Выделение на письме вводных слов, вводных предложений и вставных конструкций. Правописание "так же" и "так же": когда в два и одно слово, примеры, пунктуация, синонимы Чем в первом случае но
В сложных предложениях, состоящих из трех или более предикативных частей, могут встретиться сочетания двух подчинительных союзов (ЧТО ЕСЛИ, ЧТО КОГДА и т. п.) и сочетания сочинительного и подчинительного союзов (И КАК, И ХОТЯ и т. п.).
1. Два подчинительных союза подряд могут встретиться в сложных предложениях с последовательным подчинением придаточных. Сравните два предложения:
А я тебе говорю, что
я поеду с тобой, если
ты поедешь.
А я тебе говорю, что, если
ты поедешь, я поеду с тобой (Л. Толстой).
В первом примере в самом начале стоит главная часть (А я тебе говорю …), за ней следует придаточная часть (…я поеду с тобой …), относящаяся к главной части. Такие части предположения называются придаточными первой степени. А завершает предложение придаточная часть (…если ты поедешь ), относящаяся не к главной части, а к первому придаточному. Такие части предложения называются придаточными второй степени.
Во втором случае придаточные части переставлены: после главной части предложения следует придаточное второй степени, а потом уже придаточное первой степени. Именно в такой ситуации и оказались рядом два подчинительных союза: союз ЧТО, с помощью которого присоединяется придаточное первой степени, и союз ЕСЛИ, который присоединяет придаточное второй степени. В таком предложении между двумя подчинительными союзами стоит запятая.
Обратите внимание: из такого предложения придаточное второй степени (…если ты поедешь… ) легко убрать, не разрушая всю синтаксическую конструкцию: А я тебе говорю, что... я поеду с тобой .
Теперь еще раз немного изменим это предложение:
А я тебе говорю, что если ты поедешь, то я поеду с тобой.
В этом примере в последней придаточной части появилось соотносительное слово ТО. Это вторая часть составного союза ЕСЛИ… ТО. Как результат, между союзами ЧТО и ЕСЛИ нет запятой. Обратите внимание: здесь мы не можем опустить придаточную часть второй степени (…если ты поедешь… ), так как в предложении сохранится слово ТО, относящееся к последней части предложения.
Получается, союз ЧТО присоединяет единую конструкцию из двух частей, связанных союзом ЕСЛИ… ТО, и следовательно, запятая между словами ЧТО и ЕСЛИ не нужна. Рассмотрите еще два похожих предложения, только с союзами ЧТО и КОГДА.
Это потому, что, когда
вагон останавливается, во всем вашем теле происходит замедление скорости (А. Толстой).
Егор привел неожиданное для Левина замечание, что когда
он жил у хороших господ, тогда
он был своими господами доволен (по Л. Толстому).
Запятая между союзами ЧТО и КОГДА есть только в том предложении, где нет слова ТОГДА.
2. Кроме сложноподчиненных предложений с последовательным подчинением придаточных, похожая ситуация может сложиться в конструкциях, где используется и сочинительная, и подчинительная связь одновременно. В этом случае рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы. Сравните два предложения:
Занавес поднялся, и, как
только публика увидела своего любимца, театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков (Куприн).
Занавес поднялся, и как
только публика увидела своего любимца, так
театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков.
Обратите внимание: и в том и в другом примере И и КАК стоят рядом, но запятая есть только в первом предложении. Дело в том, что во втором примере рядом оказались простой союз И и составной союз КАК… ТАК. Вторая (соотносительная) часть составного союза следует после придаточного времени.
Попробуйте убрать из предложения придаточную часть, начиная со слова КАК до следующей запятой. Это возможно только в первом случае, а во втором предложении смысл разрушится, так как в придаточной части останется вторая часть составного союза ТАК.
Сравните еще два предложения:
и, хотя
слова ее были привычными для Сабурова, от них вдруг защемило сердце (Симонов).
Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях, и хотя
слова ее были привычными для Сабурова, но
от них вдруг защемило сердце.
Во втором предложении между союзом И и союзом ХОТЯ не ставится запятая, поскольку после уступительной придаточной части следует союз НО, фактически принимающий на себя функцию соединения первой и третьей частей сложного предложения. По этой причине во втором примере слова И ХОТЯ превращаются в единое союзное сочетание, не требующее разделения на письме при помощи запятой.
Итак, необходимо запомнить следующие правила.
1. При последовательном подчинении рядом могут оказаться подчинительные союзы (ЧТО и ЕСЛИ, ЧТО и КОГДА и др.). Запятая между ними ставится только в том случае, когда далее в предложении нет соотносительных слов ТО или ТОГДА.
2. Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК и др.), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют.
Упражнение
- _ хотя никто не спросил себя, какое кому дело до того, что градоначальник спит на леднике, а не в обыкновенной спальной, но всякий тревожился (Салтыков-Щедрин).
Охотничья примета, что_ если не упущен первый зверь и первая птица, то поле будет счастливо, оказалась справедливою (Л. Толстой).
Она знала, что_ если письмо покажут мужу, он не откажет ей (по Толстому).
Чувствовал он, что_ если запнется, то все сразу к черту пойдет (Гоголь).
С Левиным всегда бывало так, что_ когда первые выстрелы были неудачны, он горячился, досадовал и стрелял целый день дурно (Толстой).
Ему никогда не приходило в голову, что_ если бы он и другие иностранные идеалисты были русскими в России, их бы ленинский режим истребил немедленно (Набоков).
Глуповцы в этом случае удивили мир своею неблагодарностью, и_ как только узнали, что градоначальнику приходится плохо, так тотчас же лишили его своей популярности (Салтыков-Щедрин).
Мимоходом забежал он в меняльную лавочку и разменял всю свою крупную бумагу на мелкую, и_ хотя потерял на промене, бумажник его значительно потолстел (по Достоевскому).
В предпоследней комнате встретился с ним Андрей Филиппович, и_ хотя тут же в комнате было порядочно всяких других, совершенно посторонних в настоящую минуту для господина Голядкина лиц, но герой наш и внимания не хотел обратить на подобное обстоятельство (Достоевский).
К утру температура упала, и_ хотя я был, как жаба, вял, я надел свой фиолетовый халат поверх кукурузно-желтой пижамы и отправился в контору, где находился телефон (Набоков).
Очень может быть, что_ если формы не совпадут с моими требованиями, я откажусь от законного иска (Толстой).
Андрей Филиппович ответил господину Голядкину таким взглядом, что_ если б герой наш не был уже убит совершенно, то был бы непременно убит в другой раз (Достоевский).
Она, например, все более убеждалась, что_ если общий разговор временами и велся по-французски, то делалось это по сговору ради дьявольской забавы (по Набокову).
Полковой командир объявил, что_ если эти скандалы не прекратятся, то надо выходить (Толстой).
Он чувствовал, что_ если он признает это, ему будет доказано, что он говорит пустяки, не имеющие никакого смысла (Толстой).
Левин уже давно сделал замечание, что_ когда с людьми бывает неловко от их излишней уступчивости, покорности, то очень скоро сделается невыносимо от их излишней требовательности и придирчивости (Толстой).
Янкель обратился к нему и сказал, что Остап сидит в городской темнице, и_ хотя трудно уговорить стражей, но он надеется доставить ему свидание (по Гоголю).
Он тоже ходатайствовал об учреждении академии, и_ когда получил отказ, то без дальнейших размышлений выстроил вместо нее съезжий дом (Салтыков–Щедрин).
Еще по звуку легких шагов на лестнице он почувствовал ее приближение, и_ хотя он был доволен своею речью, ему стало страшно за предстоящее объяснение... (Толстой).
Но надежды их не сбылись, и_ когда поля весной освободились от снега, то глуповцы не без изумления увидели, что они стоят совсем голые (Салтыков-Щедрин).
Одним словом, он основательно изучил мифологию, и_ хотя любил прикидываться благочестным, но в сущности был злейший идолопоклонник (Салтыков-Щедрин).
Я любил бывать у них, и_ хотя объедался страшным образом, как и все гостившие у них, хотя мне это было очень вредно, однако ж я всегда бывал рад к ним ехать (Гоголь).
Она велела ему спрятаться под кровать, и_ как только беспокойство прошло, она кликнула свою горничную, пленную татарку, и дала ей приказание осторожно вывесть его в сад и оттуда отправить через забор (Гоголь).
Грамматики начинали прежде всех, и_ как только вмешивались риторы, они уже бежали прочь и становились на возвышениях наблюдать битву (по Гоголю).
В обоих случаях изменилась бы стоимость денежного материала, т. е. товара, функционирующего как мера стоимостей, а потому изменилось бы также выражение товарных стоимостей в ценах, а следовательно, – масса обращающихся денег, которые служат для реализации этих цен. Мы уже видели, что сфера обращения товаров имеет прореху, через которую туда проникает золото (серебро и вообще денежный материал) в качестве товара данной стоимости. Наличие этой стоимости предполагается уже при функционировании денег в качестве меры стоимости, т. е. при определении цен. Например, если понижается стоимость самой меры стоимости, то это прежде всего проявляется в изменении цены тех товаров, которые обмениваются на благородный металл как на товар непосредственно в местах добычи последнего. Однако значительная часть других товаров, в особенности на низших ступенях развития буржуазного общества, долгое время продолжает оцениваться в ставшей иллюзорной, устаревшей стоимости меры стоимости. Но по мере того как товары вступают в стоимостные отношения друг с другом, один товар заражает другой, и золотые или серебряные цены товаров мало помалу выравниваются в соответствии с пропорциями, которые определяются самими стоимостями товаров, пока, наконец, все товарные стоимости не будут оцениваться соответственно новой стоимости денежного металла. Этот процесс выравнивания сопровождается непрерывным ростом количества благородных металлов, притекающих взамен непосредственно обмениваемых на них товаров. Поэтому в той самой мере, в какой среди товаров распространяются эти новые, исправленные цены, или в какой стоимости товаров оцениваются в новой, упавшей и продолжающей до известного пункта падать стоимости металла, в такой же мере уже имеется в наличии добавочная масса благородного металла, необходимая для реализации этих новых цен. Одностороннее наблюдение фактов, последовавших за открытием новых месторождений золота и серебра, привело в XVII и в особенности в XVIII столетии к неверному выводу, будто товарные цены возросли потому, что большее количество золота и серебра стало функционировать в качестве средства обращения. В дальнейшем мы будем принимать стоимость золота за величину данную, каковой она и является фактически в момент установления цен.
Итак, при этом предположении масса средств обращения определяется суммой товарных цен, подлежащих реализации. Если мы допустим далее, что цена каждого товарного вида дана, то сумма цен товаров будет, очевидно, зависеть от количества товаров, находящихся в обращении. В самом деле, не требуется особенно ломать голову для того, чтобы понять, что раз 1 квартер пшеницы стоит 2 ф. ст., то 100 квартеров будут стоить 200 ф. ст., 200 квартеров –400 ф. ст. и т. д., а следовательно, с массой пшеницы должна возрастать и масса тех денег, которые при ее продаже обмениваются с ней местом.
Если мы предположим, что масса товаров дана, то масса находящихся в обращении денег будет увеличиваться и уменьшаться вместе с колебаниями товарных цен. Она растет и падает в зависимости от того, повышается или понижается сумма цен товаров вследствие изменения величины цен. При этом необязательно должны одновременно повышаться или понижаться цены всех товаров. Повышения цен известного числа ведущих товаров в одном случае, понижения их цен в другом случае достаточно для того, чтобы заметно повысить или понизить подлежащую реализации сумму цен всех обращающихся товаров, а следовательно, и для того, чтобы привлечь в сферу обращения больше или меньше денег. Отражает ли изменение цен товаров действительное изменение стоимости их или представляет собой просто колебание рыночных цен, влияние на массу средств обращения в обоих случаях одинаково.
Пусть дано известное число не связанных между собой, одновременных и, следовательно, пространственно сосуществующих продаж, или частичных метаморфозов, например 1 квартера пшеницы, 20 аршин холста, 1 библии, 4 галлонов водки. Если цена каждого из этих товаров 2 ф. ст., следовательно, подлежащая реализации сумма цен 8 ф. ст., то в обращение должна вступить масса денег, равная 8 фунтам стерлингов. Но если те же самые товары образуют звенья исследованного нами выше ряда метаморфозов: 1 квартер пшеницы – 2 ф. ст. – 20 аршин холста – 2 ф. ст. – 1 библия – 2 ф. ст. – 4 галлона водки – 2 ф. ст., то один и те же 2 ф. ст. приводят в обращение все эти товары один за другим, последовательно реализуя их цены, – следовательно, эти 2 ф. ст. реализуют сумму цен в 8 ф. ст. с тем, чтобы опочить в заключение в руках винокура. Они совершают четыре оборота. Это повторное перемещение одних и тех же денег выражает двойное изменение формы товара, его движение через две противоположные стадии обращения и в то же время сплетение метаморфозов различных товаров. Противоположные и дополняющие одна другую фазы этого процесса не могут совершаться рядом в пространстве, но должны следовать друг за другом во времени. Определенные промежутки времени образуют поэтому меру их продолжительности, т. е. числом оборотов одних и тех же денежных единиц за данное время измеряется быстрота обращения денег. Пусть процесс обращения указанных выше четырех товаров продолжался, например, один день. Тогда подлежащая реализации сумма цен составит 8 ф. ст., число оборотов одних и тех же денежных единиц за день – 4 и масса обращающихся денег – 2 фунта стерлингов. Таким образом, для процесса обращения за данный промежуток времени:
сумма цен товаров
– = массе денег,
число оборотов одноименных денежных единиц
функционирующих в качестве средств обращения. Этот закон имеет всеобщее значение. За данный промежуток времени процесс обращения каждой страны охватывает, с одной стороны, множество разрозненных, одновременных, пространственно рядом совершающихся актов продажи (соответственно купли), или частичных метаморфозов, в которых одни и те же деньги лишь один раз меняют место, или совершают лишь один оборот; с другой стороны, тот же самый процесс охватывает совокупность многих, частью параллельных, частью переплетающихся между собой, более или менее богатых звеньями рядов метаморфозов, в которых одни и те же деньги совершают более или менее значительное число оборотов. Общее число оборотов всех находящихся в обращении одноименных денежных единиц дает, однако, среднее число оборотов отдельной единицы, или среднюю скорость обращения денег.
Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте
Первое свидание - с одной стороны, это возможность встретить того самого человека. А с другой - та еще нервотрепка, которая в итоге ни к чему не приводит.
сайт расскажет о 7 ошибках, которые мы иногда совершаем на свидании, и способах их избежать. Читайте и встречайтесь, ведь это шанс познакомиться если не с тем самым, то просто с интересным человеком. А если после прочитанного все-таки останутся вопросы - держите универсальный совет-бонус в конце статьи .
7. Критика
Ваш партнер просит охладить красное вино? Считает, что последняя часть «Пиратов Карибского моря» была самой удачной? Не видит ничего зазорного в слове «ихний»? Сдержите желание объяснить, насколько глубоко он заблуждается. Первое свидание, собственно, для того и нужно, чтобы оценить человека и понять, по пути ли вам дальше. Перевоспитать партнера с первого раза не получится, а вот запомниться злобным педантом - легко.
- Совет: Не критикуйте!
6. Разговоры о бывших
Совет «не говори о бывших» по степени очевидности можно сравнить разве что с «не ешь суп вилкой». Но одно из исследований говорит о том, что люди часто поднимают тему своих предыдущих отношений на свидании. В результате у партнера создается впечатление, что им не заинтересованы . Вполне ожидаемое такое впечатление.
- Совет: Ну что тут посоветуешь-то? Просто не говорите о бывших, и все. Ведь со стороны это выглядит так, будто вы привели экс-партнера с собой на свидание.
5. Разговоры о работе
В беседах о работе люди нередко впадают в одну из двух крайностей: она либо слишком плохая, либо слишком хорошая. В первом случае вы выглядите неудачником . Во-втором - все эти восторженные рассказы про тренинги, воркшопы, брейнштормы и комьюнити кажутся попыткой в чем-то убедить в первую очередь самого себя.
- Совет: Вспомните какую-нибудь смешную историю, связанную с работой. Совсем безумных воспоминаний не нужно (например, про то, как офисный унитаз накрыли прозрачной пленкой), а вот самоирония не помешает (подойдет рассказ про какой-нибудь ужасный конкурс на корпоративе, в котором приходилось принимать участие).
4. Неправильная тема для беседы
Кроме бывших и работы, есть и другие темы, которые не рекомендуется обсуждать при встрече с малознакомым человеком. С человеком, которому вы хотите понравиться. Это проблемы со здоровьем или их отсутствие (в зожников не то чтобы сразу все влюбляются), религия или политика, избыток или недостаток денег. Отсутствие справедливости, настоящей любви, дешевой гречки - тоже нет, как и любые другие размышления о неидеальности этого мира.
- Совет: Известный специалист в сфере отношений составил 36 вопросов , которые помогут мужчине и женщине лучше узнать друг друга и проникнуться симпатией. Почитайте, наверняка вы найдете среди них идеи для диалога на первом свидании. Кстати, чтобы магия сработала на все сто, каждому по очереди нужно ответить на все вопросы и потом в течение 4 минут смотреть друг другу в глаза.
3. Неправильная одежда
Неправильная одежда - это все неудобное, не соответствующее времени суток или погоде, вызывающее, яркое или, напротив, слишком серое. Выбирайте классическую и удобную одежду (если это не бесформенный балахон), желательно красного цвета , и не прогадаете. И вот еще несколько советов.
- Советы женщинам: Количество голой кожи (или покрытой капроном, если холодно) не должно превышать 40 % в случае, если вы ищете длительные отношения. На каблуках шаг становится короче, а покачивание бедрами - сильнее. Это сводит мужчин с ума - мотайте на ус.
- У дамы в юбке или платье больше шансов произвести положительное первое впечатление. Соотношение между талией и бедрами, подстегивающее мужчин, - от 0,6 до 0,8. Одежда с запахом или горизонтальными полосами на бедрах, тонкие ремешки на талии и юбка-тюльпан вам в помощь.
- Советы мужчинам: Синие джинсы и белая футболка - именно это сочетание назвали оптимальным почти 70 % женщин. Если белый не вариант, то, помимо красного, прекрасный пол отлично реагирует на такие цвета , как фиолетовый, черный и синий.
- Больше всего дам раздражают слишком короткие брюки и слишком большие пиджаки. Более половины женщин отметили, что лучше, если от мужчины ничем не пахнет, кроме свежести. Такие дела, парни.
2. Отказ от алкоголя
Если свидание проходит в первой половине дня и на столе, кроме кофе с пирожными, ничего нет, то спиртное будет неуместным. Но если это ужин, который в любых других условиях сопровождается бокалом красного, то почему нет?
Немного (это ключевое слово) алкоголя поможет снять напряжение, и вы начнете вести себя по-настоящему. Это дорогого стоит и компенсирует многие ошибки. А вот когда мы пытаемся вести себя не так, как обычно, это приводит к зажатости в разговоре и поведении, что смотрится неестественно и даже ужасно. Кстати, заедать вино листьями салата - тоже про это.
- Совет: Выбирайте те напитки (да и блюда тоже), которые пробовали раньше, чтобы реакция организма не удивила вас. Всякие там горящие коктейли, при подаче которых бармен должен ударить вас по голове, оставьте на потом. Ну и даже самое легкое белое вино на пустой желудок - конечно же, табу.
1. Плохое настроение
Если настроение испортилось на свидании из-за ваших неоправданных ожиданий - тут ничего не попишешь, вставайте и уходите. Но явиться на встречу уже не в духе означает свести к минимуму вероятность того, что вас захотят увидеть во второй раз. Ведь в плохом настроении мы лишаемся нашего главного козыря - искренней улыбки .
- Совет: Если перед встречей что-то (или кто-то) вывело вас из равновесия, перенесите ее. И ничего страшного, что вы уже потратили уйму времени на подготовку. Лучше потратить это время еще раз, чем не дождаться приглашения на второе свидание. А по поводу неоправданных ожиданий - попробуйте не строить предварительных иллюзий, и тогда все будет намного проще.
Примеры.
Þ медлительность и пассивность , - в первом случае, он делает то, что нужно, но всё это - в замедленном темпе, во втором случае, он старается вообще ничего не делать;
Þ сомнения и подозрительность , - сомнение в наибольшей степени относится к делу, факту, событию, а подозрительность – к человеку, личности, сотруднику;
Þ такие понятия как наглость и беспардонность , радушие и гостеприимство , имеют между собой больше сходства, чем различий. Но все же, между ними есть некоторые отличия в смысле. Читатель сможет заняться этими изысканиями самостоятельно. Можно многое сказать и о других словах, помещенных в нашем списке.
И, последний совет, в этом подразделе.
Совет 5 . Работа со словами из списка сможет быть продуктивна только в том случае, если читатель будет полностьюискренен с самим собой, то есть, он не будет:
· приписывать себе «ангельский характер», чрезмерность имеющихся у него знаний, и характеристики профессионального «белого и пушистого гения», во всей полноте смысла этих позитивных слов- характеристик;
· наоборот, «прибедняться», ощущая себя существом «чёрным и лохматым», ничего не знающим, не понимающим, недостойным в целом присутствия среди тех достойных, кто уже «посвящён» в юристы.
Итак . Следует настойчиво подчеркнуть, что, всякие крайности, опасны, как правило, а поэтому нежелательны, и, что самое главное, малопродуктивны, поскольку не способствуют в полной мере осознанию индивидом собственной личности и уровня её развития. А это совершенно необходимо, для того, чтобы иметь право называть себя «развитой личностью».
Вопрос*Ответ. Но как вписывается в эти размышления такое понятие, как трудный сотрудник?
ТРУД- НЫЙ СО-ТРУД - НИК
Справка . В заголовке есть корень для обоих слов: – ТРУД. Едва ли этому стоит удивляться, поскольку –ТРУД- действительно лежит в основе всяческого благоденствии и личности, и общества, и государства. Но нередко бывает так, что личность спрашивает самого себя:
- Кто же виноват в моих бедах: я сам? Или все вокруг, но кроме меня?
Вот, тут-то уже появляется та новая проблема, к которой мы сейчас и переходим. Это – проблема «недовольства самими собой». Правда, иногда она превращается в проблему «восхищение самим собой».
Люди делятся на группы не только по возрасту, полу, весу, образованности, уровню воспитанности и пр., но они ещё могут быть разделены на две особые части: на тех, кто -
Þ 1. кто: восхваляет в своих успехах в основном самого себя, а не тех, кто его окружает («умею, способен, постиг, достиг, всё сам(а)» и пр.),
Þ 2. кто: винит в своих неуспехах в большей степени окружающих («кругом нехорошие люди, тупые, глупые, козлы, те же – чёрные и лохматые»), но никак не себя; или жалуется на свою «жалкую судьбу, слепой случай» и пр.).
Совет . Следовательно, каждому из студентов (читателей) было бы весьма полезно осознать свои собственные, присущие только ему характеристики из этих двух тенденций, соотнести которые можно в целом так:
· в моих успех, победах, достижениях и пр., или, наоборот, в моих неуспехах, провалах, поражениях и т.п. - чей вклад больше – лично мой, или тех, кто меня окружает?
Вопрос*Ответ . Для творческого и позитивного ответа на этот вопрос полезно самым внимательным образом прочитать следующий подраздел, в котором весьма подробно рассматриваются два вопроса:
· 1. как научиться замечать свои собственные ошибки, обращать на них внимание, без каких бы то ни было указаний со стороны, особенно в том нередком случае, если раньше студент этого никогда сознательно не делал;
· 2. как, наконец, научиться исправлять свои собственные ошибки, после того, как они были замечены, и сравнены с некоторым образцом, который должен стать целью в работе над ошибками.
Нам следует всегда помнить, что, как говорят опытные специалисты:
нет отчаянных положений, но есть отчаявшиеся люди.
Об этом и речь, но как о механизме СК+СКР.
МЕХАНИЗМ СК+СКР
Чтобы полно, прочно, быстро и эффективно решить любую творческую юридическую или культурную задачу, нужно будет добавить к созидательному процессу по её решению ещё и качественно действующий механизм самоконтроля и самокоррекции (СК+СКР).
Справка. Этот механизм состоит из двух частей: СК+СКР, где -
· самоконтроль - есть та его части, когда человек контролирует свои действия, сравнивая между собой два результата:
а) реально полученный, в ходе его самостоятельной работы,
б) необходимый, по исходным заявленным условиям;
· самокоррекция - есть, та его часть, когда исследователь исправляет собственные, замеченные им самим в ходе работы ошибки, добиваясь наиболее полного и верного решения из всех возможных для него самого на данный момент.
Подумаем. Самоконтроль только высвечивает ошибку, указывает на наличие в творческом решении конкретного человека определенный недостаток. Самоконтроль, сам по себе, не дает из ошибки разумного, творческого выхода. Очевидно, что одного самоконтроля для серьезной переоценки собственных достижений и ошибок, успехов и недостатков в решении творческих задач, мало. Но тому, кто решает указанную задачу, непременно нужно пойти дальше, а именно: замеченную ошибку нужно еще и исправить. Такой рациональный выход по окончательному решению поставленной задачи и называется – самокоррекция. Другими словами, каждый из нас, как личность, должен сам сделать для себя по исправлению своих ошибок всё то, что он сам считает необходимым в каждом отдельном случае при использовании механизма СК+СКР.
Совет. На этом пути обучения культуре познавательного процесса должны быть предусмотрены следующие шаги исследователя, а именно. Исследователь (студент) сам -
Þ а) сам готовится к решению соответствующей творческой задачи,
Þ б) сам проверяет самого себя, свои мысли, действия, самостоятельно обнаруживая в сделанном и в сказанном собственные просчеты и огрехи;
Þ в) наконец, сам исправляет свои, им же самим замеченные, ошибки.
Итак . В зависимости от того, насколько студент продвинулся на этом пути, он будет находиться на разных уровнях восхождений к заветной цели – научиться учиться культурному обучению. Самый нижний уровень – когда студент ещё не умеет ничего. Самый верхний уровень – когда он овладел процессом полностью и может работать самостоятельно.
На схеме этот процесс может выглядеть следующим образом.
УРОВНИ МЕХАНИЗМА СК+СКР
Подумаем. Уровни функционирования механизм СК+СКР можно представить себе так.
Из данной схемы становится ясно, что успех по этой системе может быть достигнут только на основе ступенчатой программы, по которой личность поднимается вверх, пока не достигнет той цели, которая в данном случае называется «Культура». Тогда весь механизм СК+СКР функционирует постоянно. Одновременно ясно, что в действии механизма СК+СКР существует несколько уровней, которые представлены в следующей таблице.
Уровни действия (или не действия) механизма СК+СКР зависят от того –
· насколько студент в целом целеустремлён на то, чтобы систематически фиксировать своё внимание на своих собственных ошибках, не ожидая указания на их появление со стороны других людей, - раз;
· насколько сам студент этим действиям контроля успешно обучен, - два.
Другими словами, главное: насколько студент владеет тем важным и очень профессиональным умением, которое кратко можно сформулировать четырьмя словами: САМ ОШИБСЯ, САМ ИСПРАВИЛ.
Итак . Из таблицы ясно, что только уровень 3 даёт студенту искомое владение всем механизмом СК+СКР. Очевидно также, что наш пример с речью юриста -Х соответствует уровню -0. Именно в таком примитивном положении обсуждение любых возможных ошибок становится совершенно бессмысленным, поскольку оно не может привести к маломальским улучшениям общего отрицательного баланса в оценке конкретной профессиональной культурной юридической деятельности, речи.
О подобных случаях примитивных, бестолковых и безрезультатных разговоров некогда существовала поговорка: «Разговоры В Пользу Бедных». Суть её заключается в том, что про бедных не нужно говорить, разговоры не могут им помочь, не могут заменить дела. Бедным нужно оказывать реальную помощь: делами, пособиями, носильными вещами, бесплатными обедами и пр.
Пример. Есть люди, которые, ложась вечером в постель после трудового дня, спрашивают сами себя:
- А что я сегодня сделал(а) полезного с точки зрения творчества? - Да уж не сделал(а) ли я за этот день чего-нибудь постыдного?
- А как бы мне исправить все те погрешности, которые я сам(а) вижу невооруженным глазом?
- И зачем мне ждать замечаний со стороны, если я сам(а) могу все исправить и самостоятельно, и быстрее, и качественнее, и эффективнее?
Подумаем. Эти вопросы, направленные человеком к самому себе, и есть тот предварительный элемент механизма СК+СКР, которые сможет в дальнейшем стать движущей пружиной на пути полного и эффективного функционирования самого механизма. Естественно, что творческому исправлению следует подвергать любые профессиональные человеческие ошибки: юридические, служебные, бытовые, семейные... любые. И что без такого подхода стать истинным профессионалом в своём деле совершенно невозможно. Не зря говаривали наши предки:
без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Но следует заметить. Труд же этот заключатся как раз не в том, чтобы «тащить», а в том, чтобы учесть в этом труде все прошлые ошибки, и не допустить никаких, хоть и подобных, но новых, чтобы улов был одновременно весьма хорош - и количественно, и качественно.
Есть по этому поводу и другая более современная присказка.
Пример . Едет по благословенным в техническом отношении дорогам Германии некий любитель-водитель на последней марке «Мерседеса», и вдруг автомобиль глохнет, не желая отзываться ни на какие ухищрения своего хозяина. Хозяин достаёт телефон, и объясняет причину вызова быстро подъехавшему механику. Тот легко окидывает опытным взглядом уже открытый двигатель, достаёт из специального набора нужную ему отвёртку, и, повернув на полтора оборота какой-то маленький винтик, вкладывает отвертку на прежнее место. Затем просит хозяина повернуть ключ зажигания, двигатель заводится, а механик выписывает квитанцию на 100 евро.
Ого, - говорит хозяин, - 100 евро за повёрнутый винтик...
Ну, что вы, - ласково отвечает механик, - за поворот винтика – только половина евро, а 99 с половиной евро за то, что я точно знаю, какой винтик следует повернуть именно в данном случае.
Подумаем . Нет, совсем не ошибаются и англичане, утверждающие, что «всё легко, когда знаешь, как это делается». Да и русский народ внёс в решение этой проблемы свою лепту, определив:
« - Да, не боги горшки обжигают, а Мастера!».
А в результате, именно так, и именно в такой последовательности сочетаются между собой:
1) сама личность, 2) её культура, 3) её поведение –
Как обще гуманитарное качество культуры, - раз,
И как её профессиональное качество, - два.
Итак . Во всяком творчествена первое место выходит умение самой личности контролировать свои собственные мысли и действия на основе механизма СК+СКР, стремясь поднять свой собственный ещё не достигнутый в целом профессиональный культурный уровень юриста на более следующую и более высокую ступень.
Вопрос*Ответ: - А можно ли в наше время заниматься вопросами профессиональной культуры юриста без опоры на механизм СК+СКР?
Можно, но результат будет хуже. Хотя практика показывает, что многие непосредственные участники не совсем творческих процессов именно так и поступают. Но, конечно же, не нужно этого делать.
Итак, наш девиз: можно, но не нужно. Использование механизма СК+СКР предоставляет в распоряжение профессионала активную динамику в процессе решения поставленной задачи, и, в конце концов, общую эффективность, присущую в высшей степени каждому истинному Мастеру своего дела. Если, конечно, он, Мастер. И с большой буквы!
Подумаем. Недаром, есть у нас некая таинственная загадка, применимая для теории и практики формирования интеллекта у подрастающего поколения, которая звучит так:
«У человека можно многое отнять, но есть нечто такое, чего отнять у него никак нельзя. Что это?». Многие с ответом затрудняются...
А ответ исключительно прост:
У человека нельзя отнять знания, умения и навыки.
Добавим: Не подвергая опасности здоровье этого человека.
Мы говорили в этой лекции о множественности самых разных и важных аспектов формирования профессиональной культуры для высшего юридического образования. Только их перечисление занимает около страницы текста.
Совет . Мы же возьмём на вооружение наш девиз, который звучит одновременно, и философски, и культурно, и профессионально, поскольку в нём зафиксировано то, что делать нечто нелогичное, бесполезное, и уж тем более вредное действительно хоть и можно, но не нужно. И уж тем более: следует взять себе за правило: никогда не делать ничего противозаконного, подпадающего в той или иной степени не только что под общее порицание набором духовных культурных традиций страны, но и под его преследование содержанием соответствующих статей её юридических актов.
Вопрос*Ответ. А если спросить: - Почему же нельзя, «если очень хочется?». То каков должен быть юридически и культурно-логически верный ответ на этот вопрос?
Отвечаем так: - Потому нельзя, что в этом случае может наступить глубокая профессиональная и культурная деформация личности юриста.
Итак . В результате глубокой профессиональной деформации личности юриста вполне может наступить его общая и личная, и семейная, и даже социально-общественная беда. И наступит она, вероятно, ещё до того, как все подходящие к этому судебному случаю юридические кодексы и их статьи, вступят в свою законную силу по отношению к тому фигуранту, кто встал на шаткий и скользкий путь конфронтации с законодательством своей страны.
Но это уже важнейшая тема следующей 4-ой лекции нашего курса.
Выводы. Л 3
У человека можно отнять многое: материальные ценности, здоровье, даже жизнь. Но знания отнять невозможно. Даже в изгнании, в нищете, в тюрьме Мастер своего дела остаётся специалистом.
Тому есть множество примеров. А поэтому общая культурно-производственная цель каждого профессионала состоит в умении повышать свою квалификацию. Именно на это и нацелен механизм СК+СКР, и разработанные в этой лекции уровни его механизма. На эту часть лекции и следует обратить особое внимание студента.
Действительно -
знания, умения, культурные навыки в том числе,
всегда остаются с нами.
Контрольные вопросы
Совет . Нужно как можно более кратко, но в тоже время и как можно более полно, объяснить содержание тех понятий и терминов, которые указаны ниже. А именно -
Культура и поведение. Стили А и Б.
Способности. Воображение. Воля. Совесть.
Творчество. Индивидуальные особенности.
Логика: дедукция, индукция, аналогия. Интуиция.
Умники, умницы (знаю/умею, хочу/могу). Тугодумы.
Ум и сообразительность.
Факторы: человеческий, личный.
Трудный сотрудник. Самопознание. Основные черты характера.
Самооценка: завышение/занижение. Независимый эксперт.
Не боги горшки обжигают, (а кто?).
Если у меня что-нибудь (или, всё) плохо, то: - Кто виноват: я? Или все?
Механизм СК+СКР. Уровни.
Подскажите, можно ли использовать фразу "опять же таки" в следующем контексте, и если нет, то чем можно заменить? В первом случае потребитель "взвешивает", сопоставляет субъективные факторы с экономическими, во втором – сопоставляет (расчетным путем) экономические факторы с факторами опять же таки экономической природы. Спасибо за помощь!
Такое употребление не вполне корректно, лучше использовать _опять же_ или _опять-таки_.
Вопрос № 221204 | ||
Добрый день! Прошу Вас внести ясность во взаимотношения запятой и слова "однако".
Примеры: 1.Однако(,) подготовка и проведение конкурсов. 2. Информация отсутствует, однако(,) ее можно запросить.
Заранее спасибо, т.к. очень часто встречаются конструкции со словом "однако". Раньше я не ставила в первом случае запятую, во втором - ставила. Сегодня встречаю множество вариантов написания, и это стало для меня вопросом.
Ответ справочной службы русского языка
Если однако имеет значение противительного союза но (стоит в начале предложения или соединяет однородные члены), то запятая ставится только перед союзом: Информация отсутствует, однако ее можно запросить. Однако подготовка и проведение конкурсов планируется позднее . Обособляется вводное слово однако и однако в значении междометия: Смотри, однако, будь осторожен! Однако, какой ветер!
Вопрос № 219578 | ||
Такая проблема. В редактируемой книге встречаются сочетания "радовались, как дети" и "радовался как ребенок". В первом случае автор поставил запятую, во втором – нет. Как вы считаете, оставить авторскую пунктуацию или привести к единообразию? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Лучше в обоих случаях писать без запятой.
Вопрос № 218363 | ||
Пожалуйста, ответьте! Верно ли, что в пределах одного предложения в первом случае слово "республика" пишется с прописной буквы, во втором - со строчной: Максимальная доля инфицированных больных приходилась на Республику Татарстан, минимальная - на республики Дагестан и Ингушетия. Большое спасибо за помощь!
Ответ справочной службы русского языка
Верно, поскольку в данном случае слово "республики", употребленное в форме мн. ч., не является частью собственного наименования государства.
Вопрос № 217753 | ||
Почему пишется об опасности,но о еде, т.е. в первом случае предлог об,а во втором - о, ведь слова начинаются с гласной. С уважением Надежда Васильевна.
Ответ справочной службы русского языка
Буква _е_ в начале слова передает два звука: _й_(согласный) и _э_. Перед согласным _й_ пишется предлог _о_.
Вопрос № 217321 | ||
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какие знаки следует ставить в следующих случаях: 1. Не далее как 15 марта того же года посетил я этот музей. (Нужны ли здесь запятые?) 2. "О чем вы говорите, - замахал он руками и добавил - даже и не думайте об этой поездке!" (После ДОБАВИЛ нужно двоеточие или тире? И слово ДАЖЕ с прописной или со строчной буквы?) 3. Пастернак-оригинальный поэт был не менее лиричен, чем Пастернак-переводчик. (Верно ли здесь стоит дефис?) Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
В первом случае предпочтительно употребление формы множественного числа, в остальных - формы единственного числа.
Вопрос № 217117 | ||
В случае, если просьба не будет выполнена, будем считать... Вопрос: нужна ли в первом случае запятая? И, если можно, подскажите правило, дающее ответ на мой вопрос. Большое спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
_В случае если_ -- сложный союз. Если он стоит в начале предложения, запятая может ставиться или не ставиться по усмотрению автора. Таким образом, запятая перед _если_ факультативна (необязательна).
Вопрос № 217010 | ||
Корректны ли знаки препинания: 1. тел.: 11-11-11, 22-22-22. 2. тел. / факс: 11-11-11. В первом случае возник спор из-за точки после "тел". Во втором - по поводу двоеточия. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
В обоих случаях Вы написали верно. (Пробелы до и после косой черты не требуются.)
Вопрос № 216751 | ||
К вопросу 216746: а если в тексте говорится, что "...он сел в свой "кадиллак", а через несколько страниц: "...его "Кадиллак Девилль"...". Не писать же в первом случае с прописной?
Ответ справочной службы русского языка
В первом случае лучше написать с маленькой буквы, как сделали Вы.
Вопрос № 216553 | ||
Уважаемая Справка! С вашего портала: «Под председательством Дмитрия Медведева прошло первое заседание Оргкомитета по проведению Года русского языка», но мы пишем со строчной буквы «оргкомитет такой-то конференции». Почему в первом случае слово Оргкомитет пишется с прописной? Приравнивается к названию организации? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Слово _оргкомитет_ писать с большой буквы допустимо как первое слово названия организации, однако в данном тексте для единообразия лучше, действительно, писать _оргкомитет_ с маленькой буквы. Большое спасибо за замечание!
Вопрос № 213492 | ||
Как писать слово неэргономичный. Слитно или раздельно? Например: дизайн у этого автомобиля неэргономичный; мне он кажется неэргономичным; неэргономичный какой-то дизайн, некрасивый и непрактичный.
Ответ справочной службы русского языка
Согласно правилу в подобных примерах в первом случае , как правило, написание раздельное, в остальных - слитное.
Вопрос № 213152 | ||
Добрый день. Разъясните, пожалуйста, нужны ли запятые при перечислении званий и регалий в указанных случаях и различаются ли эти случаи: 1) лауреат Государственной премии СССР действительный член Российской академии наук профессор И. И. Иванов; 2) ...автор статьи - И. И. Иванов, лауреат Государственной премии СССР, действительный член Российской академии наук, профессор. Правильно ли я понимаю, что в первом случае запятые не нужны, т. к. это не однородные члены? Во втором, по ощущению, нужны запятые, но может я ошибаюсь? Спасибо за ответ. С уважением, Александр Ауэрбах
Ответ справочной службы русского языка
Запятые нужны в обоих случаях, перечисленные степени и звания выступают как однородные приложения.
Вопрос № 212836 | ||
Нужны ли запятые? Компания "Домино" при поддержке Группы компаний «РЕНОВА» как стратегического инвестора продолжает реализацию широкомасштабного проекта. Нужны ли кавычки и двоеточие? Сотрудничество ведется с компаниями: «ЮТэйр», «КрасЭйр», «Сибирь».
Ответ справочной службы русского языка
В первом случае пунктуация верна, дополнительные знаки препинания. Во втором примере кавычки и двоеточие нужны, после первого и второго пункта лучше поставить на запятую, а точку с запятой.
Вопрос № 212421 | ||
ЕврОАзиатские народы или же еврАзиатские народы? Существует континент Евразия и прилагательное от его названия "евразийский", а как быть в первом случае ? Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
_Евро-азиатский_.