Вводные упражнения по синтаксису и пунктуации. Знаки препинания перед союзом и в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью В бессоюзном сложном предложении
Г.А.БОГДАНОВА,
г. Москва
Знаки препинания перед союзом и в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью
В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью могут оказаться рядом два союза – сочинительный и подчинительный (или сочинительный союз и союзное слово). Сочетающиеся союзы разделяются или не разделяются запятыми в зависимости от контекстуальных условий. Запятая на стыке союзов ставится, если «изъятие» внутренней придаточной части не нарушает структуры предложения и после придаточной части предложения нет второй части союза (то, так) или союза но . Например: А женщина все говорила и говорила о своих несчастьях, и, хотя слова ее были привычными, у Сабурова от них вдруг защемило сердце. (К.Симонов) (ср.: и у Сабурова от них вдруг защемило сердце ). Прокофьев, одеваясь на ощупь в кромешной темноте, говорил, что писательство – самое тяжелое и заманчивое занятие в мире и что если бы он не был геологом, то наверняка сделался бы писателем. (К.Паустовский) – «изъятие» невозможно; после придаточного стоит то . |
Упражнение 42 . Объясните постановку знаков препинания .
1. Становится совсем темно, и если даже удастся убить птицу, то найти ее будет невозможно. (А.Комаров) 2. Он накрылся одеялом, зажмурился и, чтобы скорее уснуть, стал считать. 3. Окна были занавешены, и, хотя стоял день, в кабинете было сумрачно. 4. Звон удалялся, и, по мере того как его переливы доносились все тише, в сердце Макара вступало тупое отчаяние. (В.Короленко) 5. Глаза у нее были молодые, блестящие, и когда она во время работы надевала очки, то глаза становились совсем круглыми и даже чуть озорными, как у подростка. (В.Лидин)
Упражнение 43 . Спишите, расставьте недостающие знаки препинания.
1. Он слезал с лошади осторожно вернее сползал и когда встал на землю и взял коня в повод пошел медленно на подогнутых ногах. (С.Алексеев) 2. Негромкие голоса доносились отчетливо и если раньше волчонок слышал в человеческой речи только яркие интонации то сейчас начал различать отдельные слова и оттенки чувств. (С.Алексеев) 3. В доме к моему немалому удивлению было тихо и если бы не яркий огонь в окошке можно было бы подумать что там уже все спят. (Ф.Абрамов) 4. За день камни нагреваются и когда скроется солнце за облаками или налетит свежий ветер на этих валунах накупавшись до «гусиной кожи» мы любили греться. (Г.Титов) 5. Уже светало и когда волчиха пробиралась к себе густым осинником то было видно отчетливо каждую осинку и уже просыпались тетерева и часто вспархивали красивые петухи обеспокоенные неосторожными прыжками и лаем щенка. (А.Чехов) 6. У человека есть одна родина и куда бы ни забросила его судьба он не смеет забывать свой край свой город. (Е.Парнов)
Упражнение 44 . .
АННА АХМАТОВА
Анну Андреевну Ахматову я знал с 1912
года. Тоненькая стройная похожая на
пятнадцатилетнюю девочку. То было время ее
первых стихов и (не)обыкнове_ных (не)ожида_ных
триумфов.
Прошло два-три года и в ее глазах в осанке и в ее
обращени_ с людьми наметилась одна главнейшая
черта ее личности – величавость. С каждым годом
она становилась величестве_нее и это выходило у
нее как(то) само собой.
В поз_нейшие годы всегда и везде и в очереди за
керосином селедками и хлебом и в переполне_ном
жестком вагоне и в ташкентском трамвае и в
больничной палате набитой десятком больных
всякий чу_ствовал ее «спокойную важность» и
относился к ней с особым чу_ством уважения хотя
держалась она со всеми очень просто и
дружестве_но. Она оставалась величестве_ной во
всех случаях жизни – и в светской беседе и в
интимных разговорах с друзьями и под ударами
свирепой судьбы...
Замечательна в ее характере другая черта она
была соверше_но лиш_на чу_ства собстве_ности и не
любила и не хр_нила вещей ра_ставалась с ними
удивительно легко. Вокруг нее (не)было
(не,ни)какого комфорта и я не помню в ее жизни
такого периода когда окружавшая ее обстановка
могла(бы) назват_ся уютной.
Конечно она очень ценила красивые вещи и
понимала в них толк. Стари_ные подсвечники и
восточ_ные ткани гравюры и ларцы иконы древнего
письма то и дело по_влялись в ее скромном жилье и
через несколько дней и_чезали. (Не)ра_ставалась
она только с такими вещами в которых была
запечатл_на для нее память сердца шаль подаре_ная
ей Мариной Цветаевой перстень получе_ный ею от
покойного мужа.
(По К.Чуковскому)
Упражнение 45 . Проверьте себя!
На месте каких цифр в предложениях должны быть запятые?
А. Коляска и лошади уже давно были выведены на другой берег (1) и заложены (2) и уже солнце скрылось до половины (3) и вчерашний мороз покрывал звездами лужи у перевоза (4) а Пьер и Андрей (5) к удивлению лакеев (6) кучеров (7) и перевозчиков (8) еще стояли на пароме (9) и говорили. (Л.Толстой)
а) 1, 3, 4, 5, 9;
б) 2, 4, 6, 7, 8;
в) 2, 3, 4, 5, 6, 8;
г) 2, 4, 6, 9.
Б. Через пару часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла (3) они выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань. (Н.Резанова)
а) 1, 2, 3, 4, 5;
б) 1, 3, 4, 5;
в) 1, 2, 3, 5;
г) 1, 3, 5.
В. Он не знал (1) куда они направляются (2) и почему оказались именно здесь (3) однако (4) следовал за ней (5) и не задал ни единого вопроса.
а) 1, 2, 3, 5;
б) 1, 2, 3, 4, 5;
в) 1, 3;
г) 1, 3, 4.
Г. Пересекая и ручьи (1) и речки (2) он некоторое время бежал по воде (3) и (4) хватая ее на бегу горстями (5) пил (6) хотя можно было бы набрать во фляжку (7) и (8) так и не утолив жажды (9) снова выскакивал на берег. (С.Алексеев)
а) 2, 4, 5, 6, 8, 9;
б) 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
в) 1, 4, 5, 9;
г) 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Д. С вершин деревьев валятся на землю последние сухие листья (1) и по лесу нельзя ступить (2) так как и листья (3) и трава хрустят под ногами (4) и далеко предупреждают всех лесных обитателей об опасности.
а) 2, 3, 4;
б) 2, 3;
в) 1, 2, 3, 4;
г) 1, 2. 3.
(Ответы сверьте на стр. 11.)
Упражнение 46 . Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
1. Ветер все крепчал и казалось хотел загнать космонавтов обратно на корабль. (К.Булычев) 2. Можно было подумать что ему до зарезу нужно было кому-то позвонить и он то решается то вновь начинает колебаться. (В.Каверин) 3. Петя знал что он плохо воспитан и что некоторые неудачи в его жизни произошли именно по этой причине. (В.Каверин) 4. Через несколько километров вырубки кончились и потянулся темный, старый бор раскиданный по валам. (С.Алексеев) 5. Он постоял на пригорке рассмеялся радуясь хорошему дню чистому воздуху и тому что впереди три выходных и набрав в легкие лесной свежести быстрым пружинистым шагом двинулся вниз по склону. (Р.Злотников) 6. Кажется еще несколько минут назад стоял яркий день и вот уже длинные синие тени выползают из долин заметно для глаза поднимаясь по склонам и молниеносно сгущаясь в расселинах. (Р.Злотников) 7. Вдали за черными кустами и черной бетонной оградой попыхивало в небо пламя а здесь было темно и тихо и что-то по-лесному, по-подмосковному шуршало. (С.Смирнов) 8. Спустившись этажом ниже он прошел до самого конца длинного коридора и свернув налево толкнул обитую черной искусственной кожей дверь. (Е.Парнов) 9. Всюду журчала невидимая вода и мягко вздыхал оседающий снег. (О.Куваев) 10. Но и им было ведомо тоже что ничто доброе не пропадает и только зло уходит бесследно из мира. (В.Немирович-Данченко) 11. Какое хрупкое существо человек и как он поддается всяким влияниям начиная с детских лет! 12. Самолет заходя на посадку и делая над океаном размашистый разворот снижался и все новые и новые подробности проступали внизу. (П.Проскурин) 13. Над лесом послышался характерный постукивающий шум и прямо надо мной взволновал листву пролетающий вертолет. (В.Гусев) 14. Солнце пока не зашло за дома но длинные тени легли на белый снег и от этого казалось стало еще холоднее. (А. и Б. Стругацкие) 15. Капитан дал согласие на полет и хотя это должно было занять целый день мы отложили исследования города. 16. Я думаю у них просто-напросто сейчас слишком много своих проблем и они понимают что мы ничем не можем им помочь. (М.Славин) 17. Ветер в этом ущелье ежеминутно меняется из-под каменных берегов звенят подземные ручьи и чернеют пещеры полные темной воды. (С.Скиталец)
Упражнение 47 . Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки .
О комедии Фонвизина «Недоросль»
I. Все сцены в которых являет_ся Простакова исполн_ны жизни и верности потому что характер ее выдерж_н до конца с (не)ослаб_вающим ис_кус_твом с (не)изменяющеюся исти_ною. Смесь наглости и низости трусости и злобы гнус_ного бе_человечия во всем и нежности, равно гнус_ной, к сыну согл_сова_ны в характере ее живописцем сметливым и наблюдательным.
(П.Вяземский )
II. Ведь и госпожа Простакова любила своего Митрофана: она (не)щадно била по щекам старую Еремеевну и за(то) что дитя много кушало и за(то) что дитя мало кушало...
(В.Белинский)
III. Для взрослых Митрофан вовсе
(не)смеш_н... Ра_судок совесть и честь стыд и
приличие страх Божий и человеческий все основы
человеческого порядка г_рят в этом
простаковско-скотининском аду. Как только ее
(Простакову) простили она спохв_тилась стала
опять сама собой и первой ее мыслью было
перепороть (на)смерть всю дворню за свою (не)удачу
и когда ей заметили что тиранствовать никто
(не)волен она увековечила себя знаменитым
возр_жением (Не)волен! Дворянин когда захочет и
слуги высеч_ (не)волен! Да на что ж дан нам указ о
вольност_ дворянства?
Да, госпожа Простакова мастерица т_лковать указы.
(По В.Ключевскому)
Упражнение 48 . Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.
Павел Андреевич Федотов родоначальник
юмористического жанра в русской живопис_. Он
окончил кадетский корпус и когда уже стал
офицером в свободные от службы часы стал
посещать рисовальные классы Академи_ художеств.
Он рисовал жанровые сцены подмече_ные им на
улицах и упражнялся в портретировани_ карандаш_м
и акварельными
красками своих сослуживцев и
знакомых. Долгое время Федотов сч_тал основной
для себя батальную живопись
в которой он уже
пр_успел и которая в то время сулила почет и
материальное обеспечение. Басн_писец Крылов
помог Федотову понять что ему следует быть не
баталистом и что из него выйдет мастер бытового
жанра. Гениальный старец убеждал его «бросить
солдатиков и лошадок» и занят_ся исключительно
этим жанром. Послуш_вшись совета художник удвоил
усилия по изучению приемов живопис_ масл_ными
красками и овл_дев ими вскоре создал полотна
прослав_вшие его «Свежий кавалер, или Утро
чиновника получившего первый крест» и
«Разборч_вая невеста».
На выставк_ в Академи_ художеств посетители
толпились перед его картинами каждому хотелось
видеть изображения целиком выхвач_ные из жизни и
полные мысли и здорового юмора. Популярности
Федотова способствовало и стихотворное
объ_снение к картине «Сватовство майора»
соч_не_ное самим художником и распростр_нившееся
в рукописных копиях.
Федотов соч_нял и басни и э_легии и пьесы и
романсы которые сам же перел_гал на музыку но с
этим видом своего творчества он познакомил
только самых близких друзей.
(По «Энциклопедическому словарю» Брокгауза и Ефрона)
Дайте толкование выделенных слов. Подберите ряд слов, содержащих корень -аква- , объясните их значение.
Поставьте ударение в слове обеспечение .
Сделайте морфемный и словообразовательный разбор слова послуш_вшись .
(Сверьте ответы упражнения 45: А – в; Б – г; В – в; Г – г; Д – г.)
Упражнение 49 . .
Всего несколько месяцев отделяют
крымское путешествие Грибоедова от во_стания на
Сенатской площад_.
Еще раньше интересуясь прошлым и настоящим
Тавриды Грибоедов изучал произведения древних
географов вчит_вался в страницы и русских и
восточных летописей.
(В)течени_ трех месяцев пр_бывания в Крыму он
пос_тил и знаменитые пещеры и величественный
Чатыр-Даг и древние развалины замков и Никитский
ботанический сад прекрасные д_лины и бухты
(полу)острова. Поднявшись (в)верх скалистым
косогором попал он на Чертову лес_ницу и пр_од_лев
крутой перевал и обогнув бл_жайшую гору
остановился перед Балаклавской бухтой откуда
продолжил свой путь на Севастополь.
Большой знаток русской истории Грибоедов был
первым кто вспомнил о пр_бывани_ у херсонских
степей русских дружин и заговорил о князе
Владимире который пр_нес на Русь православие.
Грибоедов намеревался написать трагедию о
великом русском реформаторе и поэтому совершил
специальную поездку осматривая побережье вплоть
до Херсонесского маяка.
(По П.Дегтяреву)
Упражнение 50 . Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки .
(В)первые Толстой побывал на севастопольских б_стионах когда уже (в)течени_ двух месяцев на подступах к городу шли кровопролитные бои. Он осматр_вал город пр_вратившийся в крепость и беседовал с солдатами матросами и офицерами и все что он увид_л говорило ему стойкость и храбрость героизм и мужество севастопольцев (на)много выше чем пр_дст_влялось ему до приезда в Крым. Толстой видел и (не)имоверные страдания солдат из-за бездорожья и плохого транспорта безобразного снабжения и отвратительного медицинского обслуживания. Наблюдения пр_вели смелого и резкого в суждениях офицера к выводу о (не)обходимости пр_образования Росси_. Он сост_вляет две докладные записки пр_дст_вляющие собой про_кты переформирования батарей и армий и посылает их правительству и обе они оказ_вают_ся без ответа. Но офицер(патриот) не успока_вает_ся и продолжает искать другие пути используя имеющееся у него главное орудие – перо. Он пишет «Севастопольские рассказы» где по словам Некрасова «просто верно» перед_на жизнь ос_жде_ного города потому что автор их был и св_детелем и учас_ником обороны Севастополя.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Через пару часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла (3) мальчики выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведём верное написание.
Через пару часов, когда стало уже совсем жарко и толчея в порту замерла, мальчики выбрались за городскую черту и поднялись на холм, с которого видна гавань.
Запятые 1 и 3 выделяют придаточные части «когда стало уже совсем жарко и толчея в порту замерла».
Перед И запятая не нужна, потому что у этих двух придаточных есть общая главная часть.
Запятая 5 выделяет придаточную часть «с которого видна гавань».
Запятые должны стоять на местах 1, 3 и 5.
Ответ: 135
Правило: Задание 20. Знаки препинания в предложении с разными видами связи
ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
В задании 20 учащиеся должны уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из 3-5 простых.
Это сложнейшее задание проверяет умение выпускника применять на практике следующие знания:
1) на уровне простого предложения:
Понимание, того, что предложения без основы не бывает;
Знание особенностей основы односоставных предложений (безличных и др.)
Понимание того, что в простом предложении могут быть однородные сказуемые и подлежащие, знаки препинания между которыми ставятся по правилам однородных членов.
2) на уровне сложноподчинённого предложения:
Умение определять главное и придаточное в составе СПП по вопросу;
Умение видеть союзы (союзные слова) в придаточном предложении;
Умение видеть указательные слова в главном
Умение видеть однородные придаточные, при которых знаки препинания ставятся так, как и однородных членах.
3) на уровне сложносочинённого предложения:
Умение видеть части ССП и разделять их запятой. Общего второстепенного члена в этом задании не бывает.
4) на уровне всего предложения в целом:
Умение видеть те места в предложении, в которых встретились два союза: может быть рядом два подчинительных или сочинительный и подчинительный.
Соберём все базовые пунктуационные правила, важные при выполнения задания и пронумеруем их для удобства.
БП 6
Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК, И и ЕСЛИ, НО и КОГДА, И и ЧТОБЫ и др.), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Например: [Занавес поднялся], и, (как только публика увидела своего любимца), [театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков] Сравните: [Занавес поднялся], и (как только публика увидела своего любимца), так театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков]. и, (хотя слова ее были привычными для Сабурова), [от них вдруг защемило сердце]. [Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и (хотя слова ее были привычными для Сабурова), но [от них вдруг защемило сердце]. |
Как видно, правила 5 и 6 очень похожи: выбираем-либо писать ТО (НО...), либо ставить запятую.
Рассмотрим предложения из базы РЕШУЕГЭ и алгоритм работы над предложением.
[Утверждают](1) что? (что бразильские карнавалы восхищают и завораживают)(2) и (3) (когда (4) когда? то сами убедились (5) в чём? (насколько правы были очевидцы).
1. Выделяем основы.
1- Утверждают (односоставное, сказуемое)
2- карнавалы восхищают и завораживают
3- мы увидели
4- сами убедились
5- правы очевидцы
2. Выделяем союзы и соотносительные слова. Обращаем внимание, что рядом стоят И и КОГДА и на то, что есть ТО.
3. Помечаем придаточные предложения: все предложения, в которых есть подчинительные союзы, берём в круглые скобки.
(что бразильские карнавалы восхищают и завораживают)
(когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту)
(насколько правы были очевидцы).
4. Устанавливаем, к каким главным относятся придаточные. Для этого ставим вопросы от главных к предполагаемым придаточным.
[Утверждают] что? (что бразильские карнавалы восхищают и завораживают). 1 компонент найден. Запятая 1 ставится по правилу 4 [ = ], (что- = и =).
Остались два придаточные и одно без подчинительного союза. Проверяем, можно ли от него поставить вопросы.
[то сами убедились] когда? (когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту)
[сами убедились] в чём? (насколько правы были очевидцы). Второй компонент найден. Запятые 4 и 5 ставятся по правилу 4.
(когда - =), [то- = ], (насколько - =) Два разных придаточных к одному главному, придаточное времени очень часто стоит ПЕРЕД главным.
1 и 2 компоненты связаны сочинительным союзом И в одно сложносочинённое предложение. Это запятая 2.
Схема: |[ = ], (что- = и =)|, и |(когда - =), [то- = ], (насколько - =)|
Осталось выяснить, нужна ли запятая 3. Между И и КОГДА по правилу 6 запятая не нужна, так как после придаточного находится идёт ТО.
1 . В текстах ЕГЭ есть несколько заданий, связанных с умением расставлять знаки препинания, опирающимся на знание синтаксической структуры предложения. Перепишите предложения, расставляя знаки и объясняя их расстановку .
- Через пару часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла (3) мальчики выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань.
- Я окончательно убедился в том (1) что заблудился совершенно (2) и пошёл наугад туда (3) где бесконечно тянулись (4) поражающие взгляд путника (5) поля.
- Фигурные (1) цветные изображения украшают тексты (2) и поля рукописей (3) и вместе с текстом составляют красочное (4) и тонкое декоративное (5) целое.
- Вскоре (1) однако (2) Николай был произведён в ротмистры (3) и (4) когда полк был поставлен на военное положение (5) и появились новые боевые задачи (6) опять получил свой прежний эскадрон (7) в котором (8) разумеется (9) его помнили и любили.
- Люся была настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) старушка постепенно рассказала (4) как было дело.
- К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёлку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.
- Как приятно издалека смотреть на корабль с белыми парусами (1) и (2) когда попадёшь в эту паутину снастей (3) от которых (4) проходу нет (5) и увидишь всё изнутри (6) то сразу призна́ешь превосходство парохода над парусником.
- Лес (1) который со всех сторон окружал шахматовскую усадьбу (2) и (3) который сдерживался человеческой деятельностью (4) двинулся со всех сторон (5) и поглотил поляну (6) словно сомкнулись над ней зелёные волны.
- В почтовом ящике (1) оказалось (2) сразу несколько писем (3) и (4) если бы не строгий запрет командира (5) вряд ли кто-нибудь из отряда удержался бы от искушения немедленно проверить (6) нет ли весточки из дома.
- Когда в Подмосковье (1) гонимые холодным ветром (2) клочья серых туч (3) бежали по беспросветному небу (4) и (5) раскачиваясь (6) стонали берёзы и сосны (7) я воспользовался отпуском (8) и поехал в Крым.
- А уже через час оба сидели за шатким столиком (1) и (2) упираясь друг в друга головами (3) читали длинный список драгоценностей (4) некогда принадлежавших (5) тёще Ипполита Матвеевича.
- Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) подошла к клетке с птицами (4) и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки (5) хотя они были полны.
2. Расставьте знаки препинания (в соответствии с правилами пунктуации, а не в соответствии с тем, как это написано у автора). Выделите грамматические основы. Дайте синтаксическую характеристику каждому предложению с точки зрения структуры: простое, сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное сложное или сложное с разными видами связи.
Из произведений Агнии Львовны Барто
1) Зайку бросила хозяйка под дождём остался зайка.
2) Наша Таня громко плачет уронила в речку мячик. Тише Танечка не плачь не утонет в речке мяч.
3) Нет напрасно мы решили прокатить кота в машине кот кататься не привык опрокинул грузовик.
4) Я люблю свою лошадку причешу ей шёрстку гладко гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.
5) Уронили мишку на пол оторвали мишке лапу всё равно его не брошу потому что он хороший.
Из произведений Самуила Яковлевича Маршака
6) Был однажды на обеде у мохнатого медведя а зубастый крокодил чуть меня не проглотил.
7) Взявши под мышку дочь и мартышку мчится вприпрыжку по «Англетер» мистер Твистер бывший министр мистер Твистер миллионер.
8) Ни перинки ни простынки ни подушки не видать а усатый-полосатый перебрался под кровать.
9) В гостях медведь нельзя реветь нельзя грубить и чваниться знакомым надо кланяться.
10) Ищут пожарные ищет милиция ищут фотографы в нашей столице ищут давно но не могут найти парня какого-то лет двадцати.
11) Пенятся волны и мчится вперёд многоэтажный дворец-пароход.
12) В белых каютах дворца-парохода вы не найдёте цветного народа негров малайцев и прочий народ в море качает другой пароход.
Из произведений Владимира Владимировича Маяковского
13) Если бьёт дрянной драчун слабого мальчишку я такого не хочу даже вставить в книжку.
14) Я планов наших люблю громадьё размаха шаги саженьи я радуюсь маршу которым идём в работу и в сраженье.
15) Мой стих трудом громаду лет прорвёт и явится весомо грубо зримо как в наши дни вошёл водопровод сработанный ещё рабами Рима.
3 . Укажите грамматически верное продолжение предложения. Запишите верный вариант, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.
- Усевшись на земляной насыпи
а) зрителям хорошо был вид..н весь ст..дион;
б) игры проходили под восторже..ые крики б..лельщиков;
в) зрителям открылся пр..крас..ный обзор всего поля;
г) зрители могли наблюдать за ходом проходивших уже вторую неделю сор..внований;
д) у болельщиков появилась зам..чательная возможность отслеживать ход игры.
- Переводя текст
а) мне понадоб..лся содержащий техническую лексику словарь;
б) должны учитыват..ся и тип и стиль речи;
в) меня пор..зило (не)сходство эмоциональной окраски близких по значению слов;
г) обдумывает..ся его структура и стил..стические особе..ости;
д) учитывайте (не)только лексическое но и гра..атическое значение слов.
- Поднявшись на смотровую площадку
а) охватывает в..лнение от открывающихся видов;
б) город вид..н как на ладони;
в) сможете увид..ть все достопр..мечательности города;
г) открывает..ся вел..колепный вид на город;
д) голова кружит..ся от (не)обыкнове..ой красоты.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1. Простые предложения в сложном предложении разделяются или выделяются запятыми:
[Солнце, (когда пришёл я), садилось].
[Садилось солнце], и [кончался день].
2. При однородных придаточных запятые ставятся так же, как при однородных членах предложения:
[Он не слышал], (КАК повернулся ключ в замке) или (КАК лязгнул засов).
[Он злится] И (когда о нём забывают), И (когда слишком хорошо его помнят).
3. Если союз сложный (ПОТОМУ ЧТО, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, С ТЕХ ПОР КАК и др.), запятая ставится в зависимости от смысла и интонации один раз: или перед всем союзом, или перед его частью ЧТО, ЧТОБЫ, КАК:
Он не был на занятиях, ПОТОМУ ЧТО заболел.
Он не был на занятиях ПОТОМУ, ЧТО заболел.
4. Не разбиваются запятой союзы ТАК КАК, ТОГДА КАК, ЛИШЬ КОГДА, ДАЖЕ ЕСЛИ:
Он не явился, ТАК КАК заболел.
5. Запятые при стечении союзов И ЕСЛИ, И ХОТЯ, И КОГДА, ЧТО ПОКА, ЧТО ЕСЛИ и др.
При стечении двух союзов запятая ставится, если нет второй части двойного союза ТО, ТАК, НО, ОДНАКО.
Январь выдался студёный, И, (ХОТЯ жарко топили печь), окна обмёрзли.(Нет второй части союза.)
Январь выдался студёный, И (ХОТЯ жарко топили печь), НО окна обмёрзли. (Есть НО.)
Ученику сказали, (ЧТО, (ЕСЛИ он ещё раз прогуляет), вызовут родителей. (Нет второй части союза.)
Ученику заявили, (ЧТО (ЕСЛИ он ещё раз прогуляет), ТО вызовут родителей). (Есть ТО.)
РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЙ А26.
1. Рядом с тобой всегда люди (1) и (2) даже если тебе очень одиноко (3) ты не сомневайся в том (4) что кто-то сможет выслушать и понять тебя.
(1) – союз И соединяет части сложного предложения - запятая ставится.
(2) между И и ДАЖЕ ЕСЛИ ставится запятая, потому что нет второй части союза.
(3,4) – границы придаточных в сложноподчинённом предложении - запятые ставятся.
ОТВЕТ: 1,2,3,4
2. Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.
(1) – нет запятой, так как обстоятельство здесь не выделяется.
(2) - нет запятой, потому что союз И соединяет однородные сказуемые ОБЕССИЛЕЛ И ЗАПЛАКАЛ.
(3) – есть запятая, потому что нет второй части союза.
(4,5) - эти запятые выделяют придаточное предложение.
ОТВЕТ: 3,4,5
3. Через пару часов, (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла, (3) мальчики выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань.
(2) - не ставится, потому что союз И связывает однородные придаточные.
(4) - не ставится, потому что союз И связывает однородные сказуемые.