Синтаксическая норма русского языка: Методическое пособие по курсу "Русский язык и культура речи". Учительские университеты Уделять внимание на свое здоровье
18:29
Руский яз.
Помогите пожалуйста сделать эти задания.Очень надо.До Пн.
2. Большая половина игры проходила у ворот команды «Заря».
3. Рукоприкладство было совершено портфелем.
4. В холодильнике буфета обнаружена баранья голова, принадлежащая буфет¬чице Маминой.
5. В результате освидетельствования гр-ну Левдикову причинены легкие телес¬ные повреждения.
6. Поведение Салишина постоянно было чревато хорошими последствиями.
7. Салайонов ударов не наносил, ногами не пинал.
8. Потерпевшая Кунаева была доставлена в городскую больницу с проломлен¬ным черепом на голове.
9. Козел гражданки Динер травмировал брюки истца.
10. К Воронкову подошли двое лиц с неизвестными лицами.
Поясы - пояса, пропуски - пропуска, соболи - соболя, сыны - сыновья, цве¬ты - цвета, образы - образа, лагери - лагеря, учители - учителя.
1. Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован.
2. Как складывалась ваша жизнь в первый год по приезду?
3. Уделите внимание на здоровье.
4. Для абитуриента, желающего учиться в этом институте, надо будет знать и английский язык.
5. Как приятно знать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем. s_
7. Запахи многих опасностей, рождаясь, животные уже знают.
2008-09-20 в 18:57
Самый опасный хищник в мире
Выделю ошибки. Попытайся их исправить и объяснить, в чем они заключались
Задание 8. Найдите ошибки, квалифицируйте их.
1. Расследуйте
анонимное письмо, о результатах сообщите автору.
2. Большая половина
игры проходила у ворот команды «Заря».
3. Рукоприкладство
было совершено портфелем
.
4. В холодильнике буфета обнаружена баранья голова
, принадлежащая буфет¬чице
Маминой.
5. В результате освидетельствования гр-ну Левдикову причинены
легкие телес¬ные повреждения.
6. Поведение Салишина постоянно было чревато
хорошими последствиями.
7. Салайонов ударов не наносил, ногами не пинал
.
8. Потерпевшая Кунаева была доставлена в городскую больницу с проломлен¬ным черепом на голове
.
9. Козел гражданки Динер травмировал брюки
истца.
10. К Воронкову подошли двое лиц с неизвестными лицами
.
Задание 12. Установите различия в каждой паре.
какие твои варианты?
Задание 17. Квалифицируйте ошибки. Исправьте их.
1. Согласно полицейского
протокола
водитель был оштрафован.
2. Как складывалась ваша жизнь в первый год по приезду
?
3. Уделите внимание на
здоровье.
4. Для
абитуриента, желающего учиться в этом институте, надо будет знать и английский язык.
5. Как приятно знать, что, придя
домой после школы, котенок
встретит меня радостным мяуканьем. s_
6. Идя
по мокрой тропинке, дождь
еще не прекращался.
7. Запахи
многих опасностей, рождаясь
, животные уже знают.
2008-09-20 в 22:32
12.Я думаю так:
2008-09-20 в 22:32
12.Я думаю так:
пояса (части одежды) - поясы (географические)
пропуска (документы) - пропуски (недосмотры)
соболя (меха) - соболи (животные)
сыновья (у родителей) - сыны (родины)
цвета (окраска) - цветы (растения)
образа (иконы) - образы (художественно-литературные)
лагеря (военные, туристские) - лагери (общественно-политические группировки)
учителя (преподаватели) - учители (идейные руководители)
2008-09-20 в 22:39
Задание 17. ПрОверьте.И как их объяснить?
1. Согласно полицейскому протоколу водитель был оштрафован.
2. Как складывалась ваша жизнь в первый год приезда?
3. Уделите внимание здоровью.
4. Абитуриент, желающий учиться в этом институте, надо будет знать и английский язык.
5. Как приятно знать, что, приходя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.
6. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не прекращался.
7. рождаясь, животные уже знают запахи многих опасностей,
(если честно я запустался)
2008-09-20 в 22:42
в 8 зад.я тоже не разобрался(
2008-09-20 в 23:45
Самый опасный хищник в мире
batka пояса (части одежды) - поясы (географические)
пропуска (документы) - пропуски (недосмотры)
соболя (меха) - соболи (животные)
сыновья (у родителей) - сыны (родины)
цвета (окраска) - цветы (растения)
образа (иконы) - образы (художественно-литературные)
лагеря (военные, туристские) - лагери (общественно-политические группировки)
учителя (преподаватели) - учители (идейные руководители)
вроде бы всё верно, молодец!
1. Согласно полицейскому протоколу водитель был оштрафован.
верно
2. Как складывалась ваша жизнь в первый год приезда?
наверное, лучше так:
Как складывалась ваша жизнь в первый год после приезда?
3. Уделите внимание здоровью.
верно
4. Абитуриент
, желающий учиться в этом институте, надо будет знать
и английский язык.
предложение не согласовано, в частности, выделенные его члены
попробуй ещё раз
5. Как приятно знать, что, приходя
домой после школы, котенок
встретит меня радостным мяуканьем.
не совсем... в этом предложении тоже проблема с согласованием
получается, что это не ты приходишь, а котёнок приходит
Давай я помогу:
Как приятно знать, что, придя домой после школы, я буду встречен радостным мяуканьем котёнка.
6. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не прекращался.
нет... смотри, тут опять получается, что это дождь шёл по тропинке
деепричастный оборот "идя по мокрой тропинке" относится к подлежащему, а в данном предложении им является дождь. Нужно подлежащим поставить того, кто шёл по мокрой тропинке. Попытайся.
7. рождаясь, животные уже знают запахи многих опасностей,
а тут всё верно)
пробуй восьмое задание, ничего, что будут ошибки, главное, чтобы ты их осознал потом
Для примера сделаю это предложение:
5. В результате освидетельствования гр-ну Левдикову причинены легкие телесные повреждения.
почувствуй смысл: получается, что повреждения были причинены при освидетельствовании... бред же, правда?
Нужно вот так:
В результате освидетельствования было установлено, что гр-ну Левдикову причинены легкие телесные повреждения.
2008-09-21 в 10:14
17.:
6. Я шел по мокрой тропинке, а дождь еще не прекращался.
2008-09-21 в 10:24
1. Расследуйте анонимное письмо, о результатах сообщите автору.
2. Большая половина игры проходила у ворот команды «Заря».(?)
3. Рукоприкладство было совершено с помощью портфеля.
4. В холодильнике буфета,принадлежащей буфетчице Маминой была обнаружена баранья голова, .
6. Поведение Салишина постоянно было чревато хорошими последствиями.(?)
8. Потерпевшая Кунаева была доставлена в городскую больницу с проломленной головой.
9. Козел гражданки Динер травмировал брюки истца.(не разобрался)
2008-09-21 в 15:21
Самый опасный хищник в мире
batka
17.:
4. Абитуриенту, желающему учиться в этом институте, необходимо будет знать и английский язык.
6. Я шел по мокрой тропинке, а дождь еще не прекращался.
вот теперь верно, молодец!
1. Расследуйте анонимное письмо, о результатах сообщите автору
смотри: по смыслу получается, что нужно расследовать письмо... как-то странно... наверное, нужно расследовать вопрос, изложенный в письме
2. Большая половина игры проходила у ворот команды «Заря».(?)
скажи: разве половина может быть большей или меньшей?
Шершаво, но в принципе верно
4. В холодильнике буфета, принадлежащей буфетчице Маминой была обнаружена баранья голова, .
так что принадлежит буфетчице: холодильник или буфет?)
соответственно, от нужного слова и задавай вопрос
ага
6. Поведение Салишина постоянно было чревато хорошими последствиями.(?)
В этом предложении слово "чревато" неуместно, так как оно предполагает опасность...
попробуй перестроить предложение без этого слова
7. Салайонов не наносил ударов ногами.
я бы просто убрал вторую чсть, так как её смысл полностью содержится первой части:
Салайонов не наносил ударов
8. Потерпевшая Кунаева была доставлена в городскую больницу с проломленной головой
ага... или с проломленным черепом (лучше так)
9. Козел гражданки Динер травмировал брюки истца.(не разобрался)
В этом предложении не согласовано словосочетание "травмировал брюки"... так не говорят
Попробуй заменить слово "травмировал" на такое, которое бы подошло к слову брюки...
10.Двое неизвестных лиц подошли к Воронкову.
да
причём, слово "лиц" можно опустить, а можно не опускать... если не опускать, будет официально
2008-09-21 в 15:36
1. Расследуйте вопрос, изложенный в анонимном письмо,и о результатах сообщите автору
2.Половина всей игры проходила у ворот команды «Заря».
3. Рукоприкладство было совершено с помощью портфеля
4. В холодильнике была обнаружена баранья голова,принадлежащей буфетчице Маминой.
5. В результате освидетельствования было установлено, что гр-ну Левдикову причинены легкие телесные повреждения.
6. Поведение Салишина постоянно приводило к хорошим последствиям.
7. Салайонов не наносил ударов ногами.
10.Двое неизвестных лиц подошли к Воронкову.
2008-09-21 в 16:50
Если найдется время проверьте текст на орфо и пунктуационные нормы.
Я разыскиваю книгу, которая называется «Национальные образы мира». Ее написал ни кто иной, как известный культуролог Георгий Гачев. Предыстория этой книги такова еще 40 лет назад Гачев стал изучать менталитет этносов населяющих Северную Евразию.
Небезынтересно было бы прочитать и книгу «Управление финансами», в которой автор предлагает предпринимателям во избежание банкротства предприятия сократить продолжительность коммерческого цикла, наладить работу дилерской сети и вообще искать выход из кризиса за счет ресурсов производства. Кажется, она вышла в издательстве «Просвещение»
Писатель А.Битов говорит: «Слово карьера раньше считалось неприличным. Я имею в виду, что слова карьера, частник, диссидент имели «отрицательный» оттенок. Сейчас все изменилось, но для меня слово карьера по-прежнему имеет тоже значение, я отношусь к нему, так же как и раньше».
2008-09-21 в 17:53
Самый опасный хищник в мире
batka
1. Расследуйте вопрос, изложенный в анонимном письмо,и о результатах сообщите автору
верно
2.Половина всей игры проходила у ворот команды «Заря».
Синтаксически верно, но я думаю, что имелся в виду смысл "Большая часть игры..."
3. Рукоприкладство было совершено с помощью портфеля
я сам долго омневался, но всё же UsUal gUy меня поправил:
рукоприкладство не может быть совершено предметом, поэтому мы либо про портфель забыавем, либо заменяем рукоприкладство словом "удар":
Удар был нанесён портфелем.
4. В холодильнике была обнаружена баранья голова,принадлежащей буфетчице Маминой.
так ты ничего не исправил: определись, что принадлежит буфетчице (я думаю, что всё-таки буфет)
5. В результате освидетельствования было установлено, что гр-ну Левдикову причинены легкие телесные повреждения.
верно
7. Салайонов не наносил ударов ногами
сойдёт
8. Потерпевшая Кунаева была доставлена в городскую больницу с проломленным черепом
9. Козел гражданки Динер испортил брюки истца.
10.Двое неизвестных лиц подошли к Воронкову
нормально
Лингвистическая «лихорадка».
Участвующие получают варианты всех заданий, правильность выполнения которых выявляется путём самопроверки. После прохождения каждого из четырёх этапов учащиеся, допустившие ошибки, выбывают из гонки, но при этом они имеют возможность работать самостоятельно над оставшимися заданиями. Таким образом, после выполнения всех заданий выявляется победитель.
Первый этап.
I. Исправьте ошибки, связанные с управлением.
1.Уделите внимание на здоровье.
2.Все эти мероприятия рассчитаны на благо природе.
3.Многие читатели нашей газеты уделяют огромное внимание на рубрику
"Мир глазами путешественника".
4.Для абитуриента, желающего учиться в этом институте, надо будет
знать и английский язык.
Правильный ответ.
1.Уделить внимание здоровью.
2. Все мероприятия рассчитаны во благо природы.
3. ...внимание рубрике...
4. Абитуриенту, желающему...
II. "Узнайте" фразеологизмы по описанию.
1) Выражает призыв обращать внимание на самое главное. Имеет ироническую окраску. Источник - сборник "Плоды Раздумья. Мысли и афоризмы" Кузьмы Пруткова.
2) Обозначает разоблачение мнимого авторитета. Источник - сказка Г.Х. Андерсена.
3) Характеризует независимого, своевольного человека, не подчиняющегося ничьей регламентации. Источник - сказка Киплинга.
4) Имеет значение "потерять приобретённое вследствие излишних притязаний". Источник - сказка Пушкина.
5)Шутливо характеризует легко, просто решаемый вопрос, над которым долго мудрят. Источник - сюжет басни И.А.Крылова.
1) Зри в корень.
2) А король-то голый.
3) Кот, который гуляет сам по себе.
4) У разбитого корыта.
5) А ларчик просто открывался.
III. Орфоэпическая разминка (прочитать текст и самостоятельно расставить ударение в подчёркнутых словах).
Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включён. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеяно переставлял ополоснутые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта тащовщица была красивее всех. Влюблённый юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоём, но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.
Правильный ответ.
Вечер начался". Жалюзи" были опущены, свет включё"н. На столах уже стояли то"рты и отку"поренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегда"таи клуба, которые по сре"дам проводили здесь свой досу"г: джентльме"ны в щегольски"х костюмах, дамы в декольти"рованных платьях, украшенных ша"рфами и ба"нтами. Безу"держный смех то и дело наполнял зал, один только грустный ба"рмен у стойки рассеяно переставлял ополо"снутые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой туни"ке из атла"са, с крупными и"рисами в руках, эта тащо"вщица была краси"вее всех. Влюблённый юноша мечтал о том, как они закру"жатся вдвоём, но девушка, избало"ванная мужским вниманием, даже ме"льком не взглянула на него.
Второй этап.
IV. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
Астрахан..кая сельдь, бли..кое расстояние, бога¬тыр..кое здоровье, ве..кие доводы, вя..кая почва, га¬ван..кий люд, дер..кий ответ, звер..кое обращение, кавка..кие языки, Казан..кий университет, кирги..кие сте¬пи, кон..кая упряжь, матро..кий костюм, ни..кий уровень, ноябр..кие дожди, Рейм..кий собор, ре..кий тон, сентябр..кий день, сибир..кие морозы, сколь..кий путь, у..кая полоса, францу..кий язык, черке..кая шап¬ка, январ..кая стужа.
V. Вставьте Н или НН в прилагательные.
Багря..ый закат, бесчисле..ое множество, глиня..ая посуда, дискуссио..ый вопрос, дли..ая очередь, дро¬вя..ой склад, журавли..ое гнездо, зеле..ая лавка, зем¬ля..ой пол, каме..ый дом, карма..ые часы, карти..ая га¬лерея, клюкве..ое варенье, кожа..ая куртка, кон..ый плуг, лед..ой покров, моното..ые звуки, недюжи.,ые спо¬собности, оловя..ые солдатики, осе..яя погода, песча..ая отмель, племе..ой скот, подли..ое искусство, полотня..ое бельё, румя..ые щёки, сви.,ая туша, серебря..ая ложка, соломе..ая подстилка, тума..ое утро, урага..ый ветер, це..ое изобретение, чугу..ая ограда, ю..ые натуралисты.
VI. Укажите предложение, в котором обстоятельство не обособляется.
A) Довольные пассажиры примолкнув любовались солнечным днём.
По мостовой взметая пыль шёл грузовой автомобиль.
C) Пройдя несколько шагов казаки свернули с канавы.
D) Лодка помчалась бесшумно и легко вертясь среди судов.
E) Она Галия вошла в зал не постучавшись.
Третий этап.
VII. Укажите ошибки, связанные с предложным управлением и выбором предлога, исправьте предложения.
1. Приехав с Москвы, он расположился у родственников в центре города.
2. Эти символы мы унаследовали до самых истоков человечества.
3. На этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов города.
4. Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован.
5. Как складывалась ваша жизнь в первый год по приезду?
Правильный ответ.
1. Приехав из Москвы...
2. ...от самых истоков....
3. ...из всех районов города.
4. Согласно полицейскому протоколу...
5. ...в первый год по приезде.
VIII. Произведите разбор слов по составу.
Налицо, наполовину, подливка, подушка, неожиданный, всемирный, вразбивку, повсюду, темнота.
Налиц/о, на/пол/овин/у, под/ли/в/к/а, подушк/а, не/о/жид/а/нн/ый, вс/е/мир/н/ый, в/раз/би/вк/у, по/вс/юду, тем/н/от/а.
IX. На Корсике, на Крите, на Яве… Тем не менее, говоря о событиях, происходящих на одном из следующих островов, надо употребить предлог В, а не НА. На каком?
A) Сахалин.
Исландия.
C) Кипр.
D) Куба.
E) Мадагаскар.
Четвёртый этап.
X. Отслуживший срок изделия из бумаги и картона называются…
A) мокулатура.
мукулотура.
C) макулатура.
D) макулотура.
E) мукулатура.
XI. Вот несколько существительных: местоимение, предлог, наречие, союз, частица. Сколько из них являются не только названиями частей речи?
A) Одно.
Два.
C) Три.
D) Четыре.
E) Пять.
XII. каком из этих слов буква Д лишняя?
A) Коттедж.
Бридж.
C) Кортедж.
D) Имидж.
E) Картридж.
XIII. Как должна выглядеть эта фраза из старинного романа?
A) Хозяйка потчевала гостя разными явствами.
Хозяйка поччевала гостя разными явствами.
C) Хозяйка подчевала гостя разными яствами.
D) Хозяйка потчевала гостя разными яствами.
E) Хозяйка почивала гостя разными яствами.
Рефлексия.
(Как вариант в заключение предлагается написать своё впечатление о проведённом мероприятии, считая отправной точкой эпиграф урока.)
Мастерская
«Норма»
Цели:
развивать речь учащихся через обогащение словарного запаса; совершенствовать коммуникативные качества речи (правильность, точность, выразительность, логичность, уместность);
развивать умение обобщать и систематизировать свои знания и изучаемый материал; дискутировать, аргументировать свою точку зрения;
воспитывать бережное отношение к литературному языку, собеседнику и самому себе.
Оборудование: раздаточный материал, тексты стихотворений Э.Асадова, А. Лысова, Р. Гамзатова, Л. Скворцова, видеозапись фрагмента кинофильма «Доживем до понедельника».
Социальный долг человека – быть интеллигентным.
Д.С. Лихачёв
Ход мастерской
Класс делится на 4 группы.
Ход урока
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Учитель: Спросили мудреца, какой миг самый прекрасный? Какой человек самый близкий? И что в жизни самое ценное?
Он ответил:
- Нет времени прекраснее, чем настоящее. Потому что прошлого не вернешь, а будущее еще не наступило.
- Нет никого ближе, чем тот, кто сейчас рядом с тобой. Не важно, друг он или враг. И нет ничего важнее и ценнее, чем отдавать. Потому что только это и делает тебя счастливым...
Итак, я надеюсь, что все мы счастливы, так как я буду отдавать свои наработки, а вы будете радоваться нашему общению, сегодняшнему солнечному дню.
1.Вступительное слово мастера. Все чаще приходится слышать, что русский язык пора брать под защиту. Новые словечки, нелепые и неграмотные, так и сыплются из Интернета и телевизора, а "благородная" и чистая речь исчезает совсем. Недавний опрос показал, что граждане отдают себе отчет в собственной неграмотности. 39% респондентов признают, что знают родной язык на «тройку». Что говорить о простых людях, если известный всему педагогическому миру Симон Львович Соловейчик признавался:
«Вот что со мной случилось. Однажды, когда мне было за сорок, женщина, которая мне очень нравилась, мягко сказала мне, что надо говорить не “кух о нное полотенце”, а “к у хонное”. А я всю жизнь говорил “кух о нное”. И нехорошо говорить “играться”. Дети не играются, а играют. И еще, сказала она, надо говорить “бал о ванный” а не “б а лованный” – теперь это слово всегда заставляет меня вспомнить ту историю.
Почему-то замечание сильно задело меня. Не то убило, что я ошибся и меня поправляют, а то, что она сказала это стесняясь. Ей было стыдно за меня, ей было стыдно поправлять человека. Ее стыд передался мне, и так я впервые в жизни почувствовал, что произнести слово с неправильным ударением – это не ошибка, не обмолвка, а нечто крайне унизительное. Это примерно то же, как если бы тебя поймали на мелком воровстве. Круг бесчестных поступков резко расширился – в него вошли ошибки речи...»
2. Индуктор. Отрывок из кинофильма «Доживем до понедельника».
Вопрос перед просмотром: На чьей вы стороне в конфликтной ситуации между двумя учителями?
3. Дискуссия (возможные вопросы для разговора):
Делали ли вам замечания подобного рода?
Что вы чувствовали при этом?
А исправляли сами тех, кто при вас говорил неправильно?
Считаете ли свою речь грамотной, правильной, соответствующей языковой норме?
4. Самоконструкция. Орфоэпическая разминка ( прочитать текст и самостоятельно расставить ударение)- распечатка каждому.
Вечер началс я . Жалюз и были опущены, свет включ ё н . На столах уже стояли т о рты и отк у поренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегд а таи клуба, которые по ср е д а м проводили здесь свой дос у г : джентльм е ны в щегольск и х костюмах, дамы в декольт и рованных платьях, украшенных ш а рфами и б а нтами . Без у держный смех то и дело наполнял зал, один только грустный б а рмен у стойки рассеяно переставлял опол о снутые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тун и ке из атл а са , с крупными и рисами в руках, эта танц о вщица была крас и вее всех. Влюблённый юноша мечтал о том, как они закр у жатся вдвоём, но девушка избал о ванная мужским вниманием, даже м е льк о м не взглянула на него.
После самостоятельной работы проводится проверка: ученик читает, а учитель (или ученик, у которого другое мнение) исправляет – ударения расставляются правильно.
Каждый сам ставит себе оценку: 1 ошибка – «5», 2 – «4», 3 – «3», более 4 – «2».
В итоге необходимо озвучить текст с правильным произношением.
5. Работа в группе. Задания для групп.
1. Прокомментировать и по возможности продолжить мысли Д.С. Лихачева из его книги «Письма о добром».
2. Определить структуру предложенного предложения, начертить его схему.
1 группа: Как всякое живое на земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.
2 группа: Любовь к языку, как и любовь к природе, - составная часть патриотизма, любви к Родине.
3 группа: Язык – это основа национальной памяти, ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.
4 группа: Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать, как тренируют физические и духовные силы. – РАСПЕЧАТКА ПО ГРУППАМ
6. Вывод мастера . Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли правильно и выразительно. Поэтому понятие «языковая норма» - ключевое в учении о правильности речи. Всем известно, что русский язык – язык нормированный, подчиняющийся определенным нормам. Что же такое норма применительно к языку?
Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках и рекомендованное ими. Распечатать крупно!
7. Языковой тренинг. Распечатки по группам
1 группа.
Морфологические нормы. Морфология изучает слово как часть речи. Поэтому основное внимание уделяет структуре слова, различным его формам (рода, числа, падежных форм и т.д).
Задание. Найти грамматическую ошибку в образовании формы слов, записать это слово правильно:
Директора школ, контейнера на погрузке, пять килограмм, в снегу, тысячи башкир, много народа, множество грузинов, все шофера, две пары носков, моя туфля, несколько мандарин, много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красившее всех, заведываю складом, откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан соку, много снега.
Правильный ответ.
Контейнеры на погрузке, пять килограммов, много народу, множество грузин, все шоферы, несколько мандаринов, 5 килобайт, партия кадетов, красивее всех, заведую складом, в шестистах метрах, в полутора часах езды.
2 группа Лексические нормы . Выбирая слова, мы должны обращать внимание на их значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами, так как нарушение хоть одного из этих критериев может привести к речевой ошибке.
Задание. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова- паронимы представить- предоставить.
1. Мне... квартиру (дали, выделили).
2. ... вам самим решать такие вопросы (даю возмож ность решить).
3. Нужно срочно... отчет о работе (дать, вручить...).
4. ... вам моего друга (знакомлю).
5. Отца... к ордену (наградили).
6. Все меня... чудаком (считают, называют).
7. Фильм был... на фестивале (показан).
8. Актер умел... пение соловья (копировать).
9. Этот дом... собой небольшой замок (является).
Правильный ответ.
1. Мне предоставили квартиру.
2. Предоставляю вам самим решать такие вопросы.
3. Нужно срочно представить отчет о работе.
4. Представляю вам моего друга.
5. Отца представили к ордену.
6. Все меня представляют чудаком.
7. Фильм был представлен на фестивале.
8. Актер умел представлять пение соловья.
9. Этот дом представляет собой небольшой замок.
3 группа. Синтаксические нормы - 1.
Задание. Укажите ошибки, связанные с предложным управлени ем и выбором предлога, исправьте предложения.
1. Приехав с Москвы, он расположился у родствен ников в центре города.
2. Эти символы мы унаследовали до самых истоков человечества.
3 . На этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов города.
4. Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован.
5. Как складывалась ваша жизнь в первый год по приезду?
Правильный ответ.
Приехав из Москвы…
…от самых истоков….
…из всех районов города.
Согласно полицейскому протоколу…
…в первый год по приезде.
Задание. Исправьте ошибки, связанные с управлением .
1.Уделите внимание на здоровье.
2. Все эти мероприятия рассчитаны на благо при роде.
3. Многие читатели нашей газеты уделяют огромное внимание на рубрику "Мир глазами путешественника".
4. Для абитуриента, желающего учиться в этом институте, надо будет знать и английский язык.
Правильный ответ.
1.Уделить внимание здоровью.
2. Все мероприятия рассчитаны во благо природы.
3. …внимание рубрике…
4. Абитуриенту, желающему…
4 группа. Синтаксические нормы - 2. На высшем языковом уровне – синтаксическом при построении предложения допускается много речевых ошибок. (см. таблицу)
Задание. Найдите и объясните ошибки в употреблении деепри частия и деепричастного оборота. Исправьте предло жения.1. Как приятно осознавать, что, придя домой после шко лы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.
2. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.
3.Читая этот рассказ, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером.
4. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю.
5. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не пре кращался.
6. Запахи многих опасностей, рождаясь, животные уже знают.
9. Я считаю, что, учитывая наши традиции, учитывая проблемы настоящего периода, учитывая идущие реформы, нам надо вводить президентство.
Правильный ответ.
Придя домой после школы, приятно осознавать, что котенок встретит меня радостным мяуканьем.
Прочитав о боях, я сразу представил всю эту картину.
После прочтения этого рассказа, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером.
Через год, когда он стал слепым и глухим, его привели к царю.
Дождь не прекращался, и я шел по мокрой тропинке.
Рождаясь, животные уже знают запахи многих опасностей.
Я считаю, что, учитывая наши традиции, проблемы настоящего периода, идущие реформы, нам надо вводить президентство.
4. Актуализация знаний
Учитель: Действительно, язык - явление живое, постоянно развивающееся, связанное с жизнью и развитием общества. Следовательно, нельзя допустить его деградацию и невосполнимые в будущем потери. Если выкорчевать дерево, то на его месте можно вырастить новое, пусть даже оно будет расти 100 лет, а если мы разрушаем словесное наследие наших предков, формировавшееся веками и тысячелетиями, сколько же времени понадобится на восстановление?
В живую и чистую реку, какой был русский язык, стала вливаться губительная масса.
Какие же факторы губительно влияют на наш язык?
От чего нужно уберечь, спасти русский язык?
Ответы детей:
- от избытка иностранных слов;
- от молодежного сленга;
- от «олбанского» языка Интернета;
- от языка sms, от транслитерации (смешение графики разных алфавитов);
- от нецензурных выражений в литературной и молодежной среде.
Фрагмент песни П.Воли
Как вы относитесь к слову Раша?
А Россия?
Усвоение нового материала
Учитель: Вы знаете, что такое руны? (Ответы детей.) Это знаки письменности древних славян. Наша Родина - Россия. Попробуйте определить смысл слова «Россия», зашифрованный рунической тайнописью.
(Примеры рун на иллюстрации.)
Р - Радуга
Руна дороги, бесконечного пути к Алатырю (Алатырь-камень, «Всем камням камень» - в славянской мифологии центр мироздания, священная скала в Рипейских горах. Также скала у входа в Пекло, на берегу реки Смородины. По преданию Алатырь-камень упал с неба, на нем высечены законы Сварога).
Учитель: Сопоставьте значение этой руны с историей России. Что пришлось пережить нашей стране?
Ученики: Долгий путь, войны, революции.
О - Опора
Это руна основания Мироздания.
С - Сила
Достояние Воина. Свобода от оков.
Руна Силы есть одновременно и руна единства, целостности. И еще это руна Победы. Магическое значение этой руны прямо связано с ее определением как руны могущества.
И - Исток
Руна Истока.
Учитель: Что мы теряем сегодня?
Ученики (глядя на руны): Теряем Силу и Исток.
Цитата из книги российского лингвиста Максима Анисимовича Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва»: «Слухи о скорой смерти русского языка сильно преувеличены. И все-таки о русском языке надо беспокоиться. Его надо любить. О нем надо спорить. Но главное - на нем надо говорить, писать и читать. Чего я всем и желаю».
Учитель: Какие примеры нарочитого коверканья написаний русских слов вы можете привести?
Ученики говорят о сленге, о ненормативной лексике в быту, в Интернете, в литературе.
Учитель: Каждому необходимо определиться: что я должен сделать, чтобы сохранить русский язык?
Ответы детей.
Учитель: Напишем эти ключевые слова на листочках и очистим наш язык.
Дети пишут: беречь, любить, изучать, сохранять, пропагандировать русский язык, издавать новые толковые, энциклопедические словари, упорядочить нормы русского языка.
Листочки на доску со своими выводами, предложениями по сохранению русского языка приклеить на слайд с фотографией чистой воды и объяснить свою позицию.
Учитель:
Незаконченные предложения:
П - позиция /Я считаю, что.../
О - Обоснование /Потому что.../
П - пример /Я могу это доказать тем, что.../
С - суждение /Исходя из этого, я делаю вывод о том, что.../ -
позволят вам кратко и точно выразить собственную позицию по названной проблеме.
Дети высказывают свою позицию.
Учитель: Хотим, чтобы русский язык оставался красивым, ярким - давайте прислушаемся к своей речи. Начинать нужно с себя. Это очень важно.
Домашнее задание: Напишите небольшое эссе, статью в школьную газету «Как нам сохранить русский язык».
8. Лексическое лото.
Многие слова кажутся непонятными. Постарайтесь объяснить их значение.
Подберите к каждому слову, напечатанному на листе, определение из набора распечаток.
Ответ: 1в 2а 3г 4д 5б
9.Отчет консультантов о работе групп.
10. Слово мастера. Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, о бережном отношении к окружающим и уважении к самому себе, помнить о том, что есть этические нормы. Язык – это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное.
11. Работа с поэтическими текстами. Прочитать выразительно, обсудить в группе, прокомментировать исходя из темы и эпиграфа урока.
1 группа.
Анатолий Лысов
Дикарь
Сказать лишь можно, что с лицаИ не дикарь он вовсе:
Не носит он в носу кольца
Монет в ушах не носит.
Дикарь на площади. Он рад
стать мастером особым,
Чтоб сделать трёхэтажный мат
Скабрёзным небоскрёбом.
Его одежду описать
Словами можно тоже:
Он по одёжке, так сказать,
На всех на нас похожий.
И дикарей вокруг щадят,
Обходят стороною,
Как будто речь на площадях
Должна стать площадною.
Но передать его язык
Поэт не правомочен:
В таком бы случае мой стих
Был сплошь из многоточий.
А надо, что ни говори,
Пресечь их брань вначале –
Пресечь, покуда дикари
Совсем не одичали!
Вы догадались: речь идёт
Опять про мат и матик,
Про речь, которую ведёт
Подобный “мате-матик”.
2 группа . Прочитать выразительно, обсудить в группе, прокомментировать исходя из темы и эпиграфа урока
Э.Асадов
О скверном и святом
Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире самое простое
И самое возвышенное – Мать!
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено.
Тот пращур был и тёмный, и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.
И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как тёмная река.
Нашлись другие. Взяли подхватили
И понесли сквозь годы и века…
Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут всё-таки при чём?
1970 г.
3 группа . Прочитать выразительно, обсудить в группе, прокомментировать исходя из темы и эпиграфа урока
С. Скворцов
“Слова”
Словно травы шелестят слова.
Как слова и травы в жизни схожи!
Говорим: целебная трава –
Есть слова целительные тоже.
Есть слова, исполненные яда,
Есть простые, словно васильки,
А порой, с собою нету слада,
Если всходят в речи сорняки.
Есть слова пьянящие, как розы,
Есть сухие, как степной ковыль,
Есть слова, рождающие слёзы, –
Горькие слова, слова – полынь.
Словом можно душу искалечить,
Словом можно раны исцелить,
Тяжкий груз недобрых слов на плечи
Берегитесь ближнему взвалить!
Я смотрю на луг, в цветы одетый,
Как прекрасен сочных трав покров!
Научи нас, Бог, дарить букеты,
Состоящие из мудрых, добрых слов!
4 группа . Прочитать выразительно, обсудить в группе, прокомментировать исходя из темы и эпиграфа урока
Р. Гамзатов
Ответил друг, плечами пожимая:
«Я с этим человеком не знаком,
Что про него хорошего я знаю?»
«Вон человек, что скажешь ты о нём?»
Спросил я у товарища другого.
«я с этим человеком не знаком,
Что я могу сказать о нём плохого?»
12. Социализация. Группу № 4 слушать последней.
13. Домашнее задание. Рассуждение на темы:
«Нация не должна мириться с деградацией своего языка. За или против?»
«Связана ли духовная деградация с языковыми потерями?»
«Что входит в понятие «чистая, правильная речь»?»
Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте
Рак груди - самый распространенный в мире. Чтобы сохранить женское здоровье, стоит уделить немного внимания и изучить его симптомы, которые на первый взгляд кажутся незначительными изменениями.
сайт разузнал для вас, на что нужно обратить внимание, и собрал простые и действенные рекомендации, которые помогут оставаться здоровой на протяжении всей жизни.
1. Шишки и уплотнения
Если вы нащупали любое уплотнение на груди, ключицах или подмышках, стоит записаться к врачу: даже небольшая шишечка может оказаться симптомом болезни.
Мы часто идем к врачу только из-за болезненных ощущений, но чаще всего такое уплотнение не доставляет дискомфорта. Оно может быть как твердым, так и мягким , почти незаметным.
2. Красные пятнышки
Часто встречается такой симптом болезни, как маленькое покраснение, которое растет и занимает все больше места . Поэтому стоит обратить внимание на любые пятнышки, даже величиной с монетку, которых раньше не было.
Если осматривать грудь раз в месяц, то любые изменения будут заметны. Это позволит позаботиться о своем здоровье вовремя и не ждать, пока «само пройдет».
3. Рябь на коже
Если кожа на груди стала более жесткой, плотной, на ней появилась рябь или эффект «апельсиновой корки» - не стоит списывать все на плохой крем или натирающее белье.
Мы редко обращаем внимание на визуальные изменения кожи. Но это тоже один из симптомов, который можно упустить из виду. Всего 5 минут перед зеркалом помогут сохранить крепкое здоровье.
4. Другой цвет кожи
На коже могут появиться пятна другого цвета (бежевые или коричневые), а еще сыпь и зуд. Не всегда пятна - это остатки загара, а зуд и сыпь - следствие «этих дней» или аллергии на косметику, продукты питания.
Лучше проконсультироваться у профессионала и выяснить причину наверняка. Несколько анализов расскажут о вашей коже достаточно, чтобы быть здоровой и сияющей каждый день.
5. Трещинки в центре груди
Трещинки или раздражение в центре груди, похожее на экзему , - симптомы болезни Педжета. Она редкая, потому ее легко спутать с кожным раздражением.
Но трещинки могут появиться и из-за механического раздражения, поэтому лучше все же обратиться к специалисту, не откладывая его посещение в долгий ящик.
6. Боль
Может появиться боль, когда нажимаем рукой на грудь. Дискомфорт, который испытывают все девушки каждый месяц, не в счет - это нормально. Но если в груди бывает пульсация, давят ребра или болит спина, будто ее распирает изнутри, - это может говорить о развитии опухоли.
Боль в спине может появиться по разным причинам, поэтому мы часто игнорируем этот симптом. Маленький ежемесячный осмотр решит эту проблему с пониманием сигналов своего тела.
7. Отечность груди
Когда есть опухоль, одна грудь может стать тяжелее . Вы сразу заметите разницу, надевая белье: одна грудь будет больше другой. Она будет иначе смотреться и ощущаться в бюстгальтере, словно он стал наполовину мал.
Возможно, ее форма станет более вытянутой и неестественной. Если одна грудь увеличилась всего за несколько недель , на это стоит обратить внимание.
8. Несимметричность груди
Центр на пораженной груди может стать «втянутым» или сместиться относительно здоровой. Будет видна разница между здоровой и нездоровой грудью: разное расположение, другая форма.
9. Выделения
4. Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован.
5. Как складывалась ваша жизнь в первый год по приезду?
Правильный ответ.
Приехав из Москвы… …от самых истоков…. …из всех районов города. Согласно полицейскому протоколу… …в первый год по приезде.
Задание. Исправьте ошибки, связанные с управлением .
1.Уделите внимание на здоровье.
2. Все эти мероприятия рассчитаны на благо природе.
3. Многие читатели нашей газеты уделяют огромное внимание на рубрику "Мир глазами путешественника".
4. Для абитуриента, желающего учиться в этом институте, надо будет знать и английский язык.
Правильный ответ.
1.Уделить внимание здоровью.
2. Все мероприятия рассчитаны во благо природы.
4. Абитуриенту, желающему…
4 группа. Синтаксические нормы - 2. На высшем языковом уровне – синтаксическом при построении предложения допускается много речевых ошибок. (см. таблицу)
Ошибки в предложениях с причастным оборотом |
Дорожка покрыта тающим снегом под ногами. (Дорожка покрыта снегом, тающим под ногами). |
Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом |
Свалившись с размаху в озеро, стало стыдно за свою неуклюжесть. (Свалившись с размаху в озеро, я ощутил свою неуклюжесть). |
Ошибки в построении СПП |
Книга учила меня думать, которую я прочитал в детстве. (Книга, которую я прочитал в детстве, учила меня думать). |
Смешение прямой и косвенной речи |
Петя сказал, что я не согласен с твоим мнением. (Петя сказал, что он не согласен с моим мнением). |
Нарушение границ предложения. |
Была уже ночь. Когда я вернулся домой. (Была уже ночь, когда я вернулся домой). |
Задание. Найдите и объясните ошибки в употреблении деепричастия и деепричастного оборота. Исправьте предложения.
1. Как приятно осознавать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.
2. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.
3.Читая этот рассказ, создается впечатление, что сам был шахтером.
4. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю.
5. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не прекращался.
6. Запахи многих опасностей, рождаясь, животные уже знают.
9. Я считаю, что, учитывая наши традиции, учитывая проблемы настоящего периода, учитывая идущие реформы, нам надо вводить президентство.
Правильный ответ.
Придя домой после школы, приятно осознавать, что котенок встретит меня радостным мяуканьем. Прочитав о боях, я сразу представил всю эту картину. После прочтения этого рассказа, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером. Через год, когда он стал слепым и глухим, его привели к царю. Дождь не прекращался, и я шел по мокрой тропинке. Рождаясь, животные уже знают запахи многих опасностей. Я считаю, что, учитывая наши традиции, проблемы настоящего периода, идущие реформы, нам надо вводить президентство.
Осуществляется проверка с помощью учеников-консультантов, которые в работе участия не принимали, а получили сразу и , правильный ответ.
8. Лексическое лото.
Многие слова кажутся непонятными. Постарайтесь объяснить их значение.
Подберите к каждому слову, напечатанному на листе, из набора распечаток.
А) разговорной речи (в т. ч. экспрессивно-окрашенные элементы этой речи), не совпадающий с нормой литературного языка; |
|
Б) пропуск, пробел, недостающее место в тексте; вообще пропуск, пробел в чем-нибудь; |
|
3. Историзмы |
В) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т. д.; |
4. Архаизмы |
Г) слова, вышедшие из употребления связи с исчезновением реалий, которые они обозначали. |
Д) слова, вышедшие из употребления, но имеющие синонимы в современном русском языке. |
Ответ: 1в 2а 3г 4д 5б
9.Отчет консультантов о работе групп.
10. Слово мастера. Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, о бережном отношении к окружающим и уважении к самому себе, помнить о том, что есть этические нормы. Язык – это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное.
11. Работа с поэтическими текстами. Прочитать выразительно, обсудить в группе, прокомментировать исходя из темы и эпиграфа урока.
Анатолий Лысов
Дикарь
Я видел нынче дикаря И говорил с ним даже, Но, откровенно говоря, О нём всего не скажешь. |
Пусть лексикон дикарский пуст, – Зато как речь цветиста: Что шаг, то мат слетает с уст Такого “шаг-матиста”. |
|
Сказать лишь можно, что с лица И не дикарь он вовсе: Не носит он в носу кольца Монет в ушах не носит. |
Дикарь на площади. Он рад Стать мастером особым, Чтоб сделать трёхэтажный мат Скабрёзным небоскрёбом. |
|
Его одежду описать Словами можно тоже: Он по одёжке, так сказать, На всех на нас похожий. |
И дикарей вокруг щадят, Обходят стороною, Как будто речь на площадях Должна стать площадною. |
|
Но передать его язык Поэт не правомочен: В таком бы случае мой стих Был сплошь из многоточий. |
А надо, что ни говори, Пресечь их брань вначале – Пресечь, покуда дикари Совсем не одичали! |
|
Вы догадались: речь идёт Опять про мат и матик, Про речь, которую ведёт Подобный “мате-матик”. |
2 группа .
Э. Асадов
О скверном и святом
Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире самое простое
И самое возвышенное – Мать!
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено.
Тот пращур был и тёмный, и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.
И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как тёмная река.
Нашлись другие. Взяли подхватили
И понесли сквозь годы и века…
Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут всё-таки при чём?
3 группа . Прочитать выразительно, обсудить в группе, прокомментировать исходя из темы и эпиграфа урока
С. Скворцов
“Слова”
Словно травы шелестят слова.
Как слова и травы в жизни схожи!
Говорим: целебная трава –
Есть слова целительные тоже.
Есть слова, исполненные яда,
Есть простые, словно васильки,
А порой, с собою нету слада,
Если всходят в речи сорняки.
Есть слова пьянящие, как розы,
Есть сухие, как степной ковыль,
Есть слова, рождающие слёзы, –
Горькие слова, слова – полынь.
Словом можно душу искалечить,
Словом можно раны исцелить,
Тяжкий груз недобрых слов на плечи
Берегитесь ближнему взвалить!
Я смотрю на луг, в цветы одетый,
Как прекрасен сочных трав покров!
Научи нас, Бог, дарить букеты,
Состоящие из мудрых, добрых слов!
4 группа . Прочитать выразительно, обсудить в группе, прокомментировать исходя из темы и эпиграфа урока
Р. Гамзатов
Ответил друг, плечами пожимая:
«Я с этим человеком не знаком,
Что про него хорошего я знаю?»
«Вон человек, что скажешь ты о нём?»
Спросил я у товарища другого.
«я с этим человеком не знаком,
Что я могу сказать о нём плохого?»
12. Социализация. Группу № 4 слушать последней.