Сталинград город герой кратко. Как сейчас называется сталинград
Нет на всем постсоветском пространстве человека, кто бы не знал о подвиге Сталинграда, ибо Сталинградская битва была одним из самых кровопролитных сражений второй мировой войны.
Мы говорим - мужество, а подразумеваем - Сталинградскую битву.
Мы говорим - Сталинградская битва, а подразумеваем - мужество.
ГОРОД, ВОСКРЕСШИЙ ИЗ МЕРТВЫХ
Тема городов-героев находит у вас, дорогие читатели, много откликов. И рефреном проходит основная мысль в комментариях: главное, не предать забвению. Не предать забвению подвиг советского народа. Подвиг солдат Красной армии. Подвиг каждого, кто стал на защиту Родины - не будет забыт, пока мы об этом помним.
Но я столкнулась с одной проблемой. Материалов много, выбрать наиболее достойный, задача непростая. А уж если речь зашла о Сталинградской битве - тем более. Поэтому в данном посте речь пойдет о Мамаевом кургане. Каменные скульптуры красноречиво передают весь драматизм героической битвы нашего народа в годы Великой Отечественной войны под Сталинградом. В битве, в которой было пролито столько крови, что кажется, нет ни одного камня в окрестности, который был бы не обагрен человеческой кровью… Здесь бои не прекращались почти 200 дней.
Контроль за «высотой 102,0», как обозначался Мамаев курган на военных картах, неоднократно переходил от советских войск к немецким и наоборот, так как занимал главенствующую позицию над центральной частью Сталинграда и Волгой. Бои в районе Мамаева кургана вели немецкие войска под командованием генерала Вальтера фон Зейдлиц-Курцбаха, который после сдачи в плен советским войскам возглавил антигитлеровскую организацию «Свободная Германия».
Вводная композиция-горельеф «Память поколений»
Вход в храм вечной славы героев битвы обозначен вводной композицией (горельефом). Она расположена на проспекте им. В. И. Ленина у подножья Мамаева кургана. Тема композиции – память поколений.
В каменной стене высечено торжественное шествие людей разных возрастов и разных национальностей Советского Союза. С венками и знамёнами они идут, чтобы отдать долг светлой памяти павших героев-воинов.
Люди движутся неторопливым шагом. Их лица сосредоточены, головы опущены. Они зовут посетителей памятника к широкой лестнице.
Здесь же находится мемориальная стела, посвященная городам-героям (открыта 02.02.1983 г., дополнена 09.05.1985 г.).
В 12 нишах-урнах из красного гранита хранятся капсулы с легендарной землей городов-героев: Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Одессы, Севастополя, Новороссийска, Керчи, Тулы, Брестской крепости, Мурманска, Смоленска.
Широкая лестница выводит на Аллею пирамидальных тополей.
Перед взором открывается скульптурное убранство памятника-ансамбля. По мере приближения к вершине кургана всё явственнее выступает композиция «Стоять насмерть», затем, как бы над ней поднимается скульптура Родины-матери.
Уже отсюда, с насыпи гребня, на котором в два ряда выстроились пирамидные тополя, видны кварталы города, заводские корпуса и заволжские дубравы.
По авторскому замыслу все эти компоненты, как фон огромной панорамы, как увертюра эпической симфонии, подготавливают чувства и настрой души посетителя к осмыслению главной темы памятника. Здесь защитники города-героя не знали страха в бою и не отступали ни на шаг. И только там, где в живых не оставалось ни одного советского солдата, противник мог продвинуться на несколько метров.
Приказ родины «Стоять насмерть!» жил в сознании советских патриотов до последнего вздоха.
Площадь «Стоявших насмерть»
Композиция «Стоять насмерть» отражает трудный период Сталинградской битвы. Как бы из самой великой русской реки поднимается советский воин-богатырь и, презирая смерть, становится на защиту родного города. Его фигура высечена из монолита, из огромной глыбы. Мужественное, волевое лицо. Губы тронула презрительная улыбка. В глазах непреклонная решимость. Мускулы напряжены. Это советский человек, человек труда. Война ворвалась в его дом. В грохоте взрывов, в лязге гусениц увидел он смерть. Но не ужас, не страх вызвала она в нём. Неугасимая ненависть к врагу, жажда победы стали сильнее смерти. Словно сама земля поднялась вместе с ним навстречу врагу. Она питает его своей силой, даёт ему опору.
Стены-руины
За композицией «Стоять насмерть» расположены стены руины. Сделаны они так, что если смотреть на них внимательно, то из этих «развалин» выступают изображения человеческих лиц в определённом смысловом порядке. Левая сторона посвящена клятве сталинградцев, правая - самой Сталинградской битве.
Стены-руины - каменная книга, героическая летопись: «Каждый дом - крепость». Эта и множество других надписей - волнующая история борьбы за жизнь. Осколком снаряда, штыком, куском металла оставляли солдаты в перерывах между боями свои автографы. Отступать было некуда, бой шёл за каждый дом, за каждую комнату в доме, за каждый метр Сталинградской земли.
На торце левой стены изображён момент переправы. Высадившись на огненный берег, солдаты вступили в бой. Немного выше слова: «За Волгой для нас земли нет» – это сказал снайпер Василий Зайцев, когда его принимали в партию.
Левая сторона раскрывает тему солдатской клятвы и верности ей. В суровом строю застыли воины. Над ними знамя с изображением Ленина. Уходя в бой, они клялись: «Перед лицом наших отцов, поседевших героев Царицына, перед полками товарищей других фронтов, перед нашими боевыми знамёнами, перед тобой, родная коммунистическая партия, перед всей Советской страной мы клянёмся, что не посрамим славы русского оружия».
Советский человек в шинели встал на Сталинградской земле, закрыв собою город. Он ранен в грудь. Обнажено сердце, но воин не упал. Здесь умирали стоя.
Комсомольский билет пробит осколком снаряда или пулей.
Члены всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи - комсомольцы - всегда были верны родине. Они шли в бой с верой в победу и своими боевыми делами вписали в историю борьбы за Сталинград много ярких страниц массового героизма. Их отважные сердца не боялись огня и пуль. Об этом свидетельствуют хранящиеся в музеях пробитые пулями билеты Алексея Очкина - командира группы «57 бессмертных»; Василия Бутова и Александра Олейничева, погибших при защите тракторного завода; сына испанского народа, защитника Сталинграда Рубена Руиса Ибаррури…
В конце левой стены изображён символический эпизод: из камня, как из глубины времени, выступают шеренги бойцов. Их лица неподвижны. Это те, кто погиб здесь, кого мы называем героями, о ком слагаются песни. Они живут в сердцах своих соотечественников. Здесь звучит орган. Музыка Баха утверждает глубину авторского замысла, навеянного осмыслением событий сурового времени.
Правая стена - вторая часть каменной книги - раскрывает сущность героической борьбы на улицах города. Она начинается с изображения солдата, грозного и решительного, который с гордостью произносит: «Я из 62-й!» - и устремляется в бой.
Много надписей было оставлено на стенах домов, в которых сражались защитники Сталинграда. Автор как бы перенёс их сюда, на памятник, сохранив почерки и содержание.
«Автомат на шее, 10 гранат под рукой, отвага в сердце - действуй!» - писал Чуйков в инструкции для штурмовых групп. Да, отвага в сердце бросала солдат на решительные действия.
Выписка из протокола комсомольского собрания:
Вопрос: «Существуют ли уважительные причины ухода с огневых позиций?»
Ответ: «Из всех оправдательных причин только одна будет принята во внимание - смерть».
Суровая правда суровой поры. Но это не значит, что все защитники священных рубежей были обречены на смерть. Нет. Наоборот, такая требовательность обязывала и молодого солдата и бывалого командира умело оборонять свои позиции, разить врага и тем самым утверждать право на жизнь.
Рядом, на изрешеченной осколками и пулями стене, чьей-то рукой написано: «Если погибну, считайте меня коммунистом». Так писали сотни и тысячи воинов, уходя в бой. В бою, в огне сражения они проверяли себя, свою готовность быть в рядах партии и носить высокое звание коммуниста. Советский народ без оглядки вверил коммунистической партии свою судьбу, потому что в мире не было и нет другой партии, которая с такой последовательностью, настойчивостью и бесстрашием боролась за интересы трудящихся. И чем грознее опасность, тем плотнее объединялись советские люди вокруг своей партии. Вот почему в период самых жестоких боёв - в сентябре и октябре 1942 года - на Сталинградском фронте было принято в партию 14 400 воинов.
Вверху, над изображением танка, выступает рельефный силуэт солдата в каске. По-русски красив и отважен этот молодой солдат. Он пристально смотрит в сторону врага. «Огонька им, ребята, побольше, чтобы не забывали гады, чья эта улица, чей этот дом!.. Сержант Павлов». Автор как бы выхватил из жизни героического гарнизона Дома Якова Павлова всего лишь один момент, но воскресил в памяти все 58 огненных дней и ночей, всю ярость напряжённой борьбы за один дом.
С не меньшей выразительностью и глубиной рассказывает фрагменты, размешённые в верхней части стены, о том, как работали в тылу женщины, старики, подростки, отдавая всё для фронта, всё для победы. Каждый фрагмент волнует и вызывает чувство гордости за людей героического тыла. И тут нельзя не сказать: подвиг ратный - родной брат трудовому.
Площадь героев
«Выстояв, мы победили смерть».
Вторая скульптура рассказывает о подвигах женщин в Великой Отечественной войне. Наряду с мужчинами несли тяготы войны и женщины. Только в 62-й армии свыше тысячи женщин было награждено орденами и медалями. Среди них – зенитчицы, связистки, лётчицы, танкисты, но чаще всего медицинские сёстры, санитарки, врачи.
Третья композиция рассказывает о славных моряках. Прижав к себе связки гранат, решительно устремился вперёд моряк, он готов отомстить за погибшего товарища, готов броситься под фашистский танк, но не пропустить врага.
Четвёртая композиция передаёт напряжение раненого командира, который до последней минуты не покидает передний край, продолжая руководить боем.
Пятая композиция - погиб знаменосец, но знамя не должно упасть. Его подхватил другой воин и устремился вперёд. Здесь выражены мужество и отвага защитников волжской твердыни.
Шестая композиция аллегорическая – два советских воина уничтожают фашистскую гадину и разламывают свастику.
На другой стороне водяного партера, слева, располагается более чем стометровая стена в виде развёрнутого и сильно удлинённого знамени. На ней слова:«Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?!».
Зал воинской славы
Сурово и строго оформлен вход в Зал воинской славы. Нависшие потолки, серые бетонные плиты напоминают блиндаж. Но вот крутой поворот - и перед глазами великолепный сверкающий золотом зал. Он имеет форму цилиндра. Его внутренние размеры: высота - тридцать с половиной метров, диаметр - сорок один метр.
На фоне золотой смальты по всему периметру стены свисают тридцать четыре символических красных знамени, они тоже из золотой смальты. На этих мозаичных знамёнах начертаны имена воинов, павших в Сталинградской битве. Список погибших заполняет зал снизу до верху. Над знамёнами - широкая лента, и на ней надпись: «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью Родиной!».
Потолок зала украшен изображениями орденов. В центре потолка сделан проём диаметром в 11 метров. В проёме располагается золотой венок, обвитый лентой от медали «За оборону Сталинграда».
Цент зала занимает большая мраморная рука, держащая факел с пламенем Вечного огня.
По мере подъёма по спиральному пандусу перед взором открывается величественное изображение главного монумента. Выход расположен на уровне следующей террасы - площади Скорби. Скульптурная композиция на эту тему открывается сразу при выходе из Зала воинской славы.
Площадь Скорби
На площади - склонившаяся фигура женщины-матери. Перед тем, как похоронить своего погибшего сына, она обняла его и погрузилась в безграничную скорбь. Лицо воина покрыто знаменем. Композиция выполнена в бетоне, но скульптор словно превратил его в эластичный, почти прозрачный материал, который наброшен на тело погибшего солдата.
Война принесла горе чуть ли не в каждую семью. Спят сыновья в братских могилах от Волги до Берлина. И пусть в облике этого воина каждая мать увидит памятник своему сыну, не вернувшемуся домой. В этой скульптуре выражена не только глубокая скорбь, но и протест женщин против войн, уносящих миллионы жизней. Дорого обошлась человечеству вторая мировая война. Только наша страна потеряла в ней 20 миллионов человек.
Главный монумент
Над площадью Скорби поднимается насыпной курган - святая святых памятника - братские могилы. Здесь похоронены защитники города. От площади Скорби к главному монументу ведёт серпантинная дорожка, вдоль которой надгробные плиты - знаки братских могил.
Венчает весь ансамбль скульптура Родины матери. Высоко подняв меч, она призывает к борьбе: победа на Волге - это ещё не окончательная победа над фашизмом, впереди были годы войны. Родина звала воинов изгнать фашистских захватчиков с советской земли, освободить народы Европы от гитлеровского ига.
Величественная скульптура Родины-матери поднялась над курганом на 52 метра и видна со всех концов города.
Весь памятник-ансамбль выполнен в бетоне. Сам материал подчёркивает суровый характер борьбы, героического подвига советского народа.
На земном шаре много гор и хребтов, больших и малых высот. Среди их Мамаев курган обозначен почти незаметной точкой, но в истории мировой войны он отмечен как самый значительный пункт.
Фашисты были на Мамаевом кургане, они рассчитывали нанести отсюда смертельный удар в сердце Родины, но просчитались. После разгрома на Волге Гитлеру не удалось удержать свои армии ни на Дону, ни на Днепре, ни на Висле и Одере, а у Берлина от них остались одни осколки.
Уже в феврале 1943 года с вершины кургана советским воинам стала видна заря победы. Попрощавшись с руинами города-героя, они пошли на Запад, на Берлин.
Представители иностранных государств, приезжавшие сюда после великой битвы, считали, что город восстановить невозможно. Бывший посол США в Советском Союзе Дэвис, увидел развалины улиц и заводских корпусов, сказал: «Этот город мёртв, и вы его не восстановите. Что умерло, то умерло. Я не знаю, чтобы кто-либо воскрес из мёртвых».
Западные дипломаты советовали обнести развалины проволокой и оставить как огромный исторический музей, считая, что на этом можно хорошо заработать.
Но советский народ не мог пойти на это. Волею коммунистической партии и усилием всего советского народа легендарный город возрожден. Он стал крупным промышленным центром страны, портом пяти морей.
И сегодня с вершины кургана виден цветущий город-герой Волгоград.
События Сталинградской битвы имели колоссальное значение для дальнейшего хода Второй мировой войны, это был точка великого перелома в его ходе. И признанием этого вклада служат не только грамота американского президента Франклина Рузвельта и меч английского короля Георга VI, бережно хранимые ныне в Волгоградском государственном музее-панораме «Сталинградская битва», но и площади и улицы имени Сталинграда в Париже и Лондоне, других странах Европы и Америки, а также тот неоспоримый факт, что во всем мире из всех драматических моментов Второй мировой войны на Восточном фронте, единственно известный ныне - Сталинградская битва.
Волгоград один из самых известных и значимых городов носящих звание Города – героя. Летом 1942 года немецко-фашистские войска развернули массированное наступление на южном фронте, стремясь захватить Кавказ, Придонье,...
Волгоград один из самых известных и значимых городов носящих звание Города – героя. Летом 1942 года немецко-фашистские войска развернули массированное наступление на южном фронте, стремясь захватить Кавказ, Придонье, нижнюю Волгу и Кубань – самые богатые и плодородные земли СССР. В первую очередь, под удар попал город Сталинград, наступление на который было поручено 6-ой армии под командованием генерал-полковника Паулюса.
Волгоград, Мамаев курган. Площадь «Стоявших насмерть»
Двенадцатого июля советское командование создает Сталинградский фронт, основная задача которого остановить вторжение немецких захватчиков на южном направлении. 17 июля 1942 года началось одно из самых великих и масштабных сражений в истории Второй мировой войны – Сталинградская битва. Несмотря на стремление фашистов захватить город как можно скорее, она продолжалась 200 долгих, кровопролитных дней и ночей, закончившись полной победой, благодаря самоотверженности и неимоверным усилиям героев армии, флота и простых жителей области.
Мамаев курган. Скульптура «Скорбь матери»
Первое нападение на город состоялось 23 августа 1942 года. Тогда чуть севернее Волгограда немцы почти подошли к Волге. На защиту города были направлены милиционеры, моряки Волжского флота, войска НКВД, курсанты и другие добровольцы-герои. В ту же ночь немцы совершили первый авианалет на город, а 25 августа в Сталинграде было введено осадное положение. В то время, в народное ополчение записалось около 50 тысяч добровольцев — героев из числа простых горожан. Несмотря на практически беспрерывный обстрел, заводы Сталинграда продолжали работать и выпускать танки, «катюши», пушки, минометы и огромное количество снарядов.
Мамаев курган. Скульптурная композиция «Стены руины».
12 сентября 1942 года враг вплотную подошел к городу. Два месяца ожесточенных оборонительных боев за Волгоград нанесли немцам существенный урон: враг потерял около 700 тысяч человек убитыми и ранеными, а 19 ноября 1942 года началось контрнаступление советских войск.
75 дней продолжались наступательная операция и, наконец, враг под Сталинградом был окружен и разбит. Январь 1943 года принес полную победу на этом участке фронта. Фашистские захватчики были окружены, а генерал Паулюс со всей армией сдался в плен. За все время Сталинградского сражения немецкая армия потеряла более 1,5 миллиона человек.
Мамаев курган. Зал Воинской славы.
Сталинград был одним из первых назван городом-героем. Это почетное звание было впервые озвучено в приказе главнокомандующего от 1 мая 1945 года. А медаль «За оборону Сталинграда» стала символом мужества защитников города.
Музей-панорама «Сталинградская битва»
В городе-герое Волгограде находится множество памятников, посвященных героям Великой Отечественной войны. Среди них знаменитый мемориальный комплекс на Мамаевом кургане – возвышенности на правом берегу Волги известный еще со времен татаро-монгольского нашествия. Во время битвы за Сталинград здесь происходили особо ожесточенные бои, в результате которых, на Мамаевом кургане захоронено примерно 35 000 воинов-героев. В честь всех павших, в 1959 г. здесь был возведен мемориал «Героям Сталинградской битвы».
Мамаев курган. Монумент «Родина-мать зовет»
Главной архитектурной достопримечательностью Мамаева кургана является 85-метровый монумент «Родина-мать зовет». Памятник изображает женщину с мечом в руке, которая призывает своих сыновей – героев к борьбе.
Руины мельницы
Старинная мельница Гергардта (мельница Грудинина) – еще один немой свидетель мужественной борьбы защитников города-героя Волгограда. Это разрушенное здание, которое не восстанавливают до сих пор в память о войне.
Дом Павлова
Во время уличных боев в городе, четырехэтажный дом на нынешней площади Ленина, стал неприступной твердыней. Во второй половине сентября, разведывательно — штурмовая группа, возглавляемая сержантом Павловым, захватила дом и закрепилась в нем. Через четыре дня подошло подкрепление под командованием старшего лейтенанта Афанасьева, доставившее оружие и боеприпасы — дом стал важным опорным пунктом в системе обороны. В течение 58 дней небольшой гарнизон дома отражал атаки немцев, пока советские войска не перешли в контратаку. В 1943 году после победы в Сталинградской битве, дом был отстроен. Считается первым восстановленным зданием города. В 1985 году на торцевой стене открыта мемориальная стена-памятник.
Дом Павлова, фото 1943 года.
2 октября 1942 года в бою возле завода «Красный Октябрь» рядовой 883-го стрелкового полка и бывший матрос Тихоокеанского флота Михаил Паникаха ценой своей жизни уничтожил немецкий танк. Шальная пуля разбила бутылку с зажигательной смесью у него в руке, жидкость моментально разлилась по телу бойца и воспламенилась. Но, не растерявшись, и превозмогая боль, он схватил вторую бутылку, бросился на наступавший танк и поджег его. За этот подвиг 9 декабря 1942 года он был посмертно награждён орденом Отечественной войны I степени. 5 мая 1990 года ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. На месте подвига Михаила Паникахи, на проспекте Металлургов, в 1975 году ему установлен памятник в виде медной шестиметровой скульптуры на железобетонном постаменте.
Памятник Михаилу Паникахе
На том месте, где в январе 1943 года войска Донского фронта, под командованием генерал-полковника К. Рокоссовского завершили разгром южной группы немецких войск, сегодня находится Площадь Павших борцов и Аллея Героев. Особенность ее архитектурного ансамбля – установленные к 40-летию Победы мраморные стелы Героев Советского Союза, на которых увековечены имена 127 героев — сталинградцев. А на Площади Павших борцов, где 31 января 1943 года в подвалах универмага был пленён командующий 6-й немецкой армией, фельдмаршал Фридрих Паулюс со своим штабом, в 1963 году зажжен вечный огонь.
Вечный огонь на Аллее Героев
Во второй половине 1942 года Г. К. Жуков, носивший тогда звание генерала армии, являясь представителем Ставки ВГК, координировал действия армий Сталинградского фронта. В память о его вкладе в Победу, на проспекте, который носит его имя, в 1996 году, на 100-летие со дня рождения Жукова установлен памятник. Представляет собой установленную на постаменте бронзовую полуфигуру маршала Победы в кителе. По левую сторону от нее гранитная плита с изображением четырех звезд Героя Советского Союза, которых он был удостоен, а на каменных блоках записаны битвы, в которых принимал участие.
Маршал Жуков
В годы Великой Отечественной войны город покрыл себя неувядаемой славой. С началом войны его промышленность наращивала выпуск военной продукции. 23 октября 1941 г. был образован городской комитет обороны, сыгравший важную роль в мобилизации населения на решение оборонных задач и организации защиты города.
На подступах к нему было создано 4 оборонительных обвода. В оборонительных работах участвовало 225 тыс. жителей города и области, с их помощью построено 5250 дотов и дзотов, 1350 железобетонных и бронированных огневых точек, 57 аэродромов и ВПП, 3 высоко - и 26 низководных мостов через Дон, Волгу и другие реки.
Были сформированы корпус народного ополчения (12 тыс. человек), 79 истребительных батальонов общей численностью 13 тыс. человек. За время обороны города в состав войск влилось около 75 тыс. человек. Несмотря на ожесточенные бомбардировки (гитлеровцы обрушили на город свыше 3 млн. бомб, мин и артиллерийских снарядов), рабочие Сталинграда не прекращали ремонт и выпуск техники и вооружения.
C 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. на подступах и в самом городе происходила одна из величайших битв Великой Отечественной и 2-й мировой войн - Сталинградская битва 1942-1943 гг. Битва длилась 200 суток. Бои на улицах и площадях Сталинграда продолжались в течении 143 дней.
Несмотря на исключительно тяжелые условия, защитники Сталинграда выстояли.
19 ноября 1942 г. - после тщательной подготовки советские войска перешли в наступление и к 23 ноября замкнули кольцо окружения вокруг вражеских войск. В окружении оказались 22 дивизии - более 330 тыс. немецких солдат, офицеров и генералов. В начале февраля 1943 г. окруженная группировка была ликвидирована.
После освобождения, город был в сплошных руинах. Масштабы разрушений были настолько велики, что высказывались предположения восстанавливать город в другом месте, а руины оставить напоминанием потомкам об ужасах войны. Но все же было решено отстроить город практически заново.
В ознаменование героических подвигов воинов и трудящихся города 22 декабря 1942 г. учреждена медаль «За оборону Сталинграда», которой награждено 750 тыс. чел.
1 мая 1945 г. в приказе Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина г. Сталинград назван в числе первых городов-героев.
8 мая 1965 г. указом Президиума Верховного Совета СССР город награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».
Основные достопримечательности сегодняшнего Волгограда связаны в основном с историей Сталинградской битвы. Самыми известными из них являются Мамаев курган, панорама "Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом", "Дом солдатской славы" (более известный под названием "Дом Павлова"), Аллея Героев, монумент "Соединение фронтов", "Стена Родимцева", "Остров Людникова", Мельница Гергарта (Грудинина) и др.
Мы гордимся тем, что в Волгограде (Сталинграде), прославленном городе-герое, работает официальный дилер Объединения «Диалог-Конверсия». Вы можете осуществить покупку памятных наград, подарков и сувениров с тематикой Великой Отечественной войны, непосредственно у нашего дилера.
Пользуясь отсутствием второго фронта в Европе, немецкое командование продолжало наращивать военные усилия на восточном фронте. Это позволило противнику летом 1941 г. развернуть наступление на южном крыле советско-германского фронта с целью выхода в нефтяные районы Кавказа и плодородные районы Дона, Кубани и Нижней Волги. Наступление на Сталинград было поручено 6-й армии (командующий генерал-полковник Ф. Паулюс).
На Сталинградское направление Ставка Верховного Главнокомандования выдвинула 62-ю, 63-ю и 64-ю армии. 12 июля был создан Сталинградский фронт, перед которым стояла задача, обороняясь в полосе шириной 520 километров, остановить дальнейшее продвижение противника. 17 июля 1942 г. началась одна из величайших битв Великой Отечественной и второй мировой войны -- Сталинградская битва, которая продолжалась 200 дней и ночей. Гитлеровцы стремились в кратчайший срок овладеть Сталинградом.
23 августа 1942 г. немецко-фашистские войска прорвались к Волге севернее Сталинграда. На защиту города встали рабочие, городская милиция, части войск НКВД, моряки Волжской военной флотилии, курсанты военных училищ. В тот же день немецко-фашистская авиация подвергла город бомбардировке, совершив около 2 тысяч самолето-вылетов. 25 августа в Сталинграде было введено осадное положение. До 50 тысяч трудящихся Сталинграда вступили в ряды народного ополчения. 150 тысяч рабочих сталинградских заводов в условиях непрерывных бомбардировок с воздуха и под жесточайшим артиллерийским обстрелом давали фронту танки, пушки, минометы, «катюши», а также снаряды. На подступах к Сталинграду и в самом городе были сооружены четыре оборонительных обвода. Всего к началу обороны было построено до 2750 километров окопов и ходов сообщения, 1860 километров противотанковых рвов.
К 12 сентября 1942 г., несмотря на героическое сопротивление советских войск, противник вплотную подошел к городу. Вся страна пришла на помощь Сталинграду. В ходе оборонительных боев немецко-фашистские войска потеряли около 700 тысяч убитыми и ранеными, свыше 2 тысяч орудий и минометов, более тысячи танков, штурмовых орудий и другой техники.
К 19 ноября 1942 г. сложились благоприятные условия для перехода советских войск в контрнаступление.
75 дней и ночей понадобилось советским войскам, чтобы окружить и разгромить немецко-фашистские войска под Сталинградом. Большую помощь войскам в подготовке контрнаступления оказывало население Сталинградской области. В битве за Сталинград важную роль сыграла Волжская военная флотилия. Только в сентябре-ноябре флотилия перевезла на правый берег Волги 65 тысяч бойцов, до 2,5 тысяч тонн различных грузов.
В январе 1943 г. находившиеся в городе немецко-фашистские войска были разгромлены. 31 января сдался в плен командующий 6-й немецкой армией генерал-фельдмаршал Ф. Паулюс, находившийся вместе со своим штабом в подвале центрального универмага. 2 февраля последние немецко-фашистские части капитулировали. В период Сталинградской битвы фашистский блок потерял убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести около 1,5 миллиона солдат и офицеров.
Советское правительство высоко оценило заслуги защитников Сталинграда. За боевые отличия 44 соединениям и частям были присвоены почетные наименования Сталинградское, Кантемировское, Тацинское. 55 соединений и частей награждены орденами, 183 -- стали гвардейскими, 112 наиболее отличившихся воинов удостоены звания Героя Советского Союза. Медалью «За оборону Сталинграда», учрежденной 22 декабря 1942 г., награждены свыше 700 тысяч участников битвы.
1 мая 1945 г. в приказе Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина г. Сталинград назван в числе первых городов-героев. В 1961 г. город-герой Сталинград переименован в город-герой Волгоград.
ГОРОД-ГЕРОЙ СТАЛИНГРАДНет на всем постсоветском пространстве человека, кто бы не знал о подвиге Сталинграда, ибо Сталинградская битва была одним из самых кровопролитных сражений второй мировой войны.
Мы говорим - мужество, а подразумеваем - Сталинградскую битву.
Мы говорим - Сталинградская битва, а подразумеваем - мужество.
ГОРОД, ВОСКРЕСШИЙ ИЗ МЕРТВЫХ
Тема городов-героев находит у вас, дорогие читатели, много откликов. И рефреном проходит основная мысль в комментариях: главное, не предать забвению. Не предать забвению подвиг советского народа. Подвиг солдат Красной армии. Подвиг каждого, кто стал на защиту Родины - не будет забыт, пока мы об этом помним.
Но я столкнулась с одной проблемой. Материалов много, выбрать наиболее достойный, задача непростая. А уж если речь зашла о Сталинградской битве - тем более. Поэтому в данном посте речь пойдет о Мамаевом кургане. Каменные скульптуры красноречиво передают весь драматизм героической битвы нашего народа в годы Великой Отечественной войны под Сталинградом. В битве, в которой было пролито столько крови, что кажется, нет ни одного камня в окрестности, который был бы не обагрен человеческой кровью... Здесь бои не прекращались почти 200 дней.
Контроль за «высотой 102,0», как обозначался Мамаев курган на военных картах, неоднократно переходил от советских войск к немецким и наоборот, так как занимал главенствующую позицию над центральной частью Сталинграда и Волгой. Бои в районе Мамаева кургана вели немецкие войска под командованием генерала Вальтера фон Зейдлиц-Курцбаха, который после сдачи в плен советским войскам возглавил антигитлеровскую организацию «Свободная Германия».
Вводная композиция-горельеф «Память поколений»
Вход в храм вечной славы героев битвы обозначен вводной композицией (горельефом). Она расположена на проспекте им. В. И. Ленина у подножья Мамаева кургана. Тема композиции – память поколений.
В каменной стене высечено торжественное шествие людей разных возрастов и разных национальностей Советского Союза. С венками и знамёнами они идут, чтобы отдать долг светлой памяти павших героев-воинов.
Люди движутся неторопливым шагом. Их лица сосредоточены, головы опущены. Они зовут посетителей памятника к широкой лестнице.
Здесь же находится мемориальная стела, посвященная городам-героям (открыта 02.02.1983 г., дополнена 09.05.1985 г.).
В 12 нишах-урнах из красного гранита хранятся капсулы с легендарной землей городов-героев: Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Одессы, Севастополя, Новороссийска, Керчи, Тулы, Брестской крепости, Мурманска, Смоленска.
Широкая лестница выводит на Аллею пирамидальных тополей.
Перед взором открывается скульптурное убранство памятника-ансамбля. По мере приближения к вершине кургана всё явственнее выступает композиция «Стоять насмерть», затем, как бы над ней поднимается скульптура Родины-матери.
Уже отсюда, с насыпи гребня, на котором в два ряда выстроились пирамидные тополя, видны кварталы города, заводские корпуса и заволжские дубравы.
По авторскому замыслу все эти компоненты, как фон огромной панорамы, как увертюра эпической симфонии, подготавливают чувства и настрой души посетителя к осмыслению главной темы памятника. Здесь защитники города-героя не знали страха в бою и не отступали ни на шаг. И только там, где в живых не оставалось ни одного советского солдата, противник мог продвинуться на несколько метров.
Приказ родины «Стоять насмерть!» жил в сознании советских патриотов до последнего вздоха.
Площадь «Стоявших насмерть»
Композиция «Стоять насмерть» отражает трудный период Сталинградской битвы. Как бы из самой великой русской реки поднимается советский воин-богатырь и, презирая смерть, становится на защиту родного города. Его фигура высечена из монолита, из огромной глыбы. Мужественное, волевое лицо. Губы тронула презрительная улыбка. В глазах непреклонная решимость. Мускулы напряжены. Это советский человек, человек труда. Война ворвалась в его дом. В грохоте взрывов, в лязге гусениц увидел он смерть. Но не ужас, не страх вызвала она в нём. Неугасимая ненависть к врагу, жажда победы стали сильнее смерти. Словно сама земля поднялась вместе с ним навстречу врагу. Она питает его своей силой, даёт ему опору.
Стены-руины
За композицией «Стоять насмерть» расположены стены руины. Сделаны они так, что если смотреть на них внимательно, то из этих «развалин» выступают изображения человеческих лиц в определённом смысловом порядке. Левая сторона посвящена клятве сталинградцев, правая - самой Сталинградской битве.
Стены-руины - каменная книга, героическая летопись: «Каждый дом - крепость». Эта и множество других надписей - волнующая история борьбы за жизнь. Осколком снаряда, штыком, куском металла оставляли солдаты в перерывах между боями свои автографы. Отступать было некуда, бой шёл за каждый дом, за каждую комнату в доме, за каждый метр Сталинградской земли.
На торце левой стены изображён момент переправы. Высадившись на огненный берег, солдаты вступили в бой. Немного выше слова: «За Волгой для нас земли нет» – это сказал снайпер Василий Зайцев, когда его принимали в партию.
Левая сторона раскрывает тему солдатской клятвы и верности ей. В суровом строю застыли воины. Над ними знамя с изображением Ленина. Уходя в бой, они клялись: «Перед лицом наших отцов, поседевших героев Царицына, перед полками товарищей других фронтов, перед нашими боевыми знамёнами, перед тобой, родная коммунистическая партия, перед всей Советской страной мы клянёмся, что не посрамим славы русского оружия».
Советский человек в шинели встал на Сталинградской земле, закрыв собою город. Он ранен в грудь. Обнажено сердце, но воин не упал. Здесь умирали стоя.
Комсомольский билет пробит осколком снаряда или пулей.
Члены всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи - комсомольцы - всегда были верны родине. Они шли в бой с верой в победу и своими боевыми делами вписали в историю борьбы за Сталинград много ярких страниц массового героизма. Их отважные сердца не боялись огня и пуль. Об этом свидетельствуют хранящиеся в музеях пробитые пулями билеты Алексея Очкина - командира группы «57 бессмертных»; Василия Бутова и Александра Олейничева, погибших при защите тракторного завода; сына испанского народа, защитника Сталинграда Рубена Руиса Ибаррури…
В конце левой стены изображён символический эпизод: из камня, как из глубины времени, выступают шеренги бойцов. Их лица неподвижны. Это те, кто погиб здесь, кого мы называем героями, о ком слагаются песни. Они живут в сердцах своих соотечественников. Здесь звучит орган. Музыка Баха утверждает глубину авторского замысла, навеянного осмыслением событий сурового времени.
Правая стена - вторая часть каменной книги - раскрывает сущность героической борьбы на улицах города. Она начинается с изображения солдата, грозного и решительного, который с гордостью произносит: «Я из 62-й!» - и устремляется в бой.
Много надписей было оставлено на стенах домов, в которых сражались защитники Сталинграда. Автор как бы перенёс их сюда, на памятник, сохранив почерки и содержание.
«Автомат на шее, 10 гранат под рукой, отвага в сердце - действуй!» - писал Чуйков в инструкции для штурмовых групп. Да, отвага в сердце бросала солдат на решительные действия.
Выписка из протокола комсомольского собрания:
Вопрос: «Существуют ли уважительные причины ухода с огневых позиций?»
Ответ: «Из всех оправдательных причин только одна будет принята во внимание - смерть».
Суровая правда суровой поры. Но это не значит, что все защитники священных рубежей были обречены на смерть. Нет. Наоборот, такая требовательность обязывала и молодого солдата и бывалого командира умело оборонять свои позиции, разить врага и тем самым утверждать право на жизнь.
Рядом, на изрешеченной осколками и пулями стене, чьей-то рукой написано: «Если погибну, считайте меня коммунистом». Так писали сотни и тысячи воинов, уходя в бой. В бою, в огне сражения они проверяли себя, свою готовность быть в рядах партии и носить высокое звание коммуниста. Советский народ без оглядки вверил коммунистической партии свою судьбу, потому что в мире не было и нет другой партии, которая с такой последовательностью, настойчивостью и бесстрашием боролась за интересы трудящихся. И чем грознее опасность, тем плотнее объединялись советские люди вокруг своей партии. Вот почему в период самых жестоких боёв - в сентябре и октябре 1942 года - на Сталинградском фронте было принято в партию 14 400 воинов.
Вверху, над изображением танка, выступает рельефный силуэт солдата в каске. По-русски красив и отважен этот молодой солдат. Он пристально смотрит в сторону врага. «Огонька им, ребята, побольше, чтобы не забывали гады, чья эта улица, чей этот дом!.. Сержант Павлов». Автор как бы выхватил из жизни героического гарнизона Дома Якова Павлова всего лишь один момент, но воскресил в памяти все 58 огненных дней и ночей, всю ярость напряжённой борьбы за один дом.
С не меньшей выразительностью и глубиной рассказывает фрагменты, размешённые в верхней части стены, о том, как работали в тылу женщины, старики, подростки, отдавая всё для фронта, всё для победы. Каждый фрагмент волнует и вызывает чувство гордости за людей героического тыла. И тут нельзя не сказать: подвиг ратный - родной брат трудовому.
Площадь героев
«Выстояв, мы победили смерть».
Вторая скульптура рассказывает о подвигах женщин в Великой Отечественной войне. Наряду с мужчинами несли тяготы войны и женщины. Только в 62-й армии свыше тысячи женщин было награждено орденами и медалями. Среди них – зенитчицы, связистки, лётчицы, танкисты, но чаще всего медицинские сёстры, санитарки, врачи.
Третья композиция рассказывает о славных моряках. Прижав к себе связки гранат, решительно устремился вперёд моряк, он готов отомстить за погибшего товарища, готов броситься под фашистский танк, но не пропустить врага.
Четвёртая композиция передаёт напряжение раненого командира, который до последней минуты не покидает передний край, продолжая руководить боем.
Пятая композиция - погиб знаменосец, но знамя не должно упасть. Его подхватил другой воин и устремился вперёд. Здесь выражены мужество и отвага защитников волжской твердыни.
Шестая композиция аллегорическая – два советских воина уничтожают фашистскую гадину и разламывают свастику.
На другой стороне водяного партера, слева, располагается более чем стометровая стена в виде развёрнутого и сильно удлинённого знамени. На ней слова: «Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?!».
Зал воинской славы
Сурово и строго оформлен вход в Зал воинской славы. Нависшие потолки, серые бетонные плиты напоминают блиндаж. Но вот крутой поворот - и перед глазами великолепный сверкающий золотом зал. Он имеет форму цилиндра. Его внутренние размеры: высота - тридцать с половиной метров, диаметр - сорок один метр.
На фоне золотой смальты по всему периметру стены свисают тридцать четыре символических красных знамени, они тоже из золотой смальты. На этих мозаичных знамёнах начертаны имена воинов, павших в Сталинградской битве. Список погибших заполняет зал снизу до верху. Над знамёнами - широкая лента, и на ней надпись: «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью Родиной!».
Потолок зала украшен изображениями орденов. В центре потолка сделан проём диаметром в 11 метров. В проёме располагается золотой венок, обвитый лентой от медали «За оборону Сталинграда».
Цент зала занимает большая мраморная рука, держащая факел с пламенем Вечного огня.
По мере подъёма по спиральному пандусу перед взором открывается величественное изображение главного монумента. Выход расположен на уровне следующей террасы - площади Скорби. Скульптурная композиция на эту тему открывается сразу при выходе из Зала воинской славы.
Площадь Скорби
На площади - склонившаяся фигура женщины-матери. Перед тем, как похоронить своего погибшего сына, она обняла его и погрузилась в безграничную скорбь. Лицо воина покрыто знаменем. Композиция выполнена в бетоне, но скульптор словно превратил его в эластичный, почти прозрачный материал, который наброшен на тело погибшего солдата.
Война принесла горе чуть ли не в каждую семью. Спят сыновья в братских могилах от Волги до Берлина. И пусть в облике этого воина каждая мать увидит памятник своему сыну, не вернувшемуся домой. В этой скульптуре выражена не только глубокая скорбь, но и протест женщин против войн, уносящих миллионы жизней. Дорого обошлась человечеству вторая мировая война. Только наша страна потеряла в ней 20 миллионов человек.
Главный монумент
Над площадью Скорби поднимается насыпной курган - святая святых памятника - братские могилы. Здесь похоронены защитники города. От площади Скорби к главному монументу ведёт серпантинная дорожка, вдоль которой надгробные плиты - знаки братских могил.
Венчает весь ансамбль скульптура Родины матери. Высоко подняв меч, она призывает к борьбе: победа на Волге - это ещё не окончательная победа над фашизмом, впереди были годы войны. Родина звала воинов изгнать фашистских захватчиков с советской земли, освободить народы Европы от гитлеровского ига.
Величественная скульптура Родины-матери поднялась над курганом на 52 метра и видна со всех концов города.
Весь памятник-ансамбль выполнен в бетоне. Сам материал подчёркивает суровый характер борьбы, героического подвига советского народа.
На земном шаре много гор и хребтов, больших и малых высот. Среди их Мамаев курган обозначен почти незаметной точкой, но в истории мировой войны он отмечен как самый значительный пункт.
Фашисты были на Мамаевом кургане, они рассчитывали нанести отсюда смертельный удар в сердце Родины, но просчитались. После разгрома на Волге Гитлеру не удалось удержать свои армии ни на Дону, ни на Днепре, ни на Висле и Одере, а у Берлина от них остались одни осколки.
Уже в феврале 1943 года с вершины кургана советским воинам стала видна заря победы. Попрощавшись с руинами города-героя, они пошли на Запад, на Берлин.
Представители иностранных государств, приезжавшие сюда после великой битвы, считали, что город восстановить невозможно. Бывший посол США в Советском Союзе Дэвис, увидел развалины улиц и заводских корпусов, сказал: «Этот город мёртв, и вы его не восстановите. Что умерло, то умерло. Я не знаю, чтобы кто-либо воскрес из мёртвых».
События Сталинградской битвы имели колоссальное значение для дальнейшего хода Второй мировой войны, это был точка великого перелома в его ходе. И признанием этого вклада служат не только грамота американского президента Франклина Рузвельта и меч английского короля Георга VI , бережно хранимые ныне в Волгоградском государственном музее-панораме "Сталинградская битва", но и площади и улицы имени Сталинграда в Париже и Лондоне, других странах Европы и Америки, а также тот неоспоримый факт, что во всем мире из всех драматических моментов Второй мировой войны на Восточном фронте, единственно известный ныне - Сталинградская битва.