Русский язык в школе. Русский язык в школе Частица как часть речи междометие
Особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства, настроения и побуждения. Междометия не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Междометия - особенность разговорного стиля, в художественных произведениях используются в диалогах.
Группы междометий по значению
Междометия бывают непроизводными (ну, ах, фу, эх и др.) и производными , произошедшими от самостоятельных частей речи (Брось! Батюшки! Ужас! Караул! и др.).
Междометия не изменяются и не являются членами предложения . Но иногда междометие употребляется в значении самостоятельной части речи. При этом междометие принимает конкретное лексическое значение и становится членом предложения. Вот раздалося «ау» вдалеке (Н. Некрасов) - «ау» равно по значению существительному «крик», является подлежащим. Татьяна ах! а он реветь . (А. Пушкин) - междометие «ах» употреблено в значении глагола «ахнула», является сказуемым.
Нужно различать!
От междометий следует отличать звукоподражательные слова . Они передают различные звуки живой и неживой природы: человека (хи-хи, ха-ха ), животных (мяу-мяу, кукареку ), предметов (тик-так, динь-динь, хлоп, бум-бум ). В отличие от междометий звукоподражательные слова не выражают эмоций, чувств, побуждений. Звукоподражательные слова состоят обычно из одного слога (буль, гав, кап) или повторяющихся слогов (буль-буль, гав-гав, кап-кап - пишутся через дефис).
От звукоподражательных слов образуются слова других частей речи: мяукать, мяуканье, булькать, бульканье, хихикать, хихиканье и др. В предложении звукоподражательные слова, как и междометия, могут употребляться в значении самостоятельных частей речи и являться членами предложения. Вся столица содрогнулась, а девица хи-хи-хи да ха-ха-ха (А. Пушкин) - «хи-хи-хи» и «ха-ха-ха» равны по значению глаголам «смеялась, хохотала», являются сказуемыми.
В 18 веке французский философ и писатель Жан-Жак Руссо сказал: «Существовать - значит чувствовать». В языке есть специальные слова, которые выражают самые различные чувства. Это междометия. На уроке вы узнаете все о междометии как особой части речи. Также вы узнаете, как пишутся междометия и какими знаками препинания обособляются.
Тема: Междометия
Урок: Междометие как часть речи. Дефис в междометиях
Междометие – особая часть речи, не входящая ни в самостоятельные, ни в служебные части речи, которая выражает различные чувства, побуждения, но не называет их.
Например: ой, ах, ура, ба, боже мой и др.
Особенности междометий:
· не связаны грамматически с другими словами;
· не отвечают на вопросы;
· не изменяются;
· не являются членами предложения;
В отличие от служебных частей речи, междометия не служат ни для связи слов в предложении, ни для связи частей предложения.
По происхождению междометия делятся на непроизводные и производные
· Непроизводные междометия не соотносятся со словами других частей речи и состоят обычно из одного, двух или трёх звуков: а, о, э, ах, ох, эх, ого, увы . К этой же группе относятся и сложные междометия типа ай-ай-ай, ой-ой-ой и т.п.
· Производные междометия образованы от слов других частей речи:
а) глаголов (здравствуйте, прощайте, подумаешь );
б) существительных (батюшки, караул, господи );
в) наречий (довольно, полно );
г) местоимений (то-то же ).
К производным междометиям относятся и слова иноязычного происхождения (алло, браво, бис, капут ).
По структуре междометия могут быть:
· простыми, то есть состоять из одного слова (а, ай, ой, увы );
· сложными , т.е. образованными соединением двух-трёх междометий (ай-ай-ай, ой-ой-ой, батюшки-светы );
· составными , то есть состоять из двух и более слов (увы и ах; то-то же; вот тебе на; вот тебе раз ).
Виды междометий по значению:
· эмоциональные междометия выражают, но не называют чувства, настроения (радость, страх, сомнение, удивление и др.): ах, ой-ой-ой, увы, боже мой, батюшки, вот те раз, слава богу, как бы не так, фу и др.;
· междометия, которые выражают побуждение к действию, команды, приказы : ну, эй, караул, кис-кис, вон, кыш, марш, тпру, ну-ка, ш-ш, ау;
· этикетные междометия являются формулами речевого этикета: здравствуй(те), привет, спасибо, пожалуйста, простите, всего хорошего.
К междометиям примыкают, но не относятся слова, обозначающие мгновенные действия (бах, хлоп, шлёп и др.) , а также слова, имитирующие различные звуки и голоса животных и птиц (тра-та-та; бум-бум-бум; мяу-мяу; гав-гав; га-га-га и др. ).
Междометия используются в разговорной речи и в художественном стиле, чтобы выразить авторские эмоции или передать настроение героя произведения.
Иногда междометия переходят в разряд самостоятельных частей речи, при этом они принимают конкретное лексическое значение и становятся членом предложения.
Например: Далече грянуло «ура ».
Гонорар – увы и ах .
Домашнее задание
Упражнения № 415–418. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.
Задание №1. Прочитайте. Обратите внимание на интонацию, с которой произносятся междометия. Спишите предложения в такой последовательности: 1) предложения с эмоциональными междометиями; 2) предложения с побудительными междометиями. Укажите оттенки эмоций и побуждения.
1. Ах! Амур проклятый! И слышат, не хотят понять... 2. Ну! Виноват! Какого ж дал я крюку. 3. Ох, род людской! пришло в забвенье, что всякий сам туда же должен лезть, в тот ларчик, где ни стать, ни сесть. 4. Простите; я спешил скорее видеть вас, не заезжал домой. Прощайте! Через час явлюсь... 5. А! Александр Андреич, просим, садитесь-ка. 6. Эх, Александр Андреич, дурно, брат! 7. Эй, завяжи на память узелок; просил я помолчать... 8. Кричали женщины: ура! и в воздух чепчики бросали! 9. Ах! Боже мой! Упал, убился! 10. Поводья затянул. Ну, жалкий же ездок. 11. Ах! Злые языки страшнее пистолета. 12. Эй! Филька, Фомка, ну, ловчей! 13. Эх! Братец! Славное тогда житье-то было. 14. Здорово, Чацкий, брат! 15. Ну, тучу разогнал. 16. Ух! Я точнехонько избавилась от петли: ведь полоумный твой отец... (А. Грибоедов)
Задание №2. Выделите в примерах из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» слова, словосочетания и предложения, выступающие в роли междометий.
1.Бог с вами, остаюсь опять с моей загадкой. 2. Помилуйте, мы с вами не ребяты: зачем же мнения чужие только святы? 3. Князь Петр Ильич, княгиня, боже мой! 4. А мне подарочек, дай бог ему здоровья! 5. «Я досказал». - «Добро! Заткнул я уши». 6. А дамы?.. Дай бог терпение - ведь сам я был женат.
Дидактические материалы. Раздел «Междометие»
Дидактические материалы. Раздел «Звукоподражательные слова»
3. Культура письменной речи ().
Культура письменной речи. Междометие.
Междометие. Энциклопедия Кругосвет.
Литература
1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.
Междометие - это часть русского языка, выражающая побуждения, чувства и эмоции, но не называющая их. Как и служебные части речи, междометия не изменяются.
Не являются междометиями
следующие слова:
- звукоподражающие
(имитирующие обычные звуки и звуки, издаваемые птицами, животными или насекомыми): тук-тук, гав-гав, чирик-чирик.
Обозначающие мгновенные действия: топ, шлёп, прыг.
Виды междометий.
Междометия различаются по составу, происхождению и значению.
По составу междометия
бывают:
- Простые междометия - состоящие из одного слова: здорово, ух, браво;
- Составные междометия - состоящие из двух и более слов: ух ты, вот те на, скажите на милость;
- Сложные междометия - состоящие из двух и более основ: ай-яй-яй, ой-ой-ой.
По происхождению
различают:
- Производные междометия - образованные от других слов и словосочетаний (синтаксических конструкции): полно, подумаешь, дудки, скажите на милость и др.
- Непроизводные междометия - первородные, не имеющие генетических связей с другими частями речи: ой, ай, ух и др.
- Заимствованные междометия - междометия, которые пришли в русский язык из других языков: браво, баста, караул, вау и др.
По значению
различают:
- Побудительные междометия : эй, ну-ка, цыц, но-но, баю-бай и другие.
- Эмоциональные междометия : здорово, браво, ух и др.
- Этикетные междометия : здравствуйте, пожалуйста, будьте добры, до свидания, спасибо и другие.
Синтаксическая роль междометий.
Обычно междометия не являются членами предложения . Но когда междометия выступают в роли других частей речи в предложении, они занимают своё место среди членов этого предложения. Давайте рассмотрим, какими членами предложения может выступать междометие , заменяя другие части речи:
- Из темноты в ответ донеслось бесконечное «ау». В этом предложении «ау» заменяет существительное и выступает в роли подлежащего .
- Ай да девица! В этом предложении междометие «ай да» заменяет имя прилагательное, поэтому выступает в роли определения (какая девица?).
Междометия и знаки препинания.
Рассмотрим следующие правила постановки знаков препинания при междометиях :
- Восклицательные междометия выделяются восклицательным знаком, если произносятся с ярко выраженной интонацией: Ба ! Кто к нам пожаловал! Ага ! Попался!
- Те же восклицательные междометия могут отделяться запятыми, если произносятся с обычной интонацией: Ох , что-то в груди сдавило! Ба , какой умный!
- Также запятой или восклицательным знаком выделяются звукоподражательные слова и повелительно-побудительные междометия: Стоп ! Проезд закрыт! - Стоп , машина! Тук-тук ! К вам можно? - Ау , есть кто живой?
- Междометные выражения, выражающие отношение автора к высказываемым фактам, также выделяются запятыми: К счастью , травма оказалась не серьезной. К моей радости , мама ответила на телефонный звонок.
Как отличить междометие от частиц?
Некоторые междометия могут иметь омонимы, которые пишутся так же, но на самом деле являются частицами, используемыми для усиления эмоционального оттенка предложения. Как отличить междометия о, ах, ох, ну
и другие от омонимичных частиц?
1) Частица «о» обычно употребляется в обращениях и восклицательных предложениях перед словами «да» или нет»: О да, это то, что нужно! (сравните с междометием: О, как прекрасен этот день! )
2) Частица «ну» употребляется в предложениях с усилительным значением: Ну как же ты вырос, мой мальчик! (сравните с междометием: Ну, мы идём гулять или нет? )
3) Частица «ах» чаще всего используется с личными местоимениями: Ах ты, хитрая лисья морда! (сравните с междометием: Ах, как прекрасен это сад! )
В случаях, когда перед нами не междометие, а частица, запятые не ставятся. Междометия в предложении всегда выделяются знаками препинания. Исключения составляют словосочетания: «эх ты», «ух ты», «ай да», «ах ты», «ох и» и др.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
по теме «Междометие как часть речи»
по учебнику «Русский язык», 7 класс, § 74, авторы М.Т Баранов, Т. А. Ладыженская и др.
Класс: 7
Продолжительность: 40 минут
Цели:
1) знакомство с междометием как частью речи, с различными группами междометий по значению и назначением в языке;
формирование умения отличать междометия от других частей речи, употреблять их в речи;
развитие умения сравнивать, разграничивать языковые явления; воспитание вежливости, стремления избегать в общении речевых ошибок;
научить пунктуационным навыкам оформления междометий на письме.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: проектор, ноутбук, электронная презентация, экран, карточки,
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая и самостоятельная работа; частично-поисковая деятельность, постановка и решение проблемных задач.
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!
Открываем тетради, записываем число, классная работа.
2. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
А) Синтаксическая пятиминутка:
записать предложение под диктовку, расставить знаки препинания, разобрать по членам предложения, устно выполнить хар-ку предложения)
Растаял снег, луга зазеленели,
Телеги вновь грохочут по мосту. (М.Исаковский)
(Повеств., невоскл., сложное: 1ч.: двусост., нераспр., неосложн.; 2 ч.: двусост., нераспр., неосложн.; 3 ч.: двусост., распр., неосложн.;)
Б) На карточках индивидуальная словарная работа – 3 чел.
В) Мы закончили изучать раздел «Частица».
Давайте повторим знания по разделу.
Прочитаем предложения, найдем частицы, укажем их разряд. (СЛАЙД)
-Вот моя деревня, вот мой дом родной... (И.Никитин.)(смыслоразличительная частица – указание)
-Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу... (А. Майков.) (смыслоразличительная частица – усиление)
-Не бросай друга в беде.(отрицательная частица)
-Взял бы миллион цветов и разбросал бы их над планетой. (формообразующая частица)
К каким частям речи относятся частицы? (служебные части речи)
Назовите самостоятельные части речи (сущ., прил., гл., числит., местоим., нареч., прич., дееприч.)
В чем отличие самостоятельных и служебных частей речи? (служебные части речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, ни количества и не бывают членами предложения)
Какой раздел изучает слово как часть речи? (морфология)
3. НОВАЯ ТЕМА
А) Сообщение темы урока
Выступление 1 учащегося
Среди живущих на Земле существ есть совсем просто устроенные, вроде каких-нибудь одноклеточных водорослей или микробов, и очень сложные – вроде обезьяны или крокодила.
То же самое мы видим и среди частей речи. Вот, например, самое простейшее из простейших – междометие. Его никак нельзя изменить, и у него нет никакого внутреннего строения, прямо одни восклицания какие-то: Ох! Ах! Хи-Хи. Возьмем, например, О! – ну чем не простейшее одноклеточное?
Междометие с латинского переводится как брошенное между. Вот Вам и часть речи! Однако без междометий наш разговорный язык просто нельзя себе представить.
Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на уроке?
Выступление 2 учащегося
Чтение стихотворения.
Ребята, постарайтесь запомнить строки, в которых говорится о том, какие чувства, настроения, побуждения могут выражать междометия.(поощрение, похвала, упрек, запрет, благодарность,…)
Мне, - сказало Междометье, -
Интересно жить на свете.
Выражаю поощренье, похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье, возмущение, привет…
Те, кого охватит страх, произносят слово АХ!
У кого тяжелый вздох, произносят слово ОХ!
Кто встречается с бедой, произносит слово ОЙ!
Кто отстанет от друзей, произносит слово ЭЙ!
У кого захватит дух, произносит слово УХ!
Интересно жить на свете, если знаешь междометия.
Этой части речи мы и посвятим наш урок.
Б) Постановка целей и задач урока
Давайте сформулируем задачи урока. Чему мы должны научиться?
Дети формулируют цели и задачи урока.
Распознавать междометия и уметь употреблять их в устной и письменной речи.
Правильно писать и расставлять знаки препинания в предложениях с междометиями.
СЛАЙД
- Учитель: цель нашего урока – узнать признаки междометия как части речи; определить, почему эта часть речи является особой; узнать правила выделения междометий в устной и письменной речи; научиться пунктуационным навыкам оформления междометий на письме.
В) Объяснение нового материала
Запишите тему нашего урока
Междометие как часть речи
производныевозникли из самостоятельных
частей речи
непроизводные
Выписать только производные междометия
Ой! Ох! Увы! Цыц! Ура!
Ужас! Спасибо! Извините! Страх!
Не нужно путать производные междометия и самостоятельные части речи.
Можете ли вы сказать, почему междометие не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи, т.е. является особой частью речи?
В отличие от самостоятельных частей речи, служебные части речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, ни количества и не бывают членами предложения. Они употребляются в предложении только с самостоятельными частями речи. Они не изменяются.
К междометиям примыкают, но не являются ими звукоподражательные слова , которые передают звуки, издаваемые людьми, животными, различными предметами, стихийными силами природы.Ку-ку, гав-гав, мяу
Какие три признака нам помогают при изучении новой группы слов? (Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция).
Среди междометий выделяются 3 группы.
Эмоциональные междометия: А, АГА, АЙ, АХ, АЙ-АЙ-АЙ, ЕЙ-ЖЕ-ЕЙ, БАТЮШКИ, БОЖЕ МОЙ, БРАВО, ВОТ ЭТО ДА, ВОТ ТЕ РАЗ, ГМ, ГОСПОДИ, ДА НУ, ЕЩЕ ЧЕГО, ИШЬ, КАК БЫ НЕ ТАК, КАК ЖЕ, МАТУШКИ, НУ И НУ, ОГО, ОДНАКО, ОЙ, ОХ, ПОДИ Ж ТЫ, ПОДУМАЕШЬ, ПОМИЛУЙТЕ, СКАЖИТЕ СЛАВА БОГУ, С УМА СОЙТИ, ТО-ТО, ТЬФУ, УВЫ, УЖАС, ЧЕРТ ВОЗЬМИ, УПАСИ БОГ, УРА, ЧТО, ЭХ.Я междометье эмоциональное:
Выражаю радость, горе, ликование.
Могу передавать я удивление,
Насмешку, гнев, недоумение.
Ай – ай – ай! Да ну! Ещё чего!
С ума сойти! Подумаешь! Ого!
Повелительные междометия: АЛЛО, АУ, ЭЙ, НА, КАРАУЛ, ТС, ЧШ, АЙДА, МАРШ, СТОП, ШАБАШ, ТПРУ, КИС-КИС, ЦЫП-ЦЫП, БРЫСЬ, КЫШ
Я междометье повелительное:
Повелеваю, отдаю приказы, призываю.
И к человеку, и к животным обращаюсь.
А иногда движенье прекращаю
А захочу – по телефону пообщаюсь.
Алло! Ау! Стоп! Марш!
Кис – кис! Цып – цып! Тш!
Этикетные междометия ( слова вежливости) : ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДО СВИДАНИЯ, СПАСИБО, БЛАГОДАРЮ, ПРОЩАЙ (ТЕ), ИЗВИНИ (ТЕ), ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬТЕ ДОБРЫ, БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ, ВСЕГО ХОРОШЕГО.
Я междометье этикетное,
Здравствуйте! Благодарю! До свидания!
Будьте добры! Пожалуйста! Спасибо заранее!
Запись в тетрадях и на доске дополняется:
Междометия
Эмоциональные междометия Повелительные междометия
выражают чувства побуждают к действию этикетные
(Ах! Ох! Эх!) (Алло! Кыш!) (Здравствуйте! Спасибо!)
Г) Физкультминутка «Пожалуйста»
Учитель отдает команды, а ученики выполняют только те из них, которые сопровождаются словом «пожалуйста».
Ребята, пожалуйста – это тоже междометие.
Дыхательная гимнастика
Как же надо правильно дышать? Физиологически правильное дыхание – полное, через нос, трёхфазное (вдох, выдох, пауза), причем выдох несколько длиннее вдоха.
Упражнение «Дровосек». И.П.: ноги на ширине плеч, руки над головой сцеплены в «замок». Глубокий вдох носом, на выдохе наклон туловища вперед с одновременным опусканием рук и произношением: «ух», 5-6 раз.
Приседая, надо произнести « ах », поднимаясь, – « ох »
Вот истории некоторых междометий
Баю-бай. Родное, знакомое всем с детства междометие. При укачивании ребенка обычно употребляют целую цепочку слов: баю-баюшки-баю.
Произошло это междометие от глагола баять – говорить, рассказывать сказки.
Здравствуй! Сколько раз за свою жизнь мы произносим это слово, самое распространенное и обычное русское междометие-приветствие при встрече!
Сейчас оно для нас просто знак вежливости. А между тем первоначальное значение этого слова было глубоко благожелательным. Ведь здравствуй буквально значит «будьте здоровы» , а точнее – аналогично современному приветствию.
Спасибо и пожалуйста – эти два слова междометия вежливости являются совершенно различными с точки зрения своего происхождения.
Междометие спасибо возникло в результате сращения в одно слово устойчивого словосочетания спаси Бог. Конечное «г» со временем отпало.
Слово пожалуйста было образовано от пожалуй и суффикса ста. Исходное слово пожалуй появилось, очевидно, их пожалую – отблагодарю .
Д) Чтение теоретического материала учебника § 74 (правило)
Что такое «междометие»?
Что выражают междометия?
Как междометия выделяются на письме?
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
(СЛАЙД)
А) Работа с предложениями , записанными на слайде.
Выразительно читаем предложения, записываем в тетради,
расставляем знаки препинания
Увы, я не смогу присутствовать при игре.
Найдите междометие.
Можно ли отнести междометие к самостоятельным или служебным частям речи?(нет морфологических признаков)
Ах! Какая красота кругом!
Эй, Сидоров, пойдем на рыбалку!
Фу-у-у! Какая невкусная каша.
Ура! Мы ломим, гнутся шведы .
После обсуждения учащиеся еще раз формулируют правило.
Междометие – особая часть речи, которая выражает различные чувства, не называя их. Это особая часть речи , не входящая ни в самостоятельные, ни в служебные части речи.
Б) Работа по учебнику (устно)
С._____, упр.____
Выразительно прочитайте предложения, найдите междометия и выпишите их, распределяя на три группы.
Эмоциональные междометия Повелительные междометия Этикетные междометия
В) Отгадать загадки, ответы записать в тетрадь (СЛАЙД)
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого (спасибо).
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь, (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим (простите, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания).
В какую группу междометий входят слова-отгадки?
5. ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ
А) Комплексный анализ текста .
Послушайте текст.
Каковы тема, основная мысль текста?
Что вам не нравится в разговоре ребят о вежливости? Как характеризует их этот разговор?
Благодаря каким словам мы понимаем, что ощущают дети. Найдем их в тексте и назовем чувства, которые они выражают. (Ой, фи - пренебрежение.)
В классе было шумно. До урока оставало сь еще минут 10, но дискусс ия уже разгорелась.
Вот, например, если я сижу в автобусе, - говорила Лида Петрова, - и входит старушка, я ей сразу место уступаю.
Ой, это каждый дурак знает! – закричал Романов Саша. – А еще надо сказать: «Са дитесь пожалуйста!» Поняла, ворона?
Фи, ты что, с приветом! – воскликнул Дима Ковалев. – Надо сказать этой старушке: «Будьте любезны садитесь по жалуйста». Понятно? А так она и не захоче т садиться на твое дурацкое место.
Тьфу да пока ты будешь говорить свои длинн ые речи, старушка, может, вообще вылезет из автобуса! – вмешался Миша Маслов.
Вдруг про звенел звонок…
Надо сказать этой старушке: «Будьте любезны, садитесь, пожалуйста».
Б)
Вставьте подходящие по смыслу междометия
и выделите их знаками препинания
Как красиво весной в лесу! (О!)
Мы победили! (Ура!)
Каникулы кончились. (Увы,)
Возвращайся скорее, мама (Ну,)
Коля, принеси мою книгу. (Пожалуйста,)
Как больно! (Ой,)
_______________________________________
Ну, ой, о, увы, ура, пожалуйста
6. ИТОГ УРОКА
Выступление 3 учащегося (на голове ученика бумажная корона, на которой написано слово междометие)
Чтение сказки «Без чего в речи не обойдёшься?»
Меня зовут междометие .
Я - самое важное слово. В разговоре без меня нельзя, потому что я чувства всякие и настроения выражаю. Больно кому – он кричит: «Ай-ай-ай!» или «Ой-ой-ой!». Весело – смеется: «Ха-ха-ха!», «Хи-хи-хи!». Встретились двое – сразу ко мне за помощью: «Здравствуй!», « Привет!», « Пожалуйста!». Чуть что-то случилось – говорят: «Дело-табак», «Крышка!». И все эти ога, угу, ох и им подобное – мои родные братья
Если вы внимательно слушали сказку, то скажите, что можно выразить с помощью междометий?
Вывод: Ответьте на вопросы
1.В чем особенность междометия как части речи?
2.Междометие выражает……..
3.В чем отличие производных междометий от непроизводных?
4.Где чаще всего в художественной речи используются междометия?
Междометия произносятся с особой восклицательной интонацией и обычно сопровождаются мимикой и жестами, усиливающими то значение, которое передается междометием.
- Ребята, а сейчас посмотрите на СЛАЙД.
Какое из утверждений верно?
Междометие - это самостоятельная часть речи, которая выражает чувства, настроения или побуждения.
Междометия чаще всего употребляются письменной речи, нежели в устной.
Междометие - это служебная часть речи, которая выражает чувства, настроения и побуждения.
Междометие - это особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства, настроения или побуждения.
Что нового узнали?
С какой частью речи мы познакомились на уроке? Что узнали о ней?
Итак, с помощью междометий можно выразить разные чувства. Какие?
Какую оценку бы поставил каждый из вас себе за работу на уроке?
Реализовали ли цель урока, которую ставили перед собой?
Выступление учащегося: ученик читает стихотворение (ученики слушая, хором называют междометия)
Ах, как трудно жить на свете,
Не усвоив междометий!
Сердце так и гложет страх
Ах!
Эх, ведь спросят как назло!
Вот бы нынче повезло!
Я по списку дальше всех!
Эх!
Ох, беда уже близка,
Так и ждет меня доска
Если б кто-нибудь помог!
Ох!
Ух, захватывает дух!
Притворюсь-ка я, что глух!
Хоть бы в классе свет потух
Ух! Ах! Эх! Ох! Не вызвали!
Ц. Ангелов
7. РЕФЛЕКСИЯ
Всю нашу жизнь можно поделить на временные промежутки – год, день, час… Урок – 40 минут, это тоже часть нашей жизни, поэтому важно, как мы живем в это время. Давайте оценим, как мы прожили эти 40 минут
Поднимите карточку с соответствующей буквой!
В - Ах, как хорошо и замечательно!
Г - Эх и Ах! Но все же ОХ!
Д - Ах, ух! Эх! Ого!!! Было интересно!
А - Ух! Как же мне все понравилось!
8. ЗАДАНИЕ НА ДОМ (СЛАЙД)
1. Повторить материал параграфа 74
2. Вариативное домашнее задание
А) Сочинение – миниатюра на тему «Волшебные слова»
КАРТОЧКИ
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Идём по улиц..., приближаемся к станци..., встретимся на остановк..., трол...ейбус на перекрёстк..., снег лежит на тропинк... , на зелёной ел... и пихт..., спит в берлог... в своей постел..., с ветк... на ветку, бродит по дорог... возле деревн..., был в здани..., записано в Конституци..., в пламен... огня, подошёл к знамен..., расположиться в долин..., стоять у знамен..., расти на свобод..., нога в стремен..., отвечать по истори...,
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Участвовать в экспедици..., постареть от врем...н...., проходить по алле..., звать по имен..., предупредить об опасност..., в пламен... костра, заботиться об урожа..., стоять в размышлени..., слушать лекцию в планетари..., по фамили..., прочитать в энциклопеди..., заниматься в студи..., расписаться в получени..., отдыхать в санатори..., упрекать в равнодуши..., читать в хрестомати..., не забывать о сострадани... и милосерди..., храбрость в сражени..., ошибаться в сочинени...
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Запутаться в решени... задач..., отвечать на географи..., ошибка при умножени..., при склонени... существительных, родился на юге Росси..., не теряла врем...н..., в выражени... лица, говорил об отц..., дяд..., жизнь в Петербург..., стыдился своей заносчивост..., рас...просить о работ..., сказал при прощани..., присутствовать при репетици..., сообщить о пьес... и её репетици..., под...ехать к башн... , найти отр...жение в легенд..., в предани..., в летопис..., задержаться в укрыти..., чу...ствовать на рас...тояни...
междометие
Обособляется или оформляется как отдельное предложение.
Но одновременно , увы, со стороны дома раздался голос госпожи Ли, звавший дочь с дико нарастающими перекатами, и доктор Купер тяжело прохромал с веранды в сад. В. Набоков, Лолита. Вчера хоронили Глоткина. Увы ! Не в пользу мне смерть сего старца! А. Чехов, Из дневника помощника бухгалтера.
Междометие «увы» с восклицательной интонацией может выполнять функцию вставного предложения. В этом случае после «увы» ставится восклицательный знак, а все вставное предложение заключается в скобки или выделяется при помощи тире.
Словарь-справочник по пунктуации. - М.: Справочно-информационный интернет-портал ГРАМОТА.РУ . В. В. Свинцов, В. М. Пахомов, И. В. Филатова . 2010 .
Синонимы :Смотреть что такое "увы" в других словарях:
увы и ах - увы и ах … Орфографический словарь-справочник
увы - межд. Выражает горькое сожаление, сетование по поводу чего л. Прошлого не вернёшь, увы! Увы, поезд уже ушёл! Увы, я так и не застал вас. Моих друзей, увы, уже нет на свете. ◊ Увы и ах. Шутл. = Увы … Энциклопедический словарь
УВЫ - УВЫ, межд. Восклицание, обозначающее сетование, горестное сожаление по поводу чего нибудь (ритор., поэт.). «Увы, на разные забавы я много жизни погубил!» Пушкин. «Увы! надежды нет.» Некрасов. «Увы, Татьяна увядает.» Пушкин. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова
увы - жаль, к сожалению, увы и ах, к несчастью Словарь русских синонимов. увы см. к несчастью Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 201 … Словарь синонимов
увы - межд., др. русск. оувы (Григ. Наз., Панд. Антиоха, Пов. врем. лет, Сказ. о Борисе и Глебе; см. Срезн. III, 1124; также у Аввакума), ст. слав. оувы οὑαί (Супр.), болг. уви (Младенов 648). Ономатопоэтического происхождения, как и греч. ὀά, οὑά,… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
УВЫ - УВЫ, межд. Выражает сетование, сожаление. Былого не воротишь, у. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
УВЫ - УВЫ, межд. сетованья, ах, о, ох, беда, горе мне, о горе, о бедствие. Увыкать, охать, сокрушаться, горевать с возгласами, стонами, восклицаньями. Увыканье, стоны, стенанье, плач. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
увы и ах - нареч, кол во синонимов: 3 жаль (23) к несчастью (11) увы (7) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов
Увы
Увы - межд. разг. 1. Возглас, выражающий сожаление по поводу чего либо. 2. Употребляется как сказуемое. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
УВЫ - и ах! Разг. Шутл. Восклицание, выражающее сетование по поводу чего л. ФСРЯ, 488 … Большой словарь русских поговорок
Книги
- , Моцарт Вольфганг Амадей. Репринтное нотное издание Mozart, Wolfgang Amadeus "6 Variations on" H?las, j"ai perdu mon amant", K. 360/374b" . Жанры: Variations; For violin, piano; Scores featuring the violin; Scores… Купить за 459 руб
- , Моцарт Вольфганг Амадей. Репринтное нотное издание Mozart, Wolfgang Amadeus`6 Variations on`H?las, j`ai perdu mon amant`, K. 360/374b`. Жанры: Variations; For violin, piano; Scores featuring the violin; Scores…