальной анатомии Ростовского государственного медицинского института в 1965 году.
С момента своего создания в 1917 году фундаментальный музей кафедры нормальной анатомии постоянно развивается не только путем увеличения количества экспонатов, но и структурно. Экспозиция музея при профессоре П.А. Соколове была спланирована по системному принципу, а в дальнейшем под руководством профессоров В.В. Соколова, А.В. Кондрашева и Е.В. Чаплыгиной реконструированы следующие разделы:
Исторический раздел представлен стендами, посвященными памяти профессора К.З.
Яцуты и заслуженного деятеля науки РСФСР, д.м.н., профессора П.А. Соколова, где выставлены портреты, личные вещи и печатные работы ученых. Эмоционально окрашенные, насыщенные интересными историческими фактами лекции по истории анатомии, читаемые доцентами А.В. Маркевич и А.А. Швыревым в музее помогают студентам в изучении основных этапов развития анатомической науки; - раздел «Остеология» отражает возрастные, половые, индивидуальные особенности стро-
вопросы преподавания
Журнал фундаментальной медицины и биологии
ения, варианты, аномалии и уродства развития костей черепа, туловища и конечностей; раздел «Миология» представлен препаратами, отражающими варианты строения и развития мышечной системы. Именно здесь на мышечных препаратах студенты имеют возможность самостоятельно изучать топографию борозд и каналов, содержащих сосудисто-нервные пучки, так необходимую будущим врачам-специалистам;
центральная нервная система представлена препаратами спинного и головного мозга. Для наглядности, лучшего понимания и запоминания доцентами Р.Ф. Рыжковым и А.А. Щербаковой были изготовлены проволочные схемы проводящих путей головного и спинного мозга, где обозначены уровни их перекреста, помогающие студентам осмыслить топографию проводящих путей. Периферическая нервная система представлена препаратами с ветвями двенадцати пар черепных нервов и нервных сплетений. Необходимо отметить, что в музей часто приходят заниматься врачи-интерны и ординаторы, собирающиеся стать врачами-нейрохирургами или врачами-неврологами;
раздел «Сердечно-сосудистая система» представлен препаратами из диссертационных
работ работников кафедры, изучавших топографию кровеносных сосудов сердца и внутренних органов в норме и при патологии, а также в возрастном и сравнительно-анатомическом аспекте; - в музее имеется краниологический раздел, занимающий отдельное помещение, насчитывающий более 280 черепов. В настоящее время после капитального ремонта анатомический музей выглядит современно (рис.2), но тем не менее в нем бережно сохраняются, реставрируются препараты, изготовленные в предшествующие годы.
Оформлена отдельная витрина для студентов стоматологического факультета, где демонстрируются препараты, отражающие особенности развития, строения челюстей и зубов, варианты прикусов и их аномалии, строение и кровоснабжение языка, слюнных желез, препараты с врожденной расщелиной неба и верхней губы, контрфорсы и траектории челюстей.
На двух новых краниологических витринах представлены возрастные, половые и индивидуальные особенности черепов, аномалии развития отдельных костей черепа и черепа в целом. Демонстрируются патологически измененные черепа, а также с ритуальными деформациями и с трепана-ционными отверстиями из курганных захоронений.
Рисунок 2. Общий вид фундаментального музея кафедры нормальной анатомии Ростовского государственного
медицинского унивеситета в 2017 году.
Антропологический отдел музея представлен муляжами костей черепа и конечностей предков человека. В музее имеются и бесценные препараты, выставленные в специальных стеклянных саркофагах две египетские мумии (рис. 3) взрослого и ребенка, присланные из Каира учеником профессора К.З. Яцуты по Военно-медицинской академии, доктором Б.В. Булгаковым. Этим мумиям уже около 4 тысяч лет.
Особый интерес представляет новая витрина с препаратами, изготовленными в 1935-1939 гг. профессором А.Р. Ханамировым и отреставрированными доцентом А.А. Швыревым. Эти препараты отражают анатомическую вариабельность подключичной артерии и её ветвей. Оформлен стенд, посвященный Н.И. Пирогову, витрины с посмертными масками, с коррозионными препаратами.
Журнал фундаментальной медицины и биологии
вопросы преподавания
Рисунок 3. Студенты у саркофага с египетской мумией.
В 1980-е годы в музее кафедры был оборудован рентгеноанатомический раздел, подобраны рентгенограммы по всем разделам анатомии. Сегодня в медицине все более широкое распространение получают методы лучевой диагностики, открывающие новые возможности для анатомов. В этой связи вспоминаются слова основателя функциональ-
ной анатомии П.Ф. Лесгафта о том, что «анатомию нужно прежде всего изучать на живом...».
Два новых стенда под общим названием «Лучевая анатомия» (рис.4) позволяют уже на первых курсах увидеть взаимосвязь анатомических и клинических методов исследования, значимость анатомических знаний для последующей работы.
Рисунок 4. Стенды по лучевой анатомии.
В настоящее время музей в соответствии с инновациями в медицинском образовании пополняется новыми изображениями, полученными с использованием современных методов прижизненной визуализации на основе ультразвуковой техноло-
гии, а также компьютерной, магнитно-резонансной томографии и др.
В музее кафедры, помимо плановых учебных занятий со студентами медицинского университета, заседаний студенческого научного кружка
вопросы преподавания Журнал фундаментальной медицины и биологии
кафедры нормальной анатомии, проводится сайте университета имеется возможность провести профориентационная работа с учащимися стар- виртуальную экскурсию по анатомическому ших классов школ и лицеев. На официальном музею.
ЛИТЕРАТУРА
1. Чаплыгина Е.В., Маркевич А.В., Каплунова О.А., Швырев А.А. Фундаментальный музей кафедры нормальной анатомии медицинского университета (1917-2012). Морфология. 2012; 142 (6): 94-96.
2. Чаплыгина Е.В., Маркевич А.В., Каплунова О.А., Швырев А.А. Анатомический музей как фундамент образовательной деятельности кафедры нормальной анатомии РостГМУ Вопросы международного сотрудничества в образовании Южного региона. 2012; 1: 11-13.
3. Соколов В.В., Маркевич А.В. Памяти заслуженного деятеля науки, профессора Петра Андреевича Соколова (к столетию со дня рождения). Функциональная морфология и клиническая медицина. Ростов-на-Дону, 2000; 5-9.
4. Маркевич А.В., Каплунова О.А., Кондрашев А.В. Кафедра анатомии человека 1869-2009 г. Ростов-на-Дону: ГОУ ВПО РостГМУ Росздрава, 2009.
5. Соколов В.В., Кондрашев А.В., Каплунова О.А. К истории кафедры нормальной анатомии Ростовского государственного медицинского университета. Саммит нормальных анатомов Украины и России, посвященный году России в Украине. Тернопшь. 2003; 320-328.
6. Соколов П.А. Кафедра нормальной анатомии в высших учебных заведениях Варшавы и Ростова-на-Дону. Ростов-на-Дону: РГМИ, 1970.
7. Соколов В.В., Маркевич А.В., Каплунова О.А. 80 лет кафедре нормальной анатомии Ростовского медицинского университета. Морфология. 1997; 112 (4): 116-119.
8. Соколов В.В., Маркевич А.В., Яценко Ю.Ф. Петр Андреевич Соколов (к 100-летию со дня рождения). Морфология. 2001; 119 (2): 83.