Руперт Шелдрейк. Морфическое поле социальных систем
Всё в мире взаимосвязано. Существует поле образов, общее для всех людей. Когда мы узнаём что-то новое, это узнаём не только мы, но и все люди, вся Вселенная, наше знание становится общим. Автором теории информационных (морфогенных) полей считают Руперта Шелдрейка, бывшего научного сотрудника Королевского общества при Кембриджском университете, директора лаборатории биохимических и молекулярных исследований в колледже Клэр (Кембридж), биолога с мировым именем.
Однажды он предложил английским студентам разучить три японских четверостишия. При этом одно было просто набором слов (точнее, иероглифов), второе – сочинением незначительного современного автора, а третье – классическим образцом японской поэзии, известным в Японии так же хорошо, как и в России: «Я помню чудное мгновенье». Именно классическое четверостишие студенты запоминали лучше всего! Заметьте, никто из них не знал японского и понятия не имел, какое из стихотворений – классика, какое – обычный опус, а какое и вовсе бессмыслица.
То есть существует поле образов, общее для всех людей. В этом поле, наряду со множеством прочих, содержится и образ старинного японского четверостишия, которое А.С. Пушкин использовал не в качестве перевода, а неким гениальным наитием, соответствием личного таланта классическим канонам красоты и гармонии. Шелдрейк назвал это поле морфогенным, то есть таким, которое подобно коллективному сновидению, а потому связывает воедино мир грёз и реальности. И, как следствие, влияет на обстоятельства нашего мира, предопределяет выбор человечества, структуру или форму вещей.
Описание своей теории Руперт Шелдрейк изложил в книге с названием «Семь экспериментов, которые могут изменить мир». Она быстро стала бестселлером. Помимо эксперимента со студентами-англичанами, зубрившими японские стихи, в книге рассказывается и о других любопытных опытах. Так, биолог из Гарвардского университета Вильям Макдугалл пятнадцать лет занимался тем, что заставлял подопытных крыс искать выход из лабиринта. Данные, полученные в результате «долгоиграющего» эксперимента, оказались ошеломляющими: если первое поколение крыс, прежде чем найти выход, совершало в среднем 200 ошибок, то последнее ошибалось всего 20 раз. К ещё более сенсационным результатам привёл повтор опыта на другом конце света, в Австралии. Там крысы сразу же находили выход из лабиринта! А ведь они не были ни родственниками, ни потомками крыс-«первопроходцев», а значит, не могли усвоить знание о лабиринте на генетическом уровне. Откуда же австралийские грызуны узнали о правильном пути?!
Ещё один пример. В начале 60-х годов ХХ века пражский психиатр Милан Рыжл и его московский коллега Владимир Райков под действием гипноза заставляли испытуемых поверить в то, что они – реинкарнации реальных исторических личностей. Способности, открывавшиеся у «уверовавших», были феноменальны! Девушка, которую «убедили», что в прошлой жизни она была Рафаэлем Санти, научилась превосходно рисовать, хотя до того её художественные таланты были на нуле. А ведь состояние гипноза наиболее близко к состоянию сновидения и, находясь в нём, человек имеет прямой доступ к морфогенному полю. Значит, эволюция культуры и самого человека – это стремление к развитию, присущее природе вещей, глубоко «впечатанное» в такое поле.
Почему человек чувствует чужой взгляд спиной, голуби возвращаются в голубятню, а лучший способ обучения - это пребывание в поле мастера?
В начале прошлого века в Европе молочники по утрам обходили дома и оставляли возле домов заказчиков бутылки с молоком, что было удобно не только для людей, но и для птиц. Синицы из английского города Саутгемптон проклёвывали крышки бутылок и завтракали молоком. Через определённое время то же самое стали делать птицы за сотни километров от Саутгемптона, а к 40-м годам уже все европейские синицы освоили этот метод. Однако, война заставила и людей, и птиц на время забыть о доставке молока на дом. Молочники возобновили её лишь через восемь лет, и синицы вновь принялись проклёвывать крышки.
Но это было новое поколение птиц, так как синицы живут три года. Им удалось прямо сейчас освоить “науку” предков. Всё это - свойства внутреннего ритмополя, в котором есть вся информация Вселенной. Шелдрейк назвал поля образов морфогенными - такими, которые влияют на структуру, или форму вещей.
Известно, что у термитов есть навыки отменных архитекторов.
Устраивая новое жилище, эти насекомые делятся на две “бригады” и возводят абсолютно симметричные половинки термитника. Все термитники похожи один на другой, как при типовом строительстве. Ничто не может помешать согласованным действиям термитов, даже если в начале строительства перегородить их будущее жилище стальным листом, термитник всё равно получится симметричным. И это при том, что во время строительства насекомые никак не общаются друг с другом и не наблюдают за работой соседней “бригады”, поскольку термиты слепы от рождения.
Резонансное считывание мысли
Всё это означает, что мозг человека или животного сам по себе не содержит ни памяти, ни знаний, но всё это в избытке есть в морфогенных полях. И мозг в случае необходимости настраивается на определённое морфогенное поле так же, как радиоприемник на радиоволну. “Поймать” в морфогенном эфире собственную память, разумеется, намного проще, чем память других людей.
Но, при умелой “настройке” становится доступной память любого человека или социума. Так что, если учить английский язык, не обязательно сидеть за словарями и слушать кассеты, а достаточно “настроить” свой мозг на английскую волну.
Лучше всего мозг “настраивается” на общеизвестные образы. Английский учится легче суахили или хинди, потому что им владеет куда больше людей.
Сам Шелдрейк поясняет этот феномен на примере с крысами: “Если научить чему-нибудь крыс в Манчестере, то крысы этой породы по всему миру будут гораздо быстрее усваивать тот же трюк, даже если между ними не будет никакой известной науке физической связи или общения. Чем больше крыс обучатся чему-то, тем легче то же самое усвоят их последователи”.
Морфогенные поля могут видоизменяться под действием новых знаний.
Если ещё вчера никому неизвестное знание завтра распространится повсеместно, его поле также распространится и станет доступным большему числу людей, животных, растений.
Впечатанные в морфогенное поле и доступные буквально всем образы Шелдрейк называет “привычками”. Их учёный противопоставляет законам Природы, полагая, что Вселенная не подчиняется раз и навсегда установленным законам, а живёт, согласуясь с образами, заключёнными в общей памяти Природы.
Образы-привычки, отвечающие за гравитационные и электромагнитные поля, атомы водорода, атмосферу, мировой океан достаточно стабильны, но это не значит, что они не могут меняться. Ведь, наряду с другими привычками, у Природы существует и привычка к изменению.
Эволюция жизни, культуры, человека - это стремление к развитию, присущее Природе вещей, глубоко впечатанное в её морфогенное поле.
Если есть морфогенные поля, общие для всех людей и животных, то получается, что всё в Мире взаимосвязано. Когда мы узнаём что-то новое, это узнаём не только мы, но и все люди, вся Вселенная, наше знание становится общим.
Это тотальный всеобщий разум.
Общностью осознания Шелдрейк объясняет паранормальные явления, такие, как телепатия или способность человека “чувствовать взгляд спиной”.
По Шелдрейку, человек не чувствует взгляд, а улавливает мысль смотрящего ему в спину. Способность чувствовать взгляд можно развить. Взгляд спиной хорошо чувствуют параноики, люди под действием наркотиков, а также мастера боевых искусств. Теорией морфогенных полей объясняется феномен предсказания. Человек, составляя тот или иной прогноз, посылает в морфогенное поле определённую информацию, которая затем возвращается в виде реально свершившегося события. Эту особенность инфополей используют психологи, призывающие пациентов быть оптимистами, думать о хорошем, и тогда жизнь наладится.
Программирование ожиданий ученого
Феноменом программирования пользуются и учёные, которые осознанно применяют программирующие способности полей в полном объёме.
Ученый приступает к опыту, ожидая от него определённого эффекта, и чем сильнее он надеется на тот или иной исход, тем больше шансов, что ожидаемое случится.
Ожидание учёного, отпечатавшееся в морфогенном поле, влияет на результат эксперимента. Остроумно подмечено, что физики-ядерщики не столько открыли субатомные частицы, сколько придумали их: сначала предсказали их существование теоретически и лишь затем начали практические опыты по их выявлению.
Исследователи программируют, или зомбируют, не только себя, но и всех вокруг. Как только человек обращается к психоаналитику-фрейдисту, ему начинают сниться сны по Фрейду.
Экстрасенс демонстрирует свои паранормальные способности в присутствии исследователя, который верит в экстрасенсорику, и не может ничего выдать в присутствии экспериментатора-скептика. Даже лабораторные животные попадают под влияние учёных.
Если экспериментатор считает данную мышь особо талантливой, она ведёт себя смышлёнее сородичей, независимо от объективных данных. Животные перенимают национальные черты исследователей.
Мыши, с которыми работают американцы, суетливо носятся по клеткам, отвлекаются на пустяки и лишь в последний момент выдают требуемый результат. Животные “немцы” долго размышляют, а затем неторопливо и точно выполняют задание.
Информационные фантомы
Морфогенные поля есть не только у человечества в целом, но и у каждого человека. Эти поля образуют наши мысли, чувства, эмоции, поведение и тело. При этом всё, что когда-либо было в поле зрения морфогенного поля, не исчезает бесследно, а остаётся в нём навсегда.
Мы можем вспомнить формулу, которую учили в институте, вновь воспылать любовью к человеку, в которого были влюблены тридцать лет назад, а можем почувствовать часть тела, которой лишились.
Любой человек может настроиться на морфогенное поле другого. Шелдрейк провёл эксперименты, в ходе которых выяснилось, что посторонние люди могут чувствовать ампутированные фантомные конечности человека.
Главным участником одного из опытов был американец Казимир Бернард, потерявший правую голень во время войны. Казимир дотрагивался своей фантомной ногой до других людей, и те ощущали прикосновение. Во время другого эксперимента медсестра, работавшая в ампутационном отделении, настолько достоверно описывала фантомы своих пациентов, что создавалось ощущение, будто она их видит. Реагируют на фантомные конечности и животные.
Звери считывают информацию формообразующих полей
Научная идея о том, что части одного целого, будучи разобщёнными, продолжают поддерживать взаимосвязь, не нова. Это открыли задолго до Шелдрейка. В Малайзии издавна считается, что всё, Мегасейчас связанное с телом человека и затем отделённое от него, остается в неразрывной связи с этим телом. Малазийцы не выбрасывают остриженные ногти и волосы, полагая, что кто-то их подберёт и при помощи ведьмовства накликает на владельца ногтей или волос беду.
То же утверждается в квантовой теории: если две частицы отрываются от одного атома, то, каким бы большим ни было расстояние между ними, всё, что воздействует на одну частицу, также воздействует и на вторую.
Домашние животные и их хозяева, согласно Шелдрейку, есть целое, и нет ничего удивительного в том, что, когда это целое распадается, его части продолжают считывать информацию с морфогенных полей друг друга.
Собаки и кошки словно чувствуют своего хозяина, поджидают его у двери, даже если тот возвращается в неурочный час, угадывают хозяйское намерение покормить их или вывести на прогулку, улавливают малейшее изменение в настроении владельца.
Подобное поведение не всегда можно объяснить острым слухом и обонянием.
Например, в случае, когда питомцы догадываются о предстоящей разлуке с хозяевами, когда те ещё только размышляют о предполагаемой прогулке, оставив собаку или кошку дома.
Мегаинфополе объясняет способность голубей находить путь домой.
Биологи уже больше века экспериментируют с голубями и до сих пор не могут понять, как голуби возвращаются на родную голубятню даже из самой отдалённой местности.
Шелдрейк считает, что между птицами и их домом существует проходящая сквозь морфогенные поля эластичная нить, которая натягивается, когда голуби улетают прочь от дома, а затем сжимается и притягивает птиц обратно.
Та же нить притягивает и заблудившихся или брошенных вдали от своего хозяина кошек и собак.
Сходным образом ведут себя и дикие стайные животные. Отставшие от стаи волки всегда находят своих сородичей, лисицы успокаивают разыгравшихся щенков, находясь на значительном расстоянии от них и не издавая ни единого звука, но пристально глядя в сторону своей норы.
Звери считывают информацию с формообразующих полей человека или друг друга. Нередки случаи, когда братья меньшие сканируют глобальные морфогенные поля. Общеизвестна способность животных предчувствовать катастрофы. История знает много примеров. В древнем Китае специально держали собак-предсказателей стихийных бедствий.
Термин «морфогенетические поля» был введен австрийским ученым П. Вейсом. В биологическом энциклопедическом словаре приведено следующее определение морфогенетического поля:
1. Области зародыша, в которых происходит развитие зачатков тех или иных органов или их систем. Например морфогенетическое поле зачатка конечности - территория, в пределах которой данный зачаток развивается в норме.
2) Векторные (градиентные) поля в пространстве, порождаемые развивающимися зачатками и определяющие их морфогенетические движения в ближайший период развития.
3) Векторные поля в фазовом пространстве, имеющие зоны структурной устойчивости, разделённые неустойчивыми «прослойками». Все интерпретации морфогенетического поля основаны на данных о регуляционном, структурно-устойчивом характере развития организма и о зависимости судьбы его частей от положения в целом. Морфогенетические поля следует рассматривать как теоретико-математические конструкции (иногда как математические модели), задача которых - дать возможно более общее и адекватное описание основных закономерностей морфогенеза. Иными словами, существует некое поле, которое «управляет» развитием этого эмбриона..
Ввел это понятие в биологию австрийский ученый П. Вейс. Он предположил, что вокруг эмбриона, или зародыша, образуется некое поле, которое он назвал МОРФОГЕНЕТИЧЕСКИМ, которому подчиняются пассивные клетки. Оно как бы лепит из клеточного материала отдельные органы и целые организмы. Именно оно определяет последовательность образования отдельных клеток в пространстве и времени. В тридцатые годы ХХ века взгляды П. Вейса были развиты нашими соотечественниками А.Г.Гурвичем и Н.К.Кольцовым. Продолжаются исследования в этом направлении и в наше время, в частности они проводятся Ю.Г.Симаковым. В последней редакции концепция морфогенетического поля выглядит следующим образом. Каждая клетка организма обладает индивидуальным морфогенетическим полем , которое несет в себе всю информацию обо всем организме и программы его развития. Поля отдельных клеток объединяются в единое морфогенетическое поле, которое обволакивает и пронизывает весь организм, находится в постоянной связи с каждой клеткой и управляет всеми операциями по формированию и функционированию как каждой клетки, так и всего организма в целом. По этой концепции носителем наследственной информации является уже не ядро клетки, а ее морфогенетическое поле, а ДНК только отражает информацию, которую несет поле. Морфогенетическое поле постоянно меняется, отражая динамику развития организма. Таким образом концепция морфогенетических полей строится на тезисе внеклеточной информации, причем, предполагается "объемный" характер этого поля, поскольку оно должно охватывать все клетки организма.
Признание существования внеклеточной информации, как единого целого для всего организма, осуществляющей взаимосвязь со всеми его элементами и генетической памятью, является еще одним аспектом биокоммуникации.
Теория морфогенетического поля предполагает, что кроме химических факторов дифференциации клетки, существует и полевой фактор.
Нечто подобное есть и у П. Горяева в его теории волнового генома.
Всякое поле подразумевает использование информационных взаимодействий.
Все выше описанное так же относится к сфере биокоммуникации и является одним из механизмов реализации принципов биокоммуникации в природе.
Концепция морфогенетического поля в какой-то степени может объяснить и механизм хранения громадных объемов вновь приобретенной и воспроизведенной информации, которые сохраняются в течение жизни, а также такие, казалось бы совершенно невероятные явления, как сохранение памяти у человека, при почти полной утрате коры головного мозга (например, случай с Фенеасом Гейджем).
Почему человек чувствует чужой взгляд спиной, голуби возвращаются в голубятню, а лучший способ обучения - это пребывание в поле мастера?
В начале прошлого века в Европе молочники по утрам обходили дома и оставляли возле домов заказчиков бутылки с молоком, что было удобно не только для людей, но и для птиц. Синицы из английского города Саутгемптон проклёвывали крышки бутылок и завтракали молоком. Через определённое время то же самое стали делать птицы за сотни километров от Саутгемптона, а к 40-м годам уже все европейские синицы освоили этот метод. Однако, война заставила и людей, и птиц на время забыть о доставке молока на дом. Молочники возобновили её лишь через восемь лет, и синицы вновь принялись проклёвывать крышки.
Но это было новое поколение птиц, так как синицы живут три года. Им удалось прямо сейчас освоить “науку” предков. Всё это свойства внутреннего ритмополя, в котором есть вся информация Вселенной. Изучению этого посвящен бестселлер Руперта Шелдрейка “Семь экспериментов, которые могут изменить мир”.
Руперт Шелдрейк создал теорию информационного поля, которое материализует мысли людей, и если они омрачены, то жизнь превращается в кошмар, а если светлы, то в радость. Люди сами, своими мыслями творят мир, в котором живут.Например, Шелдрейк заметил, что человек тем легче усваивает знание, чем большему числу людей оно известно и существует некое поле образов, общее для всех людей.
Образами такого поля могут стать информация, чувство или модель поведения. Подобные поля есть не только у людей, но и у животных, птиц, насекомых, растений и даже у кристаллов. Кстати, тот или иной кристалл принимает строго определённую, а не произвольную форму.
Шелдрейк назвал поля образов морфогенными - такими, которые влияют на структуру, или форму вещей.
Биолог из Гарварда Вильям Макдугалл пятнадцать лет заставлял подопытных крыс искать выход из лабиринта. Полученные в эксперименте данные были ошеломляющими: если первое поколение крыс, прежде чем найти выход, совершало в среднем 200 ошибок, то последнее ошибалось всего 20 раз.
К ещё более сенсационным результатам привел повтор опыта в Австралии. Там крысы сразу же находили выход из лабиринта. Они не были ни родственниками, ни потомками крыс-“первопроходцев”, а значит, не могли усвоить знание о лабиринте на генетическом уровне, как предполагал в своё время Макдугалл.
Известно, что у термитов есть навыки отменных архитекторов.
Устраивая новое жилище, эти насекомые делятся на две “бригады” и возводят абсолютно симметричные половинки термитника. Все термитники похожи один на другой, как при типовом строительстве. Ничто не может помешать согласованным действиям термитов, даже если в начале строительства перегородить их будущее жилище стальным листом, термитник всё равно получится симметричным. И это при том, что во время строительства насекомые никак не общаются друг с другом и не наблюдают за работой соседней “бригады”, поскольку термиты слепы от рождения.
Резонансное считывание мысли
Всё это означает, что мозг человека или животного сам по себе не содержит ни памяти, ни знаний, но всё это в избытке есть в морфогенных полях. И мозг в случае необходимости настраивается на определённое морфогенное поле так же, как радиоприемник на радиоволну. “Поймать” в морфогенном эфире собственную память, разумеется, намного проще, чем память других людей.
Но, при умелой “настройке” становится доступной память любого человека или социума.
Так что, если учить английский язык, не обязательно сидеть за словарями и слушать кассеты, а достаточно “настроить” свой мозг на английскую волну.
Лучше всего мозг “настраивается” на общеизвестные образы.
Английский учится легче суахили или хинди, потому что им владеет куда больше людей.
Сам Шелдрейк поясняет этот феномен на примере с крысами: “Если научить чему-нибудь крыс в Манчестере, то крысы этой породы по всему миру будут гораздо быстрее усваивать тот же трюк, даже если между ними не будет никакой известной науке физической связи или общения. Чем больше крыс обучатся чему-то, тем легче то же самое усвоят их последователи”.
Морфогенные поля могут видоизменяться под действием новых знаний.
Если ещё вчера никому неизвестное знание завтра распространится повсеместно, его поле также распространится и станет доступным большему числу людей, животных, растений.
Впечатанные в морфогенное поле и доступные буквально всем образы Шелдрейк называет “привычками”.
Их учёный противопоставляет законам Природы, полагая, что Вселенная не подчиняется раз и навсегда установленным законам, а живёт, согласуясь с образами, заключёнными в общей памяти Природы.
Образы-привычки, отвечающие за гравитационные и электромагнитные поля, атомы водорода, атмосферу, мировой океан достаточно стабильны, но это не значит, что они не могут меняться.
Ведь, наряду с другими привычками, у Природы существует и привычка к изменению.
Эволюция жизни, культуры, человека - это стремление к развитию, присущее Природе вещей, глубоко впечатанное в её морфогенное поле.
Если есть морфогенные поля, общие для всех людей и животных, то получается, что всё в Мире взаимосвязано. Когда мы узнаём что-то новое, это узнаём не только мы, но и все люди, вся Вселенная, наше знание становится общим. Это тотальный всеобщий разум.
Общностью осознания Шелдрейк объясняет паранормальные явления, такие, как телепатия или способность человека “чувствовать взгляд спиной”. По Шелдрейку, человек не чувствует взгляд, а улавливает мысль смотрящего ему в спину. Способность чувствовать взгляд можно развить. Взгляд спиной хорошо чувствуют параноики, люди под действием наркотиков, а также мастера боевых искусств. Теорией морфогенных полей объясняется феномен предсказания. Человек, составляя тот или иной прогноз, посылает в морфогенное поле определённую информацию, которая затем возвращается в виде реально свершившегося события. Эту особенность инфополей используют психологи, призывающие пациентов быть оптимистами, думать о хорошем, и тогда жизнь наладится.
Программирование ожиданий ученого
Феноменом программирования пользуются и учёные, которые осознанно применяют программирующие способности полей в полном объёме. Ученый приступает к опыту, ожидая от него определённого эффекта, и чем сильнее он надеется на тот или иной исход, тем больше шансов, что ожидаемое случится.
Ожидание учёного, отпечатавшееся в морфогенном поле, влияет на результат эксперимента. Остроумно подмечено, что физики-ядерщики не столько открыли субатомные частицы, сколько придумали их: сначала предсказали их существование теоретически и лишь затем начали практические опыты по их выявлению.
Исследователи программируют, или зомбируют, не только себя, но и всех вокруг. Как только человек обращается к психоаналитику-фрейдисту, ему начинают сниться сны по Фрейду. Экстрасенс демонстрирует свои паранормальные способности в присутствии исследователя, который верит в экстрасенсорику, и не может ничего выдать в присутствии экспериментатора-скептика. Даже лабораторные животные попадают под влияние учёных.
Если экспериментатор считает данную мышь особо талантливой, она ведёт себя смышлёнее сородичей, независимо от объективных данных. Животные перенимают национальные черты исследователей.
Мыши, с которыми работают американцы, суетливо носятся по клеткам, отвлекаются на пустяки и лишь в последний момент выдают требуемый результат. Животные “немцы” долго размышляют, а затем неторопливо и точно выполняют задание.
Информационные фантомы
Морфогенные поля есть не только у человечества в целом, но и у каждого человека. Эти поля образуют наши мысли, чувства, эмоции, поведение и тело. При этом всё, что когда-либо было в поле зрения морфогенного поля, не исчезает бесследно, а остаётся в нём навсегда. Мы можем вспомнить формулу, которую учили в институте, вновь воспылать любовью к человеку, в которого были влюблены тридцать лет назад, а можем почувствовать часть тела, которой лишились. Любой человек может настроиться на морфогенное поле другого. Шелдрейк провёл эксперименты, в ходе которых выяснилось, что посторонние люди могут чувствовать ампутированные фантомные конечности человека.
Главным участником одного из опытов был американец Казимир Бернард, потерявший правую голень во время войны. Казимир дотрагивался своей фантомной ногой до других людей, и те ощущали прикосновение. Во время другого эксперимента медсестра, работавшая в ампутационном отделении, настолько достоверно описывала фантомы своих пациентов, что создавалось ощущение, будто она их видит. Реагируют на фантомные конечности и животные.
Звери считывают информацию формообразующих полей
Научная идея о том, что части одного целого, будучи разобщёнными, продолжают поддерживать взаимосвязь, не нова. Это открыли задолго до Шелдрейка. В Малайзии издавна считается, что всё, Мегасейчас связанное с телом человека и затем отделённое от него, остается в неразрывной связи с этим телом. Малазийцы не выбрасывают остриженные ногти и волосы, полагая, что кто-то их подберёт и при помощи ведьмовства накликает на владельца ногтей или волос беду.
То же утверждается в квантовой теории: если две частицы отрываются от одного атома, то, каким бы большим ни было расстояние между ними, всё, что воздействует на одну частицу, также воздействует и на вторую. Шелдрейк впервые предложил считать единым целым не только тело человека или атом, но всё, что можно объединить по какому-либо признаку.
Домашние животные и их хозяева, согласно Шелдрейку, есть целое, и нет ничего удивительного в том, что, когда это целое распадается, его части продолжают считывать информацию с морфогенных полей друг друга.
Собаки и кошки словно чувствуют своего хозяина, поджидают его у двери, даже если тот возвращается в неурочный час, угадывают хозяйское намерение покормить их или вывести на прогулку, улавливают малейшее изменение в настроении владельца. Подобное поведение не всегда можно объяснить острым слухом и обонянием.
Например, в случае, когда питомцы догадываются о предстоящей разлуке с хозяевами, когда те ещё только размышляют о предполагаемой прогулке, оставив собаку или кошку дома. Мегаинфополе объясняет способность голубей находить путь домой. Биологи уже больше века экспериментируют с голубями и до сих пор не могут понять, как голуби возвращаются на родную голубятню даже из самой отдалённой местности.
Шелдрейк считает, что между птицами и их домом существует проходящая сквозь морфогенные поля эластичная нить, которая натягивается, когда голуби улетают прочь от дома, а затем сжимается и притягивает птиц обратно.
Та же нить притягивает и заблудившихся или брошенных вдали от своего хозяина кошек и собак. Сходным образом ведут себя и дикие стайные животные. Отставшие от стаи волки всегда находят своих сородичей, лисицы успокаивают разыгравшихся щенков, находясь на значительном расстоянии от них и не издавая ни единого звука, но пристально глядя в сторону своей норы. Звери считывают информацию с формообразующих полей человека или друг друга. Нередки случаи, когда братья меньшие сканируют глобальные морфогенные поля. Общеизвестна способность животных предчувствовать катастрофы. История знает много примеров. В древнем Китае специально держали собак-предсказателей стихийных бедствий. опубликовано
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet
«Поля более фундаментальны, чем материя»,
они — «области влияния в пространстве и времени.
Их природа более напоминает модификации в пространстве,
чем что-либо, истекающее из материи или творимое ею»
(Sheldrake R. Habits of Nature // One Earth. 1988, № 3, с 30).
«В 1922 году Уилльям Огбёрн и Дороти Томас обнаружили 148 научных открытий, которые историки науки называют «многократными». Многократное открытие, как считается, происходит, когда историки науки обнаруживают, что определённое научное достижение происходило во множестве географических мест либо одновременно, либо в один и тот же период, но независимо друг от друга.
Следующие факты - это лишь немногие из примеров таких «многократных» открытий:
Джоуль, Колдинг, Томсон и Гельгольц одновременно сформулировали закон сохранения энергии независимо друг от друга в 1847 году.
По всей видимости, было по меньшей мере шесть различных человек, которые изобрели термометр.
Девять человек утверждали, что изобрели телескоп.
Многочисленные изобретатели из США и Великобритании создали печатную машинку, причем независимо друг от друга.
Фултон, Жуффруа, Рамси, Стивенс и Симингтон независимо друг от друга утверждали эксклюзивное право на то, чтобы быть изобретателем парохода.
Математический анализ был открыт не только Лейбницем, но и Ньютоном.
Концепция десятичных дробей была развита тремя разными математиками независимо друг от друга.
Карл Вильгельм Шееле открыл кислород в Швеции в 1773 году, а Джозеф Пристли независимо от него открыл кислород в Англии всего год спустя.
Шарль Кро и Луи Артюр Дюко дю Орон, учёные из Франции, изобрели цветную фотографию независимо друг от друга.
Галилей в Италии, Фабрициус в Голландии, Хэрриотт в Англии и Шайнер в Германии независимо друг от друга открыли солнечные пятна в 1611 году.
Эти наблюдения, а также множество других исследований, открытий и даже духовных текстов, не упомянутых в данной статье, рисуют образ совместно разделяемого информационного поля, с которым все мы можем тонко синхронизироваться. Этот утончённый, зачастую бессознательный или интуитивный взаимный резонанс (между полем и организмом), по всей видимости, помогает нам познавать мир, в котором мы живём».
Морфические поля очень важны для понимания информационных структур. Прочитайте эту статью и, может быть, что-то новое откроется Вам. То, что не очень было понятно, не до конца ясно.
Если возникнут вопросы, пишите.
Что такое морфическое поле?
«Слово «морфический» происходит от греческого «morph», что значит «формообразующая структура». Придание формы действительно при этом для всех живых организмов, независимо от того, идет ли речь о человеке, животном или растении. По мнению британского биолога Руперта Шелдрейка, морфическое поле является всеобъемлющим. Оно сохраняет всю информацию обо всех людях и связывает их друг с другом.
В нем заключается созидающая сила, которая есть во всех нас.
Каждый человек окружен своим собственным полем, в котором хранится вся информация об этой личности
.
Существует возможность с помощью расширенного мировосприятия проникнуть в морфическое поле другого человека. С согласия читаемого (исследуемого) можно получить всю информацию о нем с помощью определенных целенаправленных вопросов. Таким образом, читающий получает доступ к личной зоне хранилища, содержащего информацию. У читающего есть возможность задать вопрос, касающийся любого аспекта жизни читаемого, и получить ответ на него. С помощью этой техники можно считать не только информацию о настоящем и прошлом, но и заглянуть в будущее примерно на полгода.
Можно ли прочитать себя самостоятельно?
Вопросы к самому себе проходят в форме монолога, где задающий вопросы и получающий ответы - одно лицо. Особенно этот метод хорош для ответов на спонтанные вопросы».
«Морфическое поле (знающее поле, информационное поле)
Руперт Шелдрейк (Rupert Sheldrake) - британский биолог, биохимик и психолог выдвинул теорию морфогенетического поля, организующего развитие любых структур в материальном мире.
Единожды возникнув, такая структура, по мнению Шелдрейка, может воспроизводиться в подобные формы в будущем, преодолевая при этом пространственное разграничение.
В книге «Новая наука жизни: гипотеза формообразующей причинности», опубликованной в 1981 году, Шелдрейк изложил теорию, объясняющую, как обучаются живые существа и как они изменяют форму. Его гипотеза состоит в следующем:
если то или иное поведение повторяется достаточно часто, оно отпечатывается в неком «морфогенетическом поле» (морфическом поле).
«Феномен сотой обезьяны
Японские ученые в течение тридцати лет изучали колонии обезьян на ряде отделенных друг от друга островов. Чтобы легче было наблюдать за поведением животных, исследователи регулярно раскладывали для них на берегу моря сладкий картофель, он был их любимым лакомством. Обезьяны брали этот картофель и ели его, отряхнув от земли и песка. Однажды полуторагодовалая обезьянка по имени Имо попробовала перед едой помыть картофель в море. Имо поделилась своим открытием с другими. Со временем все больше и больше обезьянок мыли картофель перед едой. Вначале научились друг у друга малыши, малышам стали подражать их родители, а затем и взрослые стали учиться друг у друга. когда количество чистюль превысило сто, на соседних островах обезьяны начали мыть картофель, при этом острова не имели сообщения.
Здесь мы видим подтверждение теории Шелдрейка – данный феномен может объяснить существование морфогенетического поля».
Морфическое поле обладает кумулятивной памятью, и хранит информацию обо всем, что происходило с данным видом за все время его существования.
Представители каждого вида настроены на свое отдельное морфогенетическое поле, которое простирается во времени и пространстве, проявляясь посредством морфического резонанса.
Известно, что голубые синицы в 1920-1930-е годы научились открывать молочные бутылки. Они живут три года и мигрируют всего на три мили, однако семилетний перерыв производства (во время войны) бутылочного молока не помешал всей голландской популяции вновь овладеть этим умением всего за год.
Теория морфогенетических полей имеет много общего с теорией резонанса.
Теория Шелдрейка демонстрирует, каким образом могут произойти фундаментальные изменения человеческой психики
.
На первых порах изменение в поведении или отношениях происходит с большим трудом, но по мере того, как новую модель поведения перенимает большее количество отдельных индивидуумов, новым представителям становится проще измениться, даже без прямого влияния извне.
Согласно теории Шелдрейка,
посредством морфического резонанса люди настраиваются на новую модель в морфическом поле, и начинают испытывать все более сильное влияние со стороны этой новой модели.
На ее основе легко объясняется живучесть и важность традиций и ритуалов. Она помогает объяснить такие явления как мода, массовый гипноз и телепатия.
Именно поэтому со временем перемены происходят легче.
Сам Шелдрейк пишет: «Предлагаемые мною идеи близки теории Юнга о коллективном бессознательном. Главное отличие состоит в том, что теорию Юнга применяют главным образом в отношении человеческого опыта и человеческой коллективной памяти. А я предполагаю, что подобный принцип действует во всей Вселенной, а не только в человеческой психике».
Существует предположение, что существует глобальное информационное поле (мировой банк данных), в котором хранится вся информация о прошлом, настоящем и будущем».
Некоторые признаки морфического поля:
(По материалам книги Ю.В. Чайковского)
Первый, химический
: если вещество с данной формулой может давать несколько форм кристаллов, то при первых попытках его получения образуется смесь разных форм, но вскоре устанавливается единая форма — даже в лабораториях, осуществляющих кристаллизацию впервые.
Второй, морфологический : развитие зародыша объясняют через последовательную смену морфогенетических полей. Про эти поля можно рассказать в терминах физики (излучений, концентраций веществ). Шелдрейк объясняет морфогенез как реализацию памяти вида.
Третий, этологический (нрав, привычка, обычай) : если животные чему-то научились, то это научение быстро передается необученным — даже при полном отсутствии контактов.
Четвертый, социально-психологический : феномен «коллективного бессознательного» (так швейцарский психолог Карл Юнг называл господствующие в обществе неосознанные «архетипы», т.е. образцы мышления) является памятью общества не в переносном, а в прямом смысле. Ярким образцом социального архетипа служит для Шелдрейка «Дарвинизм». (Действительно, он распространился в европейском сознании почти мгновенно и стал восприниматься почти всеми на уровне бессознательного).
«Р. Шелдрейк считает что космос наполнен жизнью в том смысле, что живы и наделены сознанием планеты, планетные системы, галактики и галактические скопления. Наряду с остальными жива и наша планета Земля — Гея.
Пространство морфических полей первично по отношению к физическому, а потому их влияние осуществляется вне рамок нашего пространства-времени, причем, как бы без затрат энергии.
Р.Шелдрейк полагает, что человеческая память хранится не внутри мозга , как это принято считать. Ее организация не имеет ничего общего с памятью компьютера. Эта разница особенно заметна благодаря тому, что мозг чрезвычайно активен всегда, и днем, и ночью. Такое поведение совершенно не характерно для хранилища данных, которое должно пребывать в покое до момента его пополнения или появления запроса к нему.
Мозг есть устройство настройки на внешнюю морфическую память, а не ее хранилище.
Благодаря морфическому резонансу создаются одноименные и однотипные связи сквозь пространство и время.
Степень влияния зависит от степени схожести. Так как человек мало изменяется, скажем, за пять минут, то его саморезонанс стабилизирует морфическое поле и помогает организму сохранять форму несмотря на то, что в каждой клетке происходит масса химических процессов. Аналогично, благодаря саморезонансу поддерживаются привычные стереотипы поведения
Также показано, что мозг является только координирующим центром поведения.
Памятью о мире служит сам мир в его моменты прошлого
(Глава 15).
Эта память реализуется в форме тонкоматериальных пространственных структур микрокосмоса, обычно пребывающих в покое. Их конфигурация сложилась в тот момент, когда через этот участок микрокосмоса проходила волна энергии, с которой наша психика связывает свое чувство “сейчас”. Эффект воспоминания возникает при возбуждении этих структур, чем моделируется присутствие сознания в том самом моменте прошлого, о котором нужно вспомнить.
Ведь согласно Шелдрейку, наш мозг является не только «приемником», но и «передатчиком» информации, которая остается в своеобразном общем поле даже после исчезновения физического источника».
«Десятилетиями раньше Шелдрейка психиатр и терапевт Карл Густав Юнг подготовил почву для исследований в этом направлении, подтвердив теоретически и терапевтически существование того, что некоторые философы и даже парапсихологи называли коллективным бессознательным, эфиром, или эгрегором».
«Молекулярная теория причин болезней представляется теперь в ином свете
Мы видим, что на атомном уровне никакие изолированные изменения невозможны. Вся информация, согласно теории Шелдрэйка, переносится морфическими полями. Причины болезней, которые нам ранее казались ясными и конкретными, теряют свою убедительность в бесконечной цепи перекрещивающихся событий. Как нет отдельно существующих тел, так и нет в них и четко различимых причин заболевания.
Так как современная концепция медицины не рассматривает тело как просто объект, то должно измениться и представление о пациенте. Он не может больше оставаться объектом, которому врач оказывает услугу. Врач и пациент образуют единство, и ориентированная на пациента терапия сходна бумерангу, который возвращается терапевту. Лечение пациента становится самолечением. Лечить другого человека — значит так же лечить себя».
Существует много видов энергий, свободных и структурированных, тесно связанных друг с другом. Информация – это тоже один из видов энергии. Изменение одной, ведет к изменению всех или собственной временной изоляции. Это потрясающая система саморегуляции позволяет существовать всем видам энергии и воплощаться в материальном Мире.
Память Цивилизаций, память Земли хранит в себе образы тех, кто был первыми с учетом всех изменений за все это время.
По мнению многих, человеческая сущность есть ни что иное, как энергетический комплекс с разумной частицей внутри – Душой, облаченный плотной биологической оболочкой – телом. Мы привыкли понимать окружающий нас Мир, как само собой разумеющееся, как естественную среду, где мы рождаемся и умираем. Мы проходим реинкарнацию — исправляем ошибки, сделанные в одной жизни, в другом воплощении и выполняем короткие программы, даваемые на одну жизнь, позволяющие уменьшать отклонение в сторону от основной цели развития. Но теперь этого недостаточно! Так как негативная информация стала стойкой и агрессивной, мы должны прикладывать больше усилий в работе с информацией.
Вы, наверно, уже заметили, что данная проблема за последние годы затронула весь Мир и все больше и больше телевизионных программ, книг, статей и научных материалов открыто это публикуют.
Работая в своей информационной зоне и со своей информацией, Вы помогаете не только себе, но и всему Миру. И чем чаще Вы работаете и самосовершенствуетесь, тем лучше становится Ваше состояние и Мир вокруг Вас.
УПРАЖНЕНИЕ
«Устранение системной Порчи»
Порча – это не только насильственное внедрение в энергоинформационное поле человека негативной программы, ориентированной на разрушение, с целью преднамеренного нанесения вреда, но и допущенное с согласия самого себя разрушающее поле (участие в чем-то негативном: разговоры, ритуалы, действия…). Простыми словами – это то, что Вас портит, ослабляет, убивает. Порчу насылают как осознанно (на здоровье, на бизнес, месть, зависть и т.д.), так и неосознанно (мысли, разговоры, прикосновения, еда, секс и т.п.). Основным деструктивным инструментом порчи является потеря человеком его энергетических сил, воли, угасание и смерть.
Самое простое и легкое представление порчи в информационной зоне выглядит как «восьмерка».
Инструкция по избавлению от порчи была представлена в упражнении «Как убрать единичную порчу» в Лекции №28. Там «восьмерка» кладется на бок (наклоняя ее на 45 град., постепенно доводим до 90 град.; при резком укладывании «восьмерки» набок происходит резкое падение информационного столба, поля разлетаются в стороны, и собрать их очень трудно) и сдавливается с концов до состояния, когда она начнет быстро испаряться.
Как правило, порча встречается не одна. Либо их несколько независимых, либо одна вытекает из другой или следует одна за другой, либо одна или несколько поддерживают и питают одну главную порчу. Но существует и системная Порча. Это связка нескольких зон, в каждой из которых может находиться множество «восьмерок», связанных невидимой сетью-паутиной.
Чтобы упростить задачу с идентификацией и устранением порчи, дальнейшее чтение информации и отработка будут вестись через специальный запрос (приведен ниже).
В информационной зоне «восьмерок» может быть очень много. Данное скопление «восьмерок» ограничивается определенной зоной (в информзоне). Как описывалось выше, порча может быть и не одна, также, как и зон воздействия. Множественное скопление активных зон с «восьмерками» образуют «смертельный БАРАН» — такое явление называют жертвоприношением. Между зонами есть пространство, как правило бледно-голубое с «управляющей восьмеркой» и очень маленькой «восьмеркой» за ней. Эта маленькая «восьмерка» – центральная. Если ее испарить, то все остальные «восьмерки» исчезнут, испарятся вместе с зонами их присутствия.
Запрос:
«Нужно сверить САТАК ХАМА с СТАIIISSS»
Появится пространство между зонами с центральной «управляющей восьмеркой». За ней стоит маленькая «восьмерка» голубого цвета. Она и есть основная. Положите ее на бок (наклоните ее на 45 град., постепенно доведите до 90 град.) и сдавите (сплющьте) с концов.
Все порчи испарятся вместе с многочисленными зонами их присутствия.
ЖИВАЯ МАТЕРИЯ НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ЗДОРОВЬЯ / Эрнст Мекельбург /«Аналитическая газеты «Секретные исследования», №6, 2009 Перевод с немецкого Андрея Ладыженко
Говорят, что сапёр ошибается только один раз. И это не преувеличение - особенно если он работает на минном поле, усеянном ужасными «сюрпризами» войны… Однако есть и другие опасные поля - например, всем известные электрические и радиоактивные. Что же касается морфогенных полей, дающих сюжетное и эмоциональное наполнение сновидений, то они относятся к числу сомнительных, мало изученных, а потому не способны кого-либо напугать. А зря! К настоящему времени собрано немало научных фактов, неопровержимо доказывающих: все наши страхи, опасения, сомнения, тяжёлые раздумья и негативные переживания, полученные в течение дня и закрепившиеся в подсознании, формируют такое же негативное морфогенное поле, возвращающее нам их ночью. Да еще с мультиэффектом, когда изначальный страх заметно увеличивается в размерах, а мелкая проблема приобретает характер настоящей жизненной драмы! Получается своего рода замкнутый круг - как циркуляция воды в герметичном лабораторном сосуде. Но вся проблема в том, что ни один человек не хочет брать на себя роль подопытного и бродить по морфогенному полю, чтобы ради науки изучить его свойства на себе… Каков же выход? Систематизировать факты, касающиеся этой проблемы - хотя бы косвенно.
Материалом, лежащим в основе морфогенного поля, выступают не только страхи; в конце концов, не всё же плохо. Здесь так же накапливаются образы, привычки, знания и идеи, социальные установки и правила - включая методы торговли! Так, в начале прошлого века в Европе молочники по утрам обходили дома и оставляли на порогах бутылки с молоком. Это было очень удобно не только для людей, но и для… синиц. Пионерами нового способа добыть себе пищу стали смышленые синицы из английского города Саутгемптон, которые проклёвывали крышки бутылок и лакомились молоком. Через какое-то время то же самое стали вытворять птицы за сотни километров от Саутгемптона, а к 40-м годам ХХ века уже все европейские синицы усвоили этот трюк. Но начавшаяся война заставила и людей, и птиц на время забыть о милой традиции доставки молока на дом. Молочники возобновили её лишь через восемь лет, и синицы… вновь принялись проклёвывать крышки. Но это было уже новое поколение птиц; ведь в среднем синицы живут три года! Как же им удалось за считанные месяцы освоить науку своих предков? Неужели через сны людей, переживших тяжёлое время только потому, что постоянно возвращались в ночных сюжетах в то самое старое и доброе?!
Автором теории морфогенных полей считают Руперта Шелдрейка, бывшего научного сотрудника Королевского общества при Кембриджском университете, директора лаборатории биохимических и молекулярных исследований в колледже Клэр (Кембридж), биолога с мировым именем. Шелдрейк заметил, что человек тем легче усваивает знание, чем большему числу людей оно известно. Однажды он предложил английским студентам разучить три японских четверостишия. При этом одно было просто набором слов (точнее, иероглифов), второе - сочинением незначительного современного автора, а третье - классическим образцом японской поэзии, известным в Стране Восходящего Солнца так же хорошо, как и в России: «Я помню чудное мгновенье». Именно классическое четверостишие студенты запоминали лучше всего! Заметьте, никто из них не знал японского и понятия не имел, какое из стихотворений - классика, какое - обычный опус, а какое и вовсе бессмыслица. То есть существует поле образов, общее для всех людей. В этом поле, наряду со множеством прочих, содержится и образ старинного японского четверостишия, которое А.С. Пушкин использовал не в качестве перевода, а неким гениальным наитием, соответствием личного таланта классическим канонам красоты и гармонии. Шелдрейк назвал это поле морфогенным, то есть таким, которое подобно коллективному сновидению, а потому связывает воедино мир грёз и реальности. И, как следствие, влияет на обстоятельства нашего мира, предопределяет выбор человечества, структуру или форму вещей.
Описание своей теории Руперт Шелдрейк изложил в книге с названием «Семь экспериментов, которые могут изменить мир». Она быстро стала бестселлером! Помимо эксперимента со студентами-англичанами, зубрившими японские стихи, в книге рассказывается и о других любопытных опытах. Так, биолог из Гарвардского университета Вильям Макдугалл пятнадцать лет занимался тем, что заставлял подопытных крыс искать выход из лабиринта. Данные, полученные в результате «долгоиграющего» эксперимента, оказались ошеломляющими: если первое поколение крыс, прежде чем найти выход, совершало в среднем 200 ошибок, то последнее ошибалось всего 20 раз. К ещё более сенсационным результатам привёл повтор опыта на другом конце света, в Австралии. Там крысы сразу же находили выход из лабиринта! А ведь они не были ни родственниками, ни потомками крыс-«первопроходцев», а значит, не могли усвоить знание о лабиринте на генетическом уровне. Откуда же австралийские грызуны узнали о правильном пути?!
Ещё один пример. В начале 60-х годов ХХ века пражский психиатр Милан Рыжл и его московский коллега Владимир Райков под действием гипноза заставляли испытуемых поверить в то, что они - реинкарнации реальных исторических личностей. Способности, открывавшиеся у «уверовавших», были феноменальны! Девушка, которую «убедили», что в прошлой жизни она была Рафаэлем Санти, научилась превосходно рисовать, хотя до того её художественные таланты были на нуле. А ведь состояние гипноза наиболее близко к состоянию сновидения и, находясь в нём, человек имеет прямой доступ к морфогенному полю. Значит, эволюция культуры и самого человека - это стремление к развитию, присущее природе вещей, глубоко «впечатанное» в такое поле.
Более того, если есть морфогенные поля, общие для людей и животных, то получается, что всё в мире взаимосвязано. Всякий раз, когда мы узнаем что-то новое, это узнаем не только мы, но и все люди, вся Вселенная. Наше знание становится общим. Прямо какой-то тотальный общий разум!
Общностью сознания Руперт Шелдрейк объясняет и различные паранормальные явления - такие, как телепатия или способность человека «чувствовать взгляд спиной» (то есть он просто улавливает мысль смотрящего ему в спину). Кстати, способность чувствовать взгляд можно развить. Оказывается, больше всего в этом поднаторели жители Восточной Европы. Шелдрейк объясняет это «натренированностью»; ведь во времена социализма было важно вовремя почувствовать, не следят ли за тобой органы безопасности… Кроме того, взгляд спиной хорошо чувствуют параноики, люди, находящиеся под действием наркотиков, и мастера боевых искусств.
Руперт Шелдрейк (Rupert Sheldrake) - британский биохимик и физиолог растений, который в настоящее время занимается исследованиями и пишет о парапсихологии и других спорных вопросах. Его книги и работы связаны с теорией морфического резонанса и касаются таких тем, как развитие и поведение животных и растений, память, телепатия и восприятие.
Идеи Шелдрейка часто натыкались на враждебное мнение ученых, в том числе обвинения в участии в псевдонауке.
Руперт родился 28 июня 1942 года в городе Ньюарк-он-Трент. Он получил образование в Колледже Ворксоп, а затем изучал биохимию в Колледже Клер, в Кембридже, философию и историю в Гарвардском Университете.
В Кеймбридже он получил степень доктора наук в области биохимии.
Руперт Шелдрейк был научным сотрудником Королевского общества, а затем отправился в Индию, где занял должность основного физиолога растений в Международном научно-исследовательском институте сельскохозяйственных культур в полузасушливой тропической зоне.
В настоящее время Руперт Шелдрейк является руководителем проекта «The Perrot-Warrick».
Сайт автора - http://www.sheldrake.orgСемь экспериментов, которые изменят мир
В середине 80-х годов XX века английский биолог Руперт Шелдрейк выдвинул революционную теорию морфогенетических полей.Согласно его гипотезе, все природные системы — от кристаллов до растений и животных, включая человека и весь человеческий социум, — обладают коллективной памятью, определяющей их поведение, строение и внешние формы.
"Эта книга доставляет огромное удовольствие. К тому же она представляет немалую научную ценность как интересный опыт в философии науки и, возможно, как неожиданный и глубокий взгляд на привычный материальный мир".
Семь экспериментов, которые изменят мир (скачать)
Семь экспериментов, которые изменят мир.doc
Физика ангелов
Ангелы... Кто они? И как в эпоху сверхразвитых технологий они могут помочь нам решать индивидуальные и глобальные проблемы мироздания?Книга построена в форме диалога между известным английским биологом Рупертом Шелдрейком, автором революционной теории морфогенных полей, и богословом-визионером Мэтью Фоксом.
Масштаб их бесед поистине космический: от атомных частиц до супергалактик, от Библии до теории относительности, от шаманизма до квантовой физики.