Песталоцци. Педагогическая система И
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://allbest.ru
Иоганн Генрих Песталоцци и его педагогическая система
Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827)Один из крупнейших представителей мировой демократической педагогики второй половины 18-начала 19 веков.
И.Г. Песталоцци родился в Цюрихе (Швейцария) в семье врача. Рано лишившись отца, он был воспитан в дружной семье, постоянно терпевшей жизненные невзгоды. Песталоцци обладал очень мягким характером, был отзывчив к чужому горю.
Его прогрессивные педагогические взгляды прежде всего формировались под влиянием швейцарского общественно - демократического движения 60-х гг. 18в. и последующих событий, связанных с развитием буржуазной революции в Швейцарии. Чтение Руссо «Эмиля» оказало на Песталоцци особое влияние.
Педагогическая деятельность
Важнейшим средством воспитания и развития человека, по Песталоцци, является труд, который развивает не только физические силы, но и ум, а также формирует нравственность. У человека, который трудится, создается убеждение об огромном значении труда в жизни общества, оно является важнейшей силой, связывающей людей в крепкий общественный союз.
Поэтому в 1769 году Песталоцци купил небольшое имение. В нём он хотел организовать показательную ферму, чтобы научить окрестных крестьян правильно вести свое хозяйство. Но не получилось, вскоре он разорился из-за непрактичности.
Через 5 лет открыл на ферме «Учреждение для бедных, где занимался воспитанием детей, обучал их чтению, письму и счету. Также детей учили прясть и ткать. Песталоцци пытался соединить обучение детей с трудовым воспитанием. Вскоре он закрыл это учреждение из-за недостатка средств.
В течение следующих восемнадцати лет Песталоцци пишет книги. В них он развивает свои идеи об улучшении жизни крестьян. Песталоцци видит решение проблемы в том, чтобы научить крестьян разумным методам ведения хозяйства и правильного воспитания детей.
Это улучшит их нравственное состояние и сделает их жизнь обеспеченной. Большой успех имел социально-педагогический роман в четырёх частях «Лингард и Гертруда, книга для народа» (1781).
С 1799 года Песталоцци работал в школах г. Бургдорфа. Ему удалось доказать, что его методика обучения детей грамоте и счету имеет много преимуществ в сравнении с обычными тогда способами обучения.
Одна комиссия изучала его методику и в отчете написала: «Тайна успеха заключается в том, что тут стараются только помочь природе, и она является настоящею учительницей. При этом способе учитель как бы скрывается за ученьем...».
В 1805 году власти предоставили Песталоцци замок в Ивердоне, в котором он создал большой институт. Этот институт вскоре получил мировую известность.
В нём учились более 100 учащихся из состоятельных слоев населения из многих стран - из России, Германии, Франции, Англии, Италии, Испании и других стран. Институт посещали сотни выдающихся людей того времени. Их восхищали достижения Песталоцци. Он стал гордостью Швейцарии.
Однако успех этого учебного заведения не очень радовал Песталоцци. Он стремился к тому, чтобы дети бедняков получали правильное воспитание и образование. Песталоцци считал, что каждого крестьянского ребенка можно обучить.
В 1825 году Песталоцци вернулся на свою ферму, где 50 лет назад он начал свою педагогическую деятельность. Ему было уже 80 лет. Здесь он написал свое последнее произведение -- «Лебединая песнь». Через два года он умер. На надгробном памятнике было написано:
«Все для других, ничего для себя».
Педагогические взгляды
Роль матери и семьи в деле воспитания Песталоцци придавал огромное значение.
Важное открытие Песталоцци: «лучшей средой воспитания является атмосфера семьи» (пришел к этому из свой практики воспитания сирот в приюте).
Чувство семейственности - природное чувство (родители всегда любят своих детей) => под действием родительской любви у ребенка формируется возвышенное, уважительное отношение к миру.
Когда ребенок растет вне любви, он искаженно воспринимает действительность; ребенок становится душевно черствым, бесчувственным, уподобляется животному.
Т.о, влияние семьи и семейственности - условие любого воспитания. Песталоцци против раннего отрыва ребенка от семьи, раннего помещения его в учебное заведение.
Семейное воспитание должно быть направлено на гармоничное развитие всех природных данных ребенка.
Развитие физических сил,
Привитие трудовых навыков,
Воспитание любви к людям,
Развитие интереса к познанию окружающего мира
Цель воспитания - истинная человечность
Идеальный человек (тот, кто воплотил принцип истинной человечности) должен иметь:
1) развитый ум;
2) возвышенные чувства (благовоспитанность);
3) развитую способность к действию.
Обладающий только одной из этих особенностей не м.б. признан идеальным человек.
Воспитание - «выделка каждого отдельного звена великой цепи, посредством которой образуется единое человечество». В понимании цели воспитания Песталоцци повторяет Канта; цель воспитания - создание истинной человечности, т.е. совершенствование человека.
Воспитать человек в изоляции невозможно, => следует совершенствовать все человечество. => Человек должен воспринимать все лучшее, что есть в человечестве, т.к. он его сын + человек должен отдавать все лучшее от себя человечеству, которое выступает отцом индивидуального человека. обучение воспитание природосообразность песталоцци
Принципы воспитания Песталоцци
Общий принцип, определяющий метод воспитания - «принцип согласия с природой» (природосообразности): всем людям по природе свойственно побуждение к самодеятельности и саморазвитию.
У Комениуса природа - внешняя среда, необходимость для существования человека.
У Песталоцци природа - внутренние психофизиологические силы человека, которым присуще побуждение к саморазвитию. Песталоцци призывал вслед за Руссо вернуться в воспитании к "высокой и простой сообразности с природой".
Однако он расставлял иные акценты в соотношении биологических и социальных факторов воспитания, выдвинув тезис "жизнь формирует".
Воспитание рассматривалось как многообразный социальный процесс, и утверждалось, что "обстоятельства формируют человека, но и человек формирует обстоятельства.
Человек имеет в себе силу многообразно гнуть их по своей воле. Делая это, он сам принимает участие в формировании себя и во влиянии обстоятельств, действующих на него".
Характеристики принципа природосообразности воспитания:
1. Самопроизвольность: образование должно происходить из собственных сил человека.
2. Метод воспитания должен демонстрировать общий закон саморазвития человеческого духа по законам природы человека.
3. Созерцание - не чувственное постижение, а обнаружение идеи, изначально заложенной в человеке (это деятельность рассудка, творящего и образующего мир). Человек должен приложить собственные усилия, чтобы открыть свою истинную природу и развить ее.
4. Равновесие сил. Принцип гармонического развития человеческих сил (ум, чувства и деятельное начало должны быть одинаково развиты).
5. Общественность. Воспитание возможно только в группе, в коллективе.
Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному. Элементы -- своеобразные "кирпичики", из которых, по Песталоцци, складывается воспитание.
Теория включает в себя:
умственное образование , целью которого является всестороннее развитие умственных задатков, самостоятельности суждений и владения навыками интеллектуальной работы;
физическое и трудовое воспитание - всестороннее развитие физических задатков человека, что нужно для "физической самостоятельности" и владения "физическими навыками";
нравственное воспитание - всестороннее развитие нравственных задатков, необходимых для "обеспечения самостоятельности нравственных суждений и привития определенных нравственных навыков". Оно предполагает умение и желание творить добро.
Только единство всех частей образования обеспечивает гармоничное развитие природных задатков человека.
Методы обучения Песталоцци
Методы обучения Песталоцци вытекают из понимания им воспитания как последовательного развития ребенка путем соответствующих упражнений, подобранных так, чтобы обеспечить гармонию в проявлении его природных задатков.
Песталоцци выделил простейшие элементы, которые считал основой -- это число, форма, слово, а элементарное обучение должно научить ребенка считать, измерять, владеть речью. Путем усложняющихся упражнений осуществляется развитие природных задатков ребенка. Упражнения следует связывать с изучением предметов, а не с наблюдением за предметами.
Отсюда -- необходимость. предметного урока, но не ради развития наблюдательности, а ради умственного воспитания в целом. Дитя учится, развивается благодаря чувственному восприятию и собственному опыту деятельности, «получая впечатления и обогащаясь опытом». Его опыт должен найти ясное выражение в словах.
Идея развивающего обучения, выдвинутая Песталоцци, оказала, несомненно, положительное влияние на дальнейшее развитие передовой педагогической теории и практики.
К.Д. Ушинский эту идею назвал "великим открытием Песталоцци". Трактовка идеи развивающего обучения в трудах И.Г. Песталоцци до сих пор не утратила своей актуальности.
Педагогические идеи Песталоцци нашли поддержку и дальнейшее развитие в западноевропейской педагогике, а опыт их проведения в жизнь в учреждениях, руководимых им, способствовал распространению и школьной практики знаменитого педагога.
Так как институт Песталоцци в Бургдорфе и Ивердоне посещали учителя, студенты и многие люди, интересовавшиеся вопросами воспитания, идеи педагога стали широко распространяться и осуществляться в практике школ в других странах. Возникло направление в педагогике, связанное с именем Песталоцци.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Жизненный путь В.А. Жуковского, формирование его личности, педагогическая деятельность. Значение поэта в истории России XIX века. Различия во взглядах Николая I и Жуковского на воспитание и образование. Программа воспитания юношества С.С. Уварова.
реферат , добавлен 16.02.2011
Краткая хронология жизни и деятельности М.В. Ломоносова - первого русского учёного-естествоиспытателя, энциклопедиста, химика и физика. Положение Ломоносова в Петербургской Академии Наук. Научные идеи и педагогическая деятельность М.В. Ломоносова.
реферат , добавлен 09.11.2010
Роль домашнего воспитания в формировании личности. Процесс обучения в коллективных учреждениях-школах. Средняя ступень обучения в Древнем Риме, индивидуальный подход к каждому ученику в школах грамматики. Педагогическая мысль известных деятелей.
реферат , добавлен 01.06.2016
Восстание декабристов - начало истории организованного революционного движения в России. Педагогическая, просветительская и хозяйственная деятельность декабристов, как основополагающая методики взаимного обучения в России. Их суждения о восточной окраине.
контрольная работа , добавлен 11.10.2010
Общие сведения о книге Л.Н. Гумилева "От Руси до России". Краткая характеристика главных моментов содержания книги. Изучение всего пути русского народа во время становления государственности. Анализ выводов, сделанных Львом Николаевичем Гумилевым.
реферат , добавлен 16.05.2014
Роль конфуцианства в образовании в Древнем Китае. Развитие просвещения, создание нового социалистического образования, повышение культурно-просветительского уровня народа. Педагогическая система Конфуция. Проблемы современного образования в Китае.
реферат , добавлен 13.05.2017
Книга как источник формирования просветительских взглядов будущих декабристов. Исследование места книги в жизни декабристов на каторге и в ссылке. Изучение деятельности декабристской организации "Союз благоденствия". Описания состава тюремной библиотеки.
реферат , добавлен 24.09.2014
История открытия лицея в Царском Селе, его место в жизни и творчестве А.С. Пушкина. Краткая биография основных лицеистских друзей Пушкина - И.И. Пущина, А.А. Дельвига и В.Л. Кюхельбекера, а также общая характеристика и анализ их "жизни после лицея".
реферат , добавлен 04.10.2010
Основные даты жизни и деятельности великого русского педагога, основоположника научной педагогики в России, демократа, патриота и писателя Дмитрия Константиновича Ушинского. Анализ работ и центральных идей педагогической теории и системы Ушинского.
презентация , добавлен 22.02.2016
Детство и годы учебы Макара Евсевьевича Евсевьева в Казанской учительской инородческой семинарии. Исследования ученого в области филологии. Деятельность по созданию и развитию национальной школы. Общественная, научная и педагогическая деятельность.
Иоганн Генрих Песталоцци внёс величайший вклад в дошкольную педагогику как науку, создание воспитательных учреждений, где сочетались обучение и трудовое, нравственное воспитание, которые послужили прообразом детских садов.
Иоганн Генрих Песталоцци высказывался за гармоническое развитие всех природных сил и способностей ребёнка, но истинную цель воспитания он видел в проявлении в детях истинной человечности . Именно Иоганн Генрих Песталоцци предложил теорию элементарного обучения, включающую в себя физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, умственное воспитание в тесной связи и взаимодействии . Разработал теорию, в которой предлагалось начинать обучение и воспитание с простейших элементов и переходить, постепенно , к более сложному, т. е. впервые предложил идею развивающего обучения .
Мечтая об улучшении положения народа, Песталоцци считал, что это может быть достигнуто в результате правильного воспитания и всеобщего образования. Песталоцци считал, что каждому ребёнку присущи изначально заложенные задатки, которые стремятся к развитию .
Руководствуясь принципом природосообразности, он требовал от педагога сообразовываться с возрастными и психологическими возможностями и особенностями детей. Песталоцци одним из первых стремился строить процесс обучения с учётом закономерностей психического развития детей. Учитывая особенности детского восприятия, он предложил постепенно переходить в процессе обучения от элементов к целому, от близкого к далёкому, от простого к сложному, соблюдая при этом непрерывность и последовательность.
Великий педагог предложил систему « элементарной гимнастики », основанной на наиболее типичных для ребёнка естественных движениях, выдвинул интересную идею создания «азбуки умений», последующим развитием которой должна стать «индустриальная гимнастика». Эта гимнастика, по его мнению, подготовит детей к трудовой деятельности , в том числе и на производстве.
Нравственное воспитание, развитие деятельной любви к окружающим людям занимает ведущее место в системе Песталоцци. Средствами нравственного воспитания являются, распространение доброжелательного, отношения ребёнка к людям, животным, всему окружающему.
В области умственного воспитания И.Г. Песталоцци принадлежат два чрезвычайно важных положения. Первое - доказательство и пропаганда необходимости широчайшего применения наглядности в процессе обучения . Исходным моментом познания он считал чувственное восприятие и настаивал на необходимости формировать у детей культуру наблюдения . Число, форма и слово (название) характерны для всех предметов, являются самыми простыми элементами, поэтому ребёнка следует, прежде всего, научить говорить, считать и измерять .
Песталоцци разработал методику первоначального обучения детей родному языку, счёту и измерению, упростив её так, что любая крестьянка могла ею воспользоваться со своими детьми. Предложенные им разнообразные дидактические материалы получили впоследствии широкое распространение.
Другим важным положением Песталоцци является идея о развивающем обучении, т.е. таком построении процесса учения, которое ведёт не только к накоплению сведений, но и развитию способностей детей, готовит их к будущей самостоятельной деятельности.
(Прошу, прощение. В данный момент у меня статус бабушки. Моей внученьки 1 год и 3 месяца, и важность для родителей, именно, развивающего обучения, я с ними вполне согласно).
Эта идея получила дальнейшее развитие в трудах многих педагогов. Так, Фребель использовал и развил взгляд Песталоцци на воспитание, как на саморазвитие заложенных в человеке сил и способностей. Дистерверг в основу своей методики положил выдвинутое Песталоцци требование само деятельности ученика.
Главным и лучшим воспитателем Песталоцци считал мать. (Я как педагог и мать троих детей с данным выражением согласна, ведь не зря нам наше государство даёт возможность растить и воспитывать наших детей до 3 лет. Конечно, мамы, должны научить наблюдать и говорить.) П ридавая огромное значение первоначальному семейному воспитанию и заботясь о его правильном направлении, он принял активное участие в составлении специального пособия «Книга матерей, или Руководство для матерей , как им научить детей наблюдать и говорить ». Материалы книги должны были помочь матери расширить и упорядочить представления ребёнка об окружающем мире.
Ему принадлежит теория о том, что игра и учение должны взаимно дополнять друг друга, а учителя обязаны использовать игры в воспитательной деятельности. (Я работаю много лет воспитателем в группе продлённого дня начального звена обучения, и могу с уверенностью говорить, в этом возрастном периоде — учение - должна дополнять игра!)
Иоганн Генрих Песталоцци оценил роль подвижных игр в развитии физических задатков ребёнка , а также разработал «Азбуку умений» с включением физических упражнений в простейшие виды труда. Именно
Песталоцци оценил личный пример воспитателя и роль наблюдений, а также знание педагогом окружающей среды в процессе воспитания .
Неоспорима роль швейцарского педагога в признанности наглядности высшим принципом обучения .
Мы педагоги и родители, должны знать, что наглядность - важнейшая основа обучения. Ребёнок от природы обладает деятельными силами, т.е. задатками от Бога, которые требуют развития. Иными словами педагог в работе с детьми должен руководствоваться принципом природосообразности, он должен искренне любить детей, искать личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку. (Набрав детей в группу, я именно этого подхода и ориентируюсь!).
Великий педагог Иоганн Генрих Песталоцци родился в Цюрихе в 1746 году , в семье врача. Он рано лишился отца, и большое влияние на его воспитание оказали мать . (По моему мнению, именно, воспитание матери , оказала на его труды в будущем).
Образование Иоганн получил сначала в начальной, а затем в л атинс кой средней школе, по окончании которой поступил в высшее учебное заведение гуманитарного направления - Каролинский коллегиум , в котором обучался на двух младших курсах - филологическом и философском .
Не закончив коллегиум, он решил заняться осуществлением своей заветной мечты об улучшении положения народа . В 1769 году он начал свой социальный эксперимент. На занятые им деньги он купил небольшое имение, названное им «Ней-гоф» («Новый двор»), в котором хотел организовать показательную ферму, с тем чтобы научить окрестных крестьян рационально вести свое хозяйство . Песталоцци был неопытным хозяином, он скоро разорился.
В 1774 году он открыл «Учреждение для бедных», в котором собрал сирот и беспризорных детей . По мысли Песталоцци, его приют должен был содержаться на средства, заработанные самими детьми . Воспитанники работали в поле, а также на ткацких и прядильных станках. Сам Песталоцци обучал детей чтению, письму и счету, занимался их воспитанием , а ремесленники учили их ткать.
Таким образом, Песталоцци делал в своем учреждении попытки соединения обучения детей с производительным трудом . Однако дело, начатое Иоганном Генрихом Песталоцци, быстро погибло. Дети могли окупить своим трудом приют, в котором они жили и работали, только непосильным напряжением своих физических сил, но, гуманист, Песталоцци не мог и не хотел пойти на то, чтобы эксплуатировать своих воспитанников.
Он видел в детском труде прежде всего средство развития физических сил, умственных и нравственных способностей детей, стремился дать детям разносто роннюю трудовую подготовку.
В этом заключается важнейшее педагогическое значение нейгофского опыта Песталоцци. Не имея материальных средств, Песталоцци вскоре был вынужден закрыть приют. В течение следующих восемнадцати лет Песталоцци занимается литературной деятельностью.
Он издает социально-педагогический роман «Лингард и Гертруда» (1781-1787), в котором развивает свои идеи об улучшении крестьянской жизни посредством разумных методов ведения хозяйства и правильного воспитания детей. Имя гуманиста приобретает большую известность .
В Швейцарии произошла буржуазная революция. После неё, осталось много
беспризорных детей и Песталоцци открыл снова приют для беспризорных, в который было принято восемьдесят детей в возрасте от пяти до десяти лет . Состояние детей было как в физическом, так и в моральном отношении самое ужасное. Песталоцци стремился сделать приют большой семьей, он стал для детей заботливым отцом и лучшим другом . В письме к одному из друзей писал:
«Мои дети с раннего утра и до поздней ночи ежеминутно должны были видеть на моем челе и догадываться по моим губам, что мое сердце льнет к ним, что их счастье есть мое счастье , их радость - моя радость …
С утра до вечера я был один среди них. Все хорошее для их тела и духа шло к ним из моих рук. Всякая помощь и поддержка в нужде, всякое наставление, получаемое ими, исходило непосредственно от меня. Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза . Мои слезы текли вместе с их слезами, и моя улыбка сопровождала их улыбку. Их пища была и моей пищей, их питье - моим питьем. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги, были только они». (Хочется сказать, некоторым действиям можно и нужно, только поучиться современному педагогу! Из личного опыта могу сказать, любовь воспитывается— любовью).
Преодолеть все трудности ему помогли сердечность и душевная отзывчивость. На заботу Песталоцци воспитанники приюта отвечали искренней привязанностью и любовью , что благоприятствовало успешному осуществлению их нравственного воспитания. Приют просуществовал также недолго. Французские войска заняли помещение приюта.
В начале 19 века вышли в свет его сочинения:
«Как Гертруда учит своих детей
«Книга матерей, или Руководство для матерей, как научить их детей наблюдать и говорить»
«Азбука наглядности, или Наглядное учение об измерении»
«Наглядное учение о числе», излагались новые методы начального обучения , используя которые, каждая мать смогла бы обучить своего ребенка.
В1805 году Песталоцци создал институт (средняя школа и педагогическое учебное заведение ), который вскоре получил мировую известность . В нём училось много детей аристократов. Песталоцци испытывал большую неудовлетворенность оттого, что его учение и деятельность использовались не для народных масс, а в интересах знатных и богатых .
В 1825 году разочарованный Песталоцци возвращается в Нейгоф, в котором полвека назад начал свою социально-педагогическую деятельность. Здесь он уже восьмидесяти летним стариком написал своё последнее произведение - «Лебединая песнь» (1826 ), в котором подвёл итоги своей педагогической работы и стремился дать анализ всех своих педагогических исканий.
Величайший педагог Песталоцци умер в 1827 году, так и не поняв, почему он, самоотверженно отдав весь свой талант и свои силы трудящимся, не смог добиться улучшения их тяжелого социального и материального положения.
Всю свою жизнь он отдал делу воспитания, жил часто впроголодь, отдавая последние скудные средства на основанные им педагогические учреждения. Он глубоко любил детей . Песталоцци является примером педагога, проявлявшего огромную энергию и настойчивость, сочетавшего в течение долгой своей жизни теорию с практикой. Он был педагогом-демократом.
У могилы Песталоцци к столетию его рождения был сооружен памятник, на котором выгравирована надпись:
«…Народный проповедник в «Лингарде и Гертруде».
Спаситель бедных в Нейгофе.
Отец сирот в Станце.
Основатель народной школы в Бургдорфе и Мюнхенбухзее.
Воспитатель человечества в Ивердоне.
Человек, христианин, гражданин.
Все для других, ничего для себя».
Да, Песталоцци был выдающимся теоретиком и практиком педагогики. Он самоотверженно отдал все силы делу воспитания детей. Его несомненной заслугой является то, что он всемерно подчеркивал роль воспитания в развитии ребёнка и указал на необходимость планомерно осуществлять это воспитание в семье и школе .
Он высказал ряд очень ценных мыслей о физическом, трудовом, нравственном, умственном воспитании ребёнка, настаивал на расширении содержания образования в начальной школе, стремился сделать её близкой народу, тесно связанной с жизнью и потребностями народных масс, уделял большое внимание трудовому обучению детей , их подготовке к жизни.
Выдающийся швейцарский педагог-демократ Генрих Песталоцци внёс большой вклад в развитие теории дошкольного воспитания. Мечтая об улучшении положения народа, Песталоцци считал, что это может быть достигнуто в результате правильного воспитания и всеобщего образования.
Его выдающиеся и необыкновенно смелые, для того времени, теории, развитые впоследствии другими незаурядными педагогами, до сих пор служат основой умственного, нравственного, трудового, физического воспитания детей в дошкольных и школьных учреждениях всего мира.
Уважаемые коллеги, в конце своего педагогического чтения хочу сказать,
я искренне восхищаюсь его педагогическими идеями, ценностями.
Извините, с ним где-то, я, схожа — « Он глубоко любил детей» .
Список использованных источников
Амоношвили, Ш. «Песталоцци» / Амонашвили. Ш. - М., издательский дом, 1998.- 224с.
Рубинштейн, М. М. «Идеи народно-трудовой педагогики Песталоцци. «История педагогических идей в её основных чертах»/ М. М. Рубинштейн.- М., 1916- 207с.
Макаревич М.В. «Хрестоматия по истории педагогики»/ М. В. Макаревич, И. Е. Лакин, А.Х. Рычагов - Минск: Издательство «Высшая школа», 1971.- 579с.
Ананьев, Е «Энциклопедия для детей. Человек. Духовный мир человека. «Песталоцци. «Просто быть рядом»» / Гл. ред. Е. Ананьева. - М., «Аванта», 2004.- 608с.
Огромное влияние идеи Руссо оказали и на педагогическое творчество И.Г. Песталоцци (1746-1827), с деятельностью которого связан целый этап в развитии гуманистической воспитательно-образовательной традиции. Песталоцци утверждал, «что в природе каждого человека изначально таятся силы и средства, достаточные для того, чтобы он мог создавать себе удовлетворительные условия существования; что препятствия, противостоящие в форме внешних обстоятельств развитию врожденных задатков и сил человека, по природе своей преодолимы». Он пришел к выводу, что «совокупность средств искусства воспитания, применяемых в целях природосообразного развития сил и задатков человека, предполагает если не четкое знание, то во всяком случае живое внутреннее ощущение того пути, по которому идет сама природа, развивая и формируя наши силы».
Для Песталоцци воспитание - это помощь развивающемуся человеку в овладении культурой, в самодвижении к совершенному состоянию; это помощь природе ребенка, стремящейся к общественному развитию; это помощь саморазвитию заложенных в человеке сил и способностей.
Обеспечить гармоническое развитие ребенка в полном согласии с его природой Песталоцци рассчитывал посредством разработанной им теории элементарного образования, которое включает физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и умственное воспитание (приобретение элементарных знаний). Все эти стороны воспитания необходимо осуществлять в тесной связи и взаимодействии. * Физическое воспитание: в основе - естественное стремление к движениям; помощь по дому, игры; «школьная элементарная гимнастика» (простейшие движения, связанные с самообслуживанием); трудовое воспитание - «особое образование для индустрии»; на базе «элементарной гимнастики» проводить «индустриальную гимнастику». * Нравственное воспитание: развитие деятельной любви к людям. От любви к матери по спирали. Воспитание осознания себя частью великого человеческого целого и распространения своей деятельной любви на всех людей. Личный пример. Тесная связь нравственного воспитания с религиозным, религия - основа нравственности. Тесная связь физического воспитания с нравственным. * Задачи, содержание и методика элементарного образования: наглядность - высший принцип обучения; воспитатель должен учить детей наблюдать. * Простейшие элементы всякого знания
- - число, форма, слово. Элементарное обучение - обучение ребенка считать, измерять, говорить. * Индуктивный путь обучения
- - «последовательность, при которой каждое новое понятие есть небольшое, почти незаметное добавление к прежним знаниям, очень хорошо усвоенным и ставшим неизгладимыми». * Развитие в процессе обучения способностей.
В своем романе «Лиенгард и Гертруда» Песталоцци рисует идеал влияния хорошего воспитания в семье и школе на благосостояние целой общины, а следовательно, и целого народа, а в других сочинениях дает прочное основание методике обучения в элементарной школе. Сам Песталоцци показал своей педагогической деятельностью высокий пример учителя и воспитателя, для которого важнее всего благо порученных ему детей. Взгляды Песталоцци имели большое влияние на немецкие школы, и преуспеяние немецких школ с 1820 года до настоящего времени зависело главным образом от деятельности учеников швейцарского педагога. Под влиянием идей Песталоцци возникает в Германии обширная педагогическая литература; многие деятели теоретически разрабатывают психологию в применении к педагогике и вопросы об обучении и воспитании; другие занимаются методикой учебных предметов как в народной школе, так и при среднем образовании. Таким образом устанавливаются известные взгляды, которые понемногу проникают во все слои общества и, несомненно, улучшают воспитание детей даже беднейших классов народа. Правительства всех образованных стран проникаются мыслью, что воспитание и обучение детей - дело важное и должно быть ограждено от безграничного произвола родителей; вследствие этого почти везде появляются школьные законы, которые вводят обязательное обучение и определяют минимум познаний и навыков, которые должны быть сообщены каждому ребенку.
Принцип наглядности. Многолетний опыт обучения и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность уже давно нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности, в обоснование которого внесли существенный вклад Я.А.
Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, а в наше время - Л.В. Занков.
У Песталоцци же с самого начала было сильное стремление к единству педагогических и философских воззрений. Не случайно современники ставили рядом его учение о воспитании с философией Канта. Однако, как считает Наторп, Песталоцци не только не склонен, но и не подготовлен к тому, чтобы ясно и до конца вполне развить в себе философию, облеченную его педагогикой. Таким образом, и у него задача строго научного построения теории воспитания остается нерешенной. Песталоцци показал необходимость сочетания наглядности со специальным мысленным формированием понятий. Ушинский раскрыл значение наглядных ощущений для развития речи учащихся. Л.В. Занков подробно изучил возможные варианты сочетания слов и наглядности. Наглядность в дидактике понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие. Она включает в себя и восприятие через моторные, тактильные ощущения. Поэтому к наглядным средствам относят и лабораторное оборудование, и статические и динамические учебные пособия.
Музыка - это язык Вселенной. Благотворное влияние ее осознано уже в древние времена. Музыка имеет громадное воспитательное влияние на человека. Знаменитый германский педагог и знаток детских натур Генрих Песталоцци говорит: «Хороша та школа, где развито пение». Каждому, вероятно, знакомы слова: «Где музыка и пение, там нет зла, туда иди смело». Чем шире и многочисленнее будет круг людей, любящих и понимающих музыку, тем, смею думать, в нашей частной и общественной жизни мы насчитаем больше элементов того высокого духовного подъема, того настроения, когда наше сердце становится восприимчивее к благороднейшим порывам сострадания, любви, благоговения перед чем-то, стоящим выше житейской прозы...»
Ребенок в интернате ничего в течение дней, недель, месяцев не решает сам. Когда встать, что положить в портфель, где сесть в столовой, когда встать из-за стола, когда сказать спасибо поварам - все за ребенка решает воспитатель. Детей полностью обеспечивают, одевают, хорошо кормят, жизнь у них очень легкая, но совершенно пустая и скучная. Детей никто не любит, но никто и не бьет, не наказывает. Вот что пишет о подобных учреждениях швейцарский педагог Песталоцци: «Излишней щедростью, спокойным, беспечным насыщением всех потребностей эти учреждения убивают зародыши трудолюбия и пытливости» (Песталоцци, соч., т. 1, с. 232). Ключевое слово здесь «убивают».
Естественно, переход на точку зрения усвоения и развития ребенка обуславливает все претензии психологии в определении содержания обучения. Органическая связь педагогики с психологией стала бесспорной начиная уже с конца XVIII века. «Педагогическая психология» трактовалась как приложение данных психологии к процессу обучения и воспитания. При этом выделялись на первый план два вопроса: а) насколько методы обучения соответствуют возможным психическим процессам ребенка; б) какое значение имеют методы обучения для развития и развертывания его психических функций. У Песталоцци психологическая теория восприятия служила основанием и обоснованием наглядных методов обучения, а соблюдение принципа постепенности должно было обеспечить накопление знаний.
В мировой практике неоднократно предпринимались попытки реализовать идеи личностно-ориентированного обучения, начиная, вероятно, с идей воспитания Жан-Жака Руссо, И.Г. Песталоцци, Г.Д. Торей, М. Монтессори и др. При всем различии их концепций этих педагогов объединяло стремление воспитать свободную личность, сделать ученика центром внимания учителя в ходе педагогического процесса, предоставить ученику возможность активной познавательной деятельности через творчество, через самостоятельную целесообразную деятельность. «Мои ученики, - писал Песталоцци, - будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи». Эти идеи и были положены в основу так называемых открытых школ или классов - открытого образования. Основными принципами открытого образования были провозглашены: индивидуальное обучение, ответственность за собственные успехи, сотрудничество, направленность на непрерывное образование. Обучение строилось на принципах децентрализации по индивидуальным программам. Следуя идеям Жан-Жака Руссо, открытые школы были в большей мере озабочены жизнью ученика, его эмоциональной сферой, его интересами, а не его образованием в узком смысле слова. Надо сказать, что в настоящее время те, очень немногие открытые школы, которые еще продолжают функционировать в США, несколько отходят от ориентации на свободное воспитание и, хотя и придерживаются индивидуальных планов (на день, на неделю) и программ обучения для каждого ученика, все-таки четко ориентируются на общие рекомендации о целях обучения, учебном плане, требованиях к уровням владения учебным материалом, которые исходят из федеральных и местных органов образования. В остальном, то есть в планировании рабочего дня ученика (он это делает совершенно самостоятельно или под руководством учителя), контактов с преподавателем, принятия самостоятельных решений о темпах продвижения, в выборе учебных предметов на день и пр„ принципы открытого образования остаются в силе. Надо признать, что активность учащихся в этих школах, полностью поставленная под личную ответственность самих учеников, весьма высокая. Ребята, каждый в соответствии с собственным планом на день, переходят от учителя к учителю, отчитываясь о проделанной работе и получая следующие задания на самостоятельную проработку или на семинарские занятия под руководством учителя. Вся деятельность ученика фиксируется в специальных рабочих листах по каждому предмету.
Индивидуальный стиль обучения (The Learning Style Approach) основан на учете индивидуальных особенностей каждого ученика, особенностях психического развития ученика, темперамента, типа нервной деятельности и пр. Можно вновь обратиться к педагогическим воззрениям гуманистов. Песта- лоцци, как и Руссо, как и М. Монтессори, настаивал на том, что учителю следует уважать предшествующий данному этапу обучения опыт ученика, особенности его развития. Начинать надо с того, что знакомо ученику, постепенно раскрывая перед ним все более сложные явления, опираясь на самостоятельную активность учащегося. Люди по природе своей разные. Дело в том, что одни учащиеся трудоспособнее по утрам, другие - во второй половине дня; одни нуждаются в четком, иногда буквально пошаговом руководстве со стороны учителя, другие предпочитают инициативное, самостоятельное обучение, не терпят опеки; одни лучше усваивают материал со зрительной опорой, другие лучше воспринимают материал на слух; одни могут сосредоточенно работать в течение 20-30 минут, другие отвлекаются уже через 5-10 минут; у одних предшествующий опыт познания достаточно богат, на него можно легко опираться в дальнейшем развитии ребенка, у других в силу разных причин он может оказаться незначительным, и приходится прилагать немало усилий, чтобы его обогатить. Традиционная школа, разумеется, не может учесть весь спектр различий личности обучаемого. В результате те ученики, которые могли бы гораздо лучше усвоить материал со зрительной опорой, вынуждены слушать объяснения учителя и тут же отвечать на его вопросы; те учащиеся, которые значительно более работоспособны во второй половине дня, вынуждены приходить в школу с утра, те, которые были слабо подготовлены интеллектуально (а может быть, и духовно), вынуждены следовать темпу и методам, рассчитанным на более продвинутых учеников (так называемых средних), ребята, которым непонятны некоторые жизненные принципы, устои, принятые в цивилизованном обществе, часто начинают комплексовать и т.д. Именно поэтому, говорят сторонники этого подхода (Dunn, Griggs), необходимо опираться и развивать индивидуальные стили познавательной деятельности каждого ученика. В такой школе ученикам предоставляется возможность работать индивидуально на мягких коврах или в группах за специализированными столами для групповой работы. Здесь используются как четко структурированные уроки под руководством учителя, так и работа в малых группах (парах, тройках, пр.), используются компьютерные технологии и, главное, самостоятельная индивидуальная деятельность. Основные предметы, требующие объяснения учителя и его руководства, повторяются утром и во второй половине дня. Учащиеся могут, таким образом, посещать уроки, сдавать зачеты, работать над проектами в удобное для них время, в удобных для них темпе и форме, согласуясь со своим биологическим ритмом, психологическими особенностями. Школа индивидуального стиля обучения основное внимание, в отличие от традиционной школы, уделяет вовлечению каждого ученика в активную познавательную деятельность, формированию умений решать проблемы, развитию творческих способностей учащихся, раскрытию их духовности. Наконец, такая школа уделяет большое внимание обучению в сотрудничестве, в малых группах. Надо признать, что при всей привлекательности такой организации обучения, по мнению Dunn и Griggs, посетивших 10 таких школ, говорить с уверенностью о высокой эффективности такого обучения можно очень осторожно. Дело в том, что учащиеся таких школ действительно показали очень высокие академические знания, некоторые стали победителями национальных конкурсов. Сами учащиеся очень высоко отзывались о подобном подходе к обучению, они буквально влюблены в свою школу. Однако здесь в большей мере, чем при других подходах к обучению, важна роль учителя, его профессионализм, умение очень тонко определять и учитывать индивидуальные различия учащихся не только в академических знаниях, но и в психологическом плане. Необходимо соответственно готовить учебные материалы, планы, программы, Все это требует действительно очень высокого профессионального мастерства, такта, определенных личностных качеств учителя. Возможно, за такими школами будущее. Но пока это лишь идеал, который, к сожалению, не может быть массовым.
К естественному ходу развития ребенка пытался приблизить воспитание современник Песталоцци, немецкий религиозный философ и педагог Ф. Шлейермахер (1768-1834). Отказываясь рассматривать человека как продукт воспитания, он видел смысл педагогической деятельности в «охранении», сопровождении детей, в выборе их окружения и участии в происходящих в их жизни событий. Для Шлейермахера задача воспитания заключалась в поддержании позитивных влияний на индивидуальное и социальное развитие ребенка и противодействии негативным влияниям.
Предоставить человеку возможность свободного проявления его духовной сущности стремился, разрабатывая свою педагогическую концепцию, последователь Песталоцци Ф. Фре- бель (1782-1852), отстаивавший идеал воспитания свободной мыслящей, самостоятельной личности. Задача воспитания, по Фребелю, заключается в создании условий для реализации того духовного начала, которое заложено в каждом человеке от рождения. Именно Фребель сформулировал великий принцип гуманистической педагогики XIX столетия: «Придите, будем жить для наших детей!»
Однако на практике процесс становления массовой школы на Западе в XIX веке проходил отнюдь не под знаком реализации той гуманистической тенденции, которая все более усиливалась в педагогической теории. На характер массовой школы особенно большое влияние оказали идеи И.Ф. Гербарта (1778-1841). Система Гербарта - классический пример авторитарной педагогики, где учитель предстает в качестве субъекта, а ученик - объекта воспитания и обучения, где особенно тщательно разработана система средств управления ребенком (угроза, надзор, приказание, запрещение, наказание и т.п.), где в основе наказания лежит не физическая боль, а страх перед ней (устрашение), где урок жестко регламентирован и особое значение придается воспитывающему обучению, где путь к формированию личности ребенка лежит через развитие его интеллекта, а в обучении господствуют вербальные методы. Педагогика Гербарта в своих сущностных чертах соответствовала характеру того общества, которое формировалось на Западе в первой половине XIX века, поэтому она интенсивно проникала в практику массовой школы.
В середине XIX века капиталистические отношения в Западной Европе стали всеохватывающими - сформировалось то, что можно назвать буржуазной цивилизацией, обществом индустриального типа. Изменения затронули и сферу образования и воспитания: в этот период буржуазная массовая школа (как средняя, так и начальная) и связанная с ней педагогическая идеология
(предполагающая ориентацию на изолированного индивида, обучаемого и воспитываемого с помощью стандартных, одинаковых для всех методов и средств, нивелирующих индивидуальность и включающих человека в безличный государственный порядок) получили повсеместное распространение.
Наиболее последовательно и откровенно эту позицию формулировал Г. Гегель (1770-1831), утверждавший необходимость подавления и отчуждения личности ради высших государственных целей. По его мнению, научное образование, воздействуя на дух человека, отделяет его от природного бытия, вырывает из несвободной сферы чувств и влечений и заставляет мыслить; начиная осознавать свои поступки, индивид освобождается и благодаря этому достигает власти над непосредственными представлениями и ощущениями. Эта свобода, по Гегелю, и есть формальная основа нравственного поведения.
Не только формальная школьная наука, отчуждающая личность от самой себя, но и военная муштра, согласно Гегелю, способствует развитию духа, так как противостоит природной лени и рассеянности и вынуждает точно выполнять чужие распоряжения. Отчужденный с помощью формальной выучки от самого себя человек приобретает способность изучать любую чуждую ему науку, любой незнакомый навык. Через отчуждение личность отрывается от конкретного, освобождается от его власти и получает способность воспринимать общее, жить интересами государства и общества. Нельзя не заметить, что Гегель абсолютизирует общее и идеализирует отчуждающее воздействие организованного по безличным рационалистическим законам школьного порядка.
В середине XIX века, когда построенное почти по Гегелю массовое образование начинает работать в полную силу, оказывается, что вместо того, чтобы в соответствии с гегелевским рецептом органически слиться с общим, с государственным целым, личность безнадежно теряется в нем, утрачивает вместе с ощущением индивидуального своеобразия и смысл собственного существования. В XIX веке пути преодоления этой антиличност- ной тенденции в широком социально-педагогическом контексте искали социалисты-утописты, вслед за ними марксисты, деятели рабочего и социалистического движения. Усилились попытки сохранить индивидуальное начало личности, спасти ее от растворения в обезличенной действительности посредством обращения к иррационализму, найти рационально-утилитарные пути развития личности (позитивизм).
Литература:
- 1. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1971
- 2. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. М., 1982
- 3. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. М., 1988
- 4. Педагогическое наследие. Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. М., т. 2, 2008
Иоганн Генрих Песталоцци (нем. Johann Heinrich Pestalozzi, 12 января 1746, Цюрих — 17 февраля 1827, Бругг) — швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики.
Окончил два курса коллегиума Каролинум. Возглавлял «Учреждение для бедных в Нейхофе» (1774-80), приют для сирот в Станце (1798-99), институты в Бургдорфе (1800-04) и Ивердоне (1805-25).
Автор многочисленных педагогических трудов, из которых главными являются получившие мировую известность «Лингард и Гертруда» (1781-87), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Письмо к другу о пребывании в Станце» (1799), «Лебединая песня» (1826). В 1792 г. Законодательным собранием Французской республики Песталоцци было присвоено звание «гражданин Французской республики».
В мировоззрении Песталоцци идеи французских просветителей, главным образом Ж. Ж. Руссо, сочетались с теориями немецких философов-идеалистов Г. Лейбница, И. Канта, И. Г. Фихте и др. Песталоцци считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней деятельности. Это развитие осуществляется путем последовательных и систематических упражнений — вначале в семье, затем в школе.
Теория элементарного образования Песталоцци включает умственное, нравственное, физическое и трудовое образование, которые осуществляются в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге обеспечить гармоническое развитие человека. Выдвинутую Песталоцци идею развивающего обучения К.Д. Ушинский назвал великим открытием. Песталоцци разработал методику первоначального обучения детей счету, измерению и речи, значительно расширил содержание начального обучения, включив в него элементарные сведения из геометрии, географии, рисование, пение, гимнастику.
Книги (5)
Избранные педагогические произведения. В трех томах. Том 1
Первый том включает сочинения Песталоцци, относящиеся к 1774 — 1790 гг.
В него входит «Дневник Песталоцци о воспитании его сына», статьи и материалы, освещающие нейрофский опыт соединения обучения с производительным трудом детей и общественно-литературную деятельность Песталоцци после закрытия «Учреждения для бедных». Кроме того, в этом томе дается роман «Лингард и Гертруда», а также письма Песталоцци к домашнему учителю Петерсену, относящиеся к 1782 — 1784 гг.
Избранные педагогические произведения. В трех томах. Том 2
Второй том, охватывающий 1791 — 1804 гг., содержит материалы, отражающие отношение Песталоцци к французской буржуазной революции, а также его деятельность в условиях подготовки швейцарской буржуазной революции и возникшей в 1798 г. Гельветической республики.
В этом томе помещены произведения, относящиеся ко времени пребывания Песталоцци в Станце и Бургдорфе. Публикуется одно из важнейших его сочинений — «Как Гертруда учит своих детей», а также ряд ранее не переводившихся на русский язык статей по теории обучения.
Избранные педагогические произведения. В трех томах. Том 3
Третий том посвящен периоду 1805 — 1827 гг. и содержит работы, написаны Песталоцци за время существования Ивердонского института, а также в последние годы жизни в Нейгофе.
В этот том наряду с такими известными произведениями, как «Взгляды и опыты, касающиеся идеи элементарного образования», «Лебединая песня», включены некоторые, опубликованные за рубежом, работы Песталоцци, раскрывающие его взгляды на подготовку детей бедноты к деятельности в области «индустрии».
Иоганн Генрих Песталоцци внёс огромный вклад в развитие дошкольной педагогики. Уже в юности он стремился самоотверженно служить народу. В 1774 году он открыл приют для детей из бедных семей, где сам обучал их чтению, счёту и письму, а также занимался их воспитанием. Предполагалось, что учебное заведение будет содержаться за счёт денег, заработанных самими воспитанниками, которые работали в поле, на прядильных и ткацких станках. Таким образом, педагог осуществил попытки соединить обучение детей с производительным трудом. Однако чтобы содержать приют, от детей требовались огромные физические нагрузки, а Песталоцци, будучи гуманистом и демократом, не мог позволить эксплуатации своих воспитанников. Он рассматривал труд как средство развития физических сил, хотел дать детям разностороннюю трудовую подготовку. Это был важнейший педагогический опыт Песталоцци, и после него последующие восемнадцать лет он посвятил литературной деятельности.
Взгляды и идеи педагога
носили, несомненно, демократичный характер, но были ограничены исторически. Основные принципы Песталоцци
:
— принцип самоценности личности, который отрицал возможность приношения личности в жертву даже на благо общества;
— принцип природосообразости, который подразумевает развитие физических и духовных возможностей ребёнка, заложенных в него природой, посредством воспитания;
— принцип наглядности, способствующий всестороннему развитию ребёнка.
Важнейшим средством воспитания Песталоцци
считал любовь воспитателя к детям. Первостепенное значение для ребёнка имеет воспитательное воздействие личности педагога. На основе этих принципов Песталоцци построил методику элементарного преподавания. «Элементарное образование» предполагало построение процесса обучения таким образом, что в процессе познания объекта дети выделяют самые простые элементы, продвигаясь в обучении от простого к сложному, поднимаясь с одной ступени на другую, совершенствуя всё больше знания и умения.
Труды Песталоцци сыграли огромную роль в развитии педагогики как науки. Он заложил основы методики начального образования. Его учебники стали надолго образцом и показателем для творчества последующих педагогов. Разработанные им упражнения по развитию речи используются в практике начальной школы. Его идея строить процесс воспитания на основе взаимной любви воспитателя и ребёнка стала центральной в гуманистической педагогике.
Высказывания Песталоцци о детях:
- Ребёнок – зеркало поступков родителей.
- Природа вложила в сердце матери первую и самую насущную заботу о сохранении покоя в самый ранний период жизни ребёнка. Эта забота проявляется у людей повсюду в виде присущей матери материнской силы и материнской преданности.
- Час рождения ребенка является первым часом его обучения.
- Ребёнок любим и верит прежде, чем начинает мыслить и действовать.
- Исходные начала и точки соприкосновения с тем, чему ребёнок должен учиться в школе, подготовлены и существуют в нём благодаря познаниям, почерпнутым из наблюдений в домашней жизни.
- Я стараюсь ввести детей в гущу жизни и объяснить им, как любая отдельная хорошая черта человека, если она остаётся изолированной и не находит себе опоры во всём том хорошем, что имеется в природе человека, каждый раз рискует вновь затеряться в человеке или получить такое направление, которое одинаково легко может привести как к его падению, так и к его совершенствованию.
- Не следует стремиться рано сделать из детей взрослых; нужно, чтобы они постепенно развивались в соответствии с тем, какое положение, обстоятельства их ожидают, чтобы они научились нести бремя жизни легко и быть при этом счастливыми.
- Вообще необходимо добиваться такого положения, при котором стало бы невозможным, чтобы ребенок выиграл что-либо ложью; наоборот, быть пойманным во лжи должно представлять для него существенную опасность.
Педагогические идеи Песталоцци в цитатах:
- Воспитание и только воспитание - цель школы.
- Мой первый принцип заключается в том, что мы лишь в той мере можем хорошо воспитывать ребенка, в какой знаем, что он чувствует, к чему способен, чего он хочет.
- Начальное образование способно средствами своего искусства содействовать естественному ходу развития мыслительных способностей и поощрять его.
- Школа должна прививать своим воспитанникам такие навыки логического мышления, которые гармонировали бы с самой природой человека.
- Отцы и матери все ещё в святой невинности полагают, что если дети посещают школу и находятся в ней, то, значит, они развиваются как в физическом, так и в моральном отношении.
- Обучение научным дисциплинам предполагает, следовательно, предварительное наслаждение свободой, которую оно ограничивает, точно так же как впряжение взрослого животного в плуг или телегу является произвольно направленным применением тех сил, которые молодое животное приобрело и развило в период, когда оно жило и свободно гуляло на пастбище.
- Несомненно, что только одна мать в состоянии заложить правильную чувственную основу воспитания человека. Ее реальные поступки, к которым ее побуждает один только голый инстинкт, являются, по существу, правильными, естественными средствами нравственного воспитания.
- Каждое хорошее воспитание требует, чтобы дома глаз матери ежедневно и ежечасно безошибочно читал в глазах, на устах и на челе ребенка каждую перемену в его душевном состоянии. Оно в сущности требует, чтобы сила воспитателя была силою отца, оживленною присутствием всей совокупности семейных отношений.
- Природа моих средств интеллектуального образования ни в коей мере не произвольна, она необходима. Так как эти средства лишь постольку хороши, поскольку определяются самой сущностью человеческой природы, то они в основном также неизменны.
Философские мысли Песталоцци:
- …это было несчастьем, а не нашей виной, что мы были воспитаны способными не делать хорошее, а только мечтать о нем.
- Я жил годами в кругу более чем пятидесяти нищих детей, я делил с ними в бедности мой хлеб, я сам жил как нищий для того, чтобы научить нищих жить по-человечески.
- Мы знаем, чего мы хотим.
- Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним.
- По законам природы слова любви не произносятся прежде, чем не созревают чувства.
- В стране существует слепое доверие народа к школам, каковы бы они ни были.
- Сущность человечности развивается только при наличии покоя. Без него любовь теряет всю силу своей истинности и благотворного влияния.
- Беспокойство по сути является порождением чувственных страданий или чувственных желаний; оно - дитя жестокой нужды или ещё более жестокого эгоизма.
- Умственное развитие и зависящая от него культура человечества требуют постоянного совершенствования логических средств искусства в целях природосообразного развития наших мыслительных способностей, наших способностей к исследованию и суждению, до осознания и использования которых человеческий род возвысился с давних пор.
- Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро.
- Каждый из нас совершенно свободен, и только в качестве свободных людей мы живём, любим деятельной любовью и жертвуем собой ради выполнения своей цели.
- Глаз хочет смотреть, ухо - слышать, нога - ходить и рука - хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить. В любом задатке человеческой природы заложено естественное стремление выйти из состояния безжизненности и неумелости и стать развитой силой, которая в неразвитом состоянии заложена в нас лишь в виде своего зародыша, а не самой силы.
- Способность человека воспринимать правду и справедливость по своему существу является всеобъемлющей, возвышенной, чистой склонностью, которая может находить себе пищу в простых, немногословных, но широких взглядах, стремлениях и чувствах.
- Три силы вместе - способность к наблюдению, способность к речи и способность к мышлению - следует считать совокупностью всех средств развития умственных сил.
- Значительное число людей получает образование не путём усвоения абстрактных понятий, а путём интуиции, не через блеск обманчивых словесных истин, а через устойчивую истину, присущую действующим силам.
- Истинное природосообразное образование по самой своей сути вызывает стремление к совершенству, стремление к совершенствованию человеческих сил.
- Человек сам природосообразно развивает основы своей нравственной жизни - любовь и веру, если только он проявляет их на деле. Человек сам природосообразно развивает основы своих умственных сил, своего мышления лишь через само действие мышления.
Вам понравилось? Нажмите кнопочку: